Рубрики

Автократ правит в одиночку, а трансформатор развивает потенциал команды: семь стилей лидерства, которые нужно знать

Считается, что ключом к достижению успеха в жизни является упорный труд. Однако, чтобы стать хорошим руководителем, недостаточно просто иметь углубленные знания в том или ином вопросе. Необходимо уметь находить общий язык с людьми, что позволяет правильно организовать работу в команде.

Принято выделять несколько стилей руководства, которые могут быть эффективными в той или иной ситуации и в определенной сфере. Важно правильно планировать свои взаимоотношения с подчиненными, что помогает добиться максимальной эффективности работы в команде.

Дать универсальной рекомендации относительно выбора стиля управления часто невозможно. Важно учитывать, в какой сфере ведется работа. Например, на производстве или в сельском хозяйстве может быть эффективным использование автократического или бюрократического стиля лидерства. Однако строгое следование определенным правилам может оказаться неуместным в тех областях, где требуется свобода мысли и творческий подход сотрудников. Поэтому руководителю нужно знать, какой стиль управления наилучшим образом подходит в конкретной ситуации.

Демократический стиль управления

На сегодняшний день демократический стиль управления считается самым популярным. Он предполагает взаимовыгодное сотрудничество между подчиненными и руководителями. В компаниях, где применяется этот стиль, практикуют равенство между всеми сотрудниками, они с уважением относятся друг к другу. Считается, что демократичный стиль руководства способствует созданию комфортной рабочей атмосферы. Однако в данном случае руководителю приходится принимать различные решения, которые он мог бы делегировать своим подчиненным.

Делегативный стиль управления

Считается, что основной проблемой делегативного стиля управления является доверие между начальником и подчиненными. В этом случае руководитель делегирует часть своих обязанностей своим коллегам. Однако часто подчиненные не обладают необходимыми знаниями и компетенциями для выполнения определенных задач. В результате сотрудники остаются свободными в выборе способов решения проблем, но такая инициатива не всегда приводит к положительным результатам.

Автократический стиль управления

При автократии решения принимает единолично начальник, требуя полного подчинения от сотрудников, находящихся под жестким контролем. В некоторых случаях подобный стиль управления позволяет достичь нужных результатов. Однако следует понимать, что построение доверительной и здоровой атмосферы в коллективе при таком подходе часто затруднительно. В творческих сферах работы автократический стиль управления часто приводит к существенному ухудшению результатов.

Трансформационный стиль управления

При трансформационном стиле управления каждый сотрудник, будь то подчиненный или руководитель, активно вовлечен в реализацию проекта. Важной чертой этого стиля является стремление развивать потенциал каждого члена команды. Требуется умение правильно планировать выполнение текущих задач и формировать долгосрочные планы. В коллективе, где преобладает трансформационный стиль, начальник проявляет сочувствие к своим подчиненным, устанавливая прочные эмоциональные связи, что способствует достижению отличных результатов.

Транзакционный стиль управления

Транзакционный стиль управления в большей степени опирается на использование возможных наказаний и поощрений для контроля работы подчиненных. Считается, что в краткосрочной перспективе такой подход может обеспечить необходимый эффект. Однако чем дольше применяется этот стиль, тем сложнее бывает поддерживать правильный баланс между "кнутом" и "пряником". В конечном счете могут сформироваться личные предпочтения в отношении некоторых сотрудников, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на общей производительности труда в компании.

Бюрократический стиль управления

Во многих случаях управление коллективом осуществляется посредством внедрения специальной системы и регламента. Бюрократический стиль управления может приносить результаты в определенных областях. Однако ожидать проявления инициативы со стороны подчиненных в данном случае просто не приходится. Этот стиль управления неэффективен в сферах, где требуется свобода мышления и творческий подход. Бюрократия часто подавляет свободу мыслей и выражения мнений, что делает невозможным появление инноваций.

Пассивно избегающий стиль управления

Этот стиль управления был разработан Люсьеном Файресом, который провел всю свою карьеру на руководящих должностях. По его мнению, чтобы достичь максимального эффекта, необходимо предоставить подчиненным максимальную свободу. В таком случае усилия сотрудников будут направлены на быстрое и эффективное выполнение своих обязанностей. Таким образом подразделение, компания или фирма может достичь успехов в своей деятельности.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание