Рубрики
...

Принципы бюджетной системы Российской Федерации. Принципы построения бюджетной системы

Каждое государство в целях эффективного функционирования экономики производства и социальной системы законодательно закрепляет принципы бюджетной системы страны. Для рационального и достаточного распределения бюджетных ресурсов. Так как определение возможностей бюджета закладывается на этапе его обсуждения и утверждения, то большое значение для правильной оценки финансовых показателей будущего года и эффективного расходования финансовых средств в процессе реализации бюджета играют принципы построения бюджетной системы.

Понятие бюджета и функционирование бюджетного устройства

Каждая страна формирует определенный план расходования финансовых ресурсов и доходов на определенный период. Этот план и является бюджетом. Процедура работы с бюджетом - многоступенчатая. Производится оценка всех текущих и возможных факторов воздействия на социально-экономическую сферу, и в зависимости от предполагаемых изменений, а также с целью поддержания приоритетных направлений развития государства расписывается бюджетный документ.

принципы бюджетной системы

Бюджетное устройство подразумевает под собой основополагающие правила (принципы) организации бюджета, в соответствии с которыми происходит взаимодействие между субъектами бюджетного процесса, осуществляется формирование и расходование финансовых средств из бюджета.

Принципы организации бюджетной системы содержат сущностные положения того, как должна функционировать указанная система. Таких принципов выделяют несколько, они в совокупности позволяют говорить об эффективности всей системы финансов страны.

принципы построения бюджетной системы

Положение о единстве бюджетной системы

Основа этого положения – единообразие законодательства в области бюджетной деятельности, работы бюджетной системы, общность документации и форм отчетности, ответственность за нарушение правил. Все указанное можно свести к нескольким тезисам, построенным на единой (-ом):

  • правовой основе;
  • организации денежной системы страны;
  • содержании бюджетных процессов;
  • ответственности за неисполнение и нарушения в исполнении законодательства в сфере бюджетирования.

Принцип разделения доходов и расходов

Принципы бюджетной системы не могут не отражать доходную и расходную структуру, поэтому в данном положении отражается то, что каждый уровень власти - федеральные органы, субъекты Федерации и местное самоуправление - имеет законодательно закрепленные виды доходов и расходов, которыми будет оперировать бюджет каждого уровня.

принциаы построения бюджетной системы рф

Так как в данном случае идет обращение не только к расходам, но и к доходам, то это означает, что данный принцип будет реализовываться через ряд экономических систем, например, через фискальную (налоговую) систему.

Самостоятельность бюджетов

Построение системы государственного управления предполагает разделение органов власти на уровни, каждый из которых будет иметь определенную самостоятельность в принятии решения по бюджетному процессу. В данном случае принципы бюджетной системы Российской Федерации учитывают права и обязанности органов федеральной власти и местного уровня.

принципы бюджетной системы рф

Это означает, что органы власти должны самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджета и эффективность его использования. Они наделены правом самостоятельно организовывать бюджетный процесс. Также подразумевается, что каждый уровень власти, в соответствии с законодательством, имеет право устанавливать налоги и сборы, которые пойдут в бюджет определенного уровня. Недопустимо самостоятельно вводить действия по налогам и сборам и другим платежам, которые могут в текущем финансовом периоде повлиять на ранее утвержденный бюджет с изменением его состояния в худшую сторону.

Полнота отражения всех составляющих статей бюджета

Принципы функционирования бюджетной системы неотделимы от сути формирования государственного бюджета, поэтому в указанных принципах расходы и поступления в бюджет также занимают существенное место. Рассматриваемое положение оперирует тем, что все источники доходов и финансирования бюджета при дефицитном балансе, а также направления расходов должны быть обязательно отражены в бюджетах соответствующих уровней.

принципы организации бюджетной системы

Сбалансированность бюджета

Данный принцип соблюдения баланса бюджетных средств основан на правиле равенства расходов доходам и поступлениях для финансирования дефицита. То есть формирование планового бюджета должно быть продумано и ориентировано на допущение наименьшего объема дефицита финансовых ресурсов.

принципы бюджетной системы российской федерации

Это крайне важный принцип для создания равновесного бюджета. Для его формирования необходимо проводить тщательный анализ структуры расходования бюджетных средств в текущем финансовом году, учитывать тенденции изменений в экономике, а также закладывать потенциальные риски. Однако достаточно часто дефицит бюджета имеет место, и в таком случае причины могут быть как в переоцененных доходных статьях, так и в недооцененных расходах.

Положение об эффективности использования бюджетных средств

Рассматривая принципы функционирования бюджетной системы, следует отмечать, что они направлены на создание стабильной системы с возможностью постоянного повышения эффективности её функционирования. Данное положение обращается к тому, что необходимо создавать не только максимально возможные доходные части бюджета, но распределять и направлять бюджетные ассигнования с максимальным рациональным эффектом.

Следует отметить, что в понятие эффективного распределения и освоения бюджетных ресурсов входит не только направление их в производственные сферы, но и для социальной сферы также подходит данный принцип. Средства должны быть выделены в таком объеме, который позволил бы покрыть основные проблемные области, при этом повысив качество жизни населения.

принципы функционирования бюджетной системы

Правило общего покрытия расходов бюджета

Этот принцип основан на том, что нет привязки статей расходов к определенным доходам. То есть происходит общее поступление финансовых средств, которые идут по заявленным направлениям применения. Но есть исключения из этого правила, которое затрагивает:

  • целевые средства иностранных заимствований;
  • добровольные взносы населения;
  • расходы, имеющие целевое назначение в соответствии с международными договорами;
  • определенные неналоговые доходы;
  • субсидии, полученные из других бюджетных источников системы.

Принцип гласности или открытости

Прозрачность работы государственной системы является основополагающим моментом, поэтому все принципы бюджетной системы также сводятся к тому, что информация о бюджетных процессах должна быть открытой и публиковаться в средствах массовой информации. К раскрытию информации относят следующие данные:

  • Утвержденные бюджеты и отчеты об их исполнении.
  • Проекты бюджетов.
  • Вопросы, вызывающие разногласия независимо от того, какие именно структуры власти выступают в обсуждении.
  • Следует отметить, что в целом бюджетным правом предполагается наличие секретных статей расходов, но они могут быть утверждены только на уровне федерального бюджета. Такие статьи не попадают под данный принцип.

Равенство бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований

Указанное положение оперирует тем, что уполномоченный государственный орган власти для работы с бюджетом, независимо от уровня (федеральный уровень или уровень местного самоуправления), основывает свою деятельность исключительно на тех правилах и принципах, которые прописаны в Бюджетном кодексе РФ. Все принципы бюджетной системы РФ основаны на своде правил, изложенных в указанном кодексе.

Выделяют также ряд новых принципов, которые были введены не так давно. Среди них:

  • достоверность расходов, указанных в бюджете;
  • адресность и целевая направленность бюджетных средств;
  • единая касса;
  • подведомственность расходов бюджетов.

Заключение

Организация бюджетных процессов в нашей стране обязательно основана на том, какие принципы построения бюджетной системы РФ утверждены и прописаны в соответствующем кодексе. Благодаря указанным правилам все финансовые процессы, связанные с бюджетированием, имеют четко выстроенную систему подчиненности и системности. Это очень важный аспект для развития экономических и социальных сфер, ведь благодаря правилам, по которым действуют все экономические субъекты, можно более полно и с меньшими рисками спрогнозировать развитие того или иного процесса.

Но принципы бюджетной системы могут также дополняться и конкретизироваться, так как эта система также постоянно развивается с учетом требований развития социально-экономической системы.