Бюджетная система России представляет собой совокупность бюджетов федерального, регионального и муниципального уровней, а также внебюджетных государственных фондов. Она основывается на экономических отношениях и регулируется российским законодательством.
Государственный бюджет
Он признается основным финансовым планом страны на текущий год. Госбюджет имеет силу федерального закона и представлен в виде нормативного акта, содержащего доходно-расходные статьи. Его утверждение входит в компетенцию парламента.
В качестве основных функций государственного бюджета выделяют:
- Перераспределение доходов населения и ВВП.
- Госрегулирование, стимулирование экономической сферы.
- Финансирование социальной политики государства.
- Контроль формирования и использования централизованного денежного фонда.
Бюджетное устройство
Под ним понимают организацию финансовой системы, принципы ее формирования. Единство бюджетного устройства обеспечивается единой нормативной базой, применением общих классификаций, форм документации, налоговой и социально-экономической политикой.
В 28 статье БК (Бюджетного кодекса) закреплены принципы финансовой системы России. В их числе:
- Самостоятельность бюджетов.
- Сбалансированность.
- Полнота и достоверность сведений.
- Рациональность и эффективность использования средств.
- Совокупное (общее) покрытие затрат.
- Адресность, целевой характер расходов.
- Гласность (открытость).
Характеристика федерального бюджета РФ
Как выше говорилось, госбюджет – важнейший финансовый документ, закрепляющий направления расходов и поступлений в казну. Структуру федерального бюджета формируют налоги, госкредит и государственные затраты.
По своему экономическому содержанию он является формой образования и расходования централизованного денежного фонда. Именно федеральный бюджет в РФ выступает в качестве основного средства перераспределения доходов населения, через него осуществляется мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для регулирования экономики, реализации социальных программ, а также укрепления обороноспособности страны.
Право РФ на самостоятельный бюджет установлено в Конституции, в 71 статье. Порядок формирования финансовой системы, правила исполнения статей закреплен в БК. В соответствии с положениями Кодекса, Правительство вносит на рассмотрение Госдумы проект федерального бюджета до 1 октября текущего года.
Особенности составления финансового плана
Важнейшим звеном государственного финансового процесса выступает разработка федерального бюджета. Она осуществляется Минфином по поручению Правительства. Формирование структуры федерального бюджета должно начинаться за 10 мес. до начала финансового года.
Задачами Минфина является разработка:
- Проекта финансового плана.
- Проектировок ключевых показателей на среднесрочную перспективу. Они разрабатываются на основе программы Правительства, социально-экономического прогноза, сводного баланса.
- Проекта федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год.
Общие правила
Для разработки федерального бюджета уполномоченная исполнительная структура организует составление социально-экономического прогноза. Минфин обеспечивает составление проектировок ключевых показателей, формирование проекта ФЗ "О госбюджете".
На первой стадии разработки федерального бюджета исполнительные структуры выбирают план-прогноз экономического развития на предстоящий год. В нем отражаются ключевые макроэкономические показатели, описывающие состояние народно-хозяйственного комплекса.
При анализе федерального бюджета Минфин определяет характеристики финансового плана на будущий год и формирует порядок распределения расходов. В течение 2 недель с даты их принятия Правительством Министерство, на основании функциональной классификации затрат, совершает следующие действия:
- Направляет проектировки исполнительным федеральным органам. Они, в свою очередь, осуществляют распределение их среди конкретных получателей средств федерального бюджета.
- Извещает исполнительные региональные структуры о характере межбюджетных отношений между РФ и ее субъектами, методике их формирования на предстоящий год и среднесрочную перспективу, установленную законодательством.
На второй стадии разработки федерального бюджета исполнительные госструктуры осуществляют:
- Распределение предельных объемов финансирования на предстоящий год. Оно осуществляется на основании экономической и функциональной классификаций расходов бюджетов субъектов РФ, муниципалитетов, городов фед. значения и по конкретным получателям.
- Разработку предложений о проведении организационных и структурных преобразований в социальной сфере и экономических отраслях, об отмене правовых актов, реализация которых предполагает расходование средств казны, не обеспеченное надежными, реальными источниками в предстоящем году, о приостановлении этих нормативных документов либо о поэтапном их введении.
Необходимые материалы
Установленный порядок разработки федерального бюджета обеспечивает рассмотрение и утверждение его проекта до начала предстоящего финансового года, а также согласование в процессе анализа финансового плана ряда показателей.
Проект ФЗ "О госбюджете" вносится Правительством в нижнюю палату Парламента. Направление закона о федеральном бюджете осуществляется до 26 августа текущего года. При этом к проекту прикладываются следующие материалы:
- Предварительные результаты социально-экономического развития страны за прошедший период текущего финансового года.
- Прогноз функционирования социально-экономической сферы на предстоящий год.
- Ключевые направления налоговой и бюджетной госполитики на будущий период.
- План развития государственного и муниципального экономических секторов.
- Прогноз сводного баланса по всей стране на предстоящий год.
- Прогноз консолидированного бюджета.
- Ключевые принципы и расчеты по взаимоотношениям госбюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ.
- Проекты целевых программ федерального и регионального развития, адресной инвестиционной политики на предстоящий год, госпрограммы вооружения, программы приватизации муниципальных и госпредприятий, внешних заимствований, структуры внутреннего госдолга.
- Международные договоры, вступившие в действие для России и содержащие ее финансовые обязательства на предстоящий год.
- Расчеты по статьям классификации поступлений, разделам, подразделам, дефициту федерального бюджета.
- Перечень нормативных документов, действие которых на предстоящий год отменяется либо приостанавливается в связи с отсутствием для их реализации бюджетных средств.
Рассмотрение Госдумой
Законопроект обсуждается нижней палатой в четырех чтениях. На первой стадии изучается его концепция. Анализируется прогноз социально-экономического роста на предстоящий год. В первом чтении обсуждаются также ключевые направления налоговой и финансовой политики, принципы построения взаимоотношений бюджетов государственного и регионального уровней. Депутаты изучают проект программы по государственным внешним заимствованиям, анализируют возможное денежное обеспечение федерального бюджета, внешнего финансирования его дефицита.
В ходе первого чтения вступает Председатель Правительства, представители Комитета по бюджету, а также 2-го профильного комитета, Председателя Счетной палаты. По результатам обсуждений Госдума принимает решение об отклонении либо принятии законопроекта.
Во втором чтении депутаты анализируют и утверждают расходы на предстоящий год в соответствии с разделами функциональной классификации в рамках общего объема бюджетных затрат, утвержденного на первой стадии рассмотрения. Кроме этого, согласовывается размер фонда финансирования субъектов РФ.
В третьем чтении утверждаются:
- затраты в соответствии с подразделами функциональной классификации и по главным распорядителям;
- распределение средств фонда поддержки регионов по соответствующим субъектам;
- расходы на финансирование целевых, адресной инвестиционной и других программ;
- проекты госкредитов иностранным государствам.
На четвертом этапе проводится голосование за весь законопроект в целом. При этом поправки в него вноситься не могут.
Местный бюджет
Он представляет собой форму образования и расходования средств на финансовый год, служащих для обеспечения функций и задач, отнесенных к предмету ведения муниципальной власти, посредством исполнения расходных обязанностей соответствующего МО.
Доходы местного бюджета, согласно положениям БК, формируются за счет собственных поступлений и отчислений региональных и федеральных регулирующих сборов и налогов. Ключевыми источниками средств, которыми располагает муниципалитет, считаются:
- Налоги.
- Неналоговые доходы.
- Поступления от собственной хоз.деятельности.
- Муниципальный кредит.
Налоговые доходы
В их состав включены средства, полученные от обязательных местных отчислений. Ими являются, в частности, земельный налог и налог с имущества физлиц.
Кроме того, в бюджеты муниципалитетов поступают:
- НДФЛ.
- ЕНВД.
- ЕСН.
- Госпошлины, подлежащие зачислению по месту совершения юридически значимого действия, регистрации или предоставления документов.
Расходы
Они разделяются на две большие группы:
- Обязательные затраты. В их число включены расходы на финансирование выплат, в т. ч. по переданным государственным полномочиям. Обязательными также являются расходы, закрепленные региональным и федеральным законодательством.
- Дискреционные затраты. Они представляют собой издержки на развитие местного дорожного хозяйства, экономики, строительной сферы, содержание территории и муниципального хозяйства.
Кроме того, расходы разделяют на собственные и связанные с выполнением государственных полномочий, возложенных на местные структуры власти. Первая группа связана с решением местных задач и обслуживанием долга МО. Эти расходы можно разделить по следующим направлениям:
- Содержание органов местной власти.
- Организация, проведение выборов в МО.
- Выполнение муниципального заказа.
- Исполнение местных нормативных актов.
- Финансовая помощь отраслям хозяйства, бюджетным учреждениям.
- Обслуживание финансовых обязательств.
- Реализация целевых программ территориального значения.
- Инвестиции в развитие местной инфраструктуры.
Указанные расходы покрываются средствами из собственных доходов МОО, а также трансфертов при пониженном уровне обеспеченности, заемными средствами при соблюдении требований к величине бюджетного дефицита.
Осуществление полномочий, переданных местной власти государственными органами, предполагает:
- Обеспечение госгарантий прав граждан на общедоступное, бесплатное дошкольное, дополнительное образование в рамках реализации утвержденных учебных программ.
- Формирование комиссий по делам несовершеннолетних, защите их прав, организация деятельности данных структур.
- Выравнивание финансовой обеспеченности поселений.
- Соцподдержку и соцобслуживание пожилых граждан, инвалидов, лиц, находящихся в сложных жизненных условиях, детей-сирот, ветеранов, безнадзорных, малоимущих.
- Организацию предоставления специализированной медпомощи.
- Выплату населению адресных субсидий на оплату коммунальных услуг и жилья.
- Выполнение полномочий по госрегистрации актов гражданского состояния.
- Сооружение и содержание дорог межмуниципального значения.
- Предотвращение ситуаций, способных нарушить функционирование систем жизнеобеспечения, ликвидация последствий аварий и катастроф.
- Первичный воинский учет.
- Библиотечное обслуживание граждан.
- Реализацию программ по охране природы, поддержанию экологической безопасности.
Анализ затрат
По функциональному назначению расходы распределяются по следующим группам:
- Затраты на производственный сектор. Сюда включены издержки на содержание и развитие системы ЖКХ, национальной экономики и охрану природы. На долю этих затрат приходится более 17 % от общего объема. Большая часть средств уходит на содержание и развитие ЖКХ. Затраты на национальную экономику занимают небольшую долю расходов местного бюджета. Они связаны с содержанием и ремонтом дорожного полотна общего пользования, субсидированием градообразующих предприятий.
- Расходы на повышение уровня бюджетных услуг, отражающие результативность финансовой политики, проводимой на территории МО. В их состав входят социально-культурные затраты. На их долю приходится порядка 70 % от общего объема муниципальных издержек. Среди социально-культурных затрат наибольший вес имеют расходы на образование.
Из приведенной выше информации следует, что большая часть бюджетных средств направляется на развитие социально-культурной сферы. Социальные затраты, финансируемые местными бюджетами, составляют больше 30 % от общего объема средств, направляемых на удовлетворение культурных нужд населения. Еще одним важнейшим направлением является сфера ЖКХ.
Необходимо сказать, что состав расходных статей отдельных видов муниципальных бюджетов может быть различным. Это зависит от уровня местного хозяйства, его подведомственности территориальным структурам разного уровня.