Рубрики

Систематизация нормативных правовых актов: понятие и виды. Что такое кодификация

Для того чтобы законодательная система при любых обстоятельствах оставалась системой, содержащей взаимосвязанные элементы, обладающей нужной и вполне достаточной их совокупностью, являющейся внутренне согласованной и непротиворечивой, а также нормальным образом функционировала, развивалась и совершенствовалась, необходимо обеспечивать ей постоянное воздействие систематизации (специального процесса). В данной статье в полной мере рассмотрена деятельность правотворческих органов по систематизации, а также все аспекты, так или иначе затрагивающие актуальную тему.

Понятие

cистематизация нормативных правовых актов

Под систематизацией в настоящее время необходимо понимать деятельность со стороны правотворческих органов, связанную с упорядочением и совершенствованием нормативного материала посредством его внутренней и внешней обработки для поддержания абсолютной системности действующего законодательства, а также обеспечения правовых субъектов необходимой информацией нормативно-правовой природы.

Для чего нужна систематизация нормативных правовых актов? Необходимость операции обусловлена в первую очередь тем, что сегодня непрерывным образом осуществляется процесс издания принципиально новых актов. Кроме этого, из-за воздействия временного фактора некоторые акты правового характера по факту утрачивают существующую ранее силу, устаревают. Нередко случается так, что накапливаются существенные противоречия между различными предписаниями юридического значения.

Данный список можно дополнять бесконечно долго. Однако целесообразным будет перейти к тому, что в правотворчестве систематизация нормативно-правовых актов была известна уже в 1833 году в плане практического рассмотрения. Так, один из самых уважаемых кодификаторов не только российской Федерации, но и Европы, Сперанский Михаил Михайлович, отмечал, что «приведение законодательных актов в единый состав» служит «одной их первоначальных нужд государственного значения». Помимо этого, он указывал и на весомость систематизации в юридической науке. Михаил Михайлович подчеркивал, что «ученое законоведение ни при каких обстоятельствах не может быть основано тогда, когда законодательные акты не приведены в грамотный состав».

Необходимость систематизации

Актуальные на сегодняшний день цели систематизации нормативно-правовых актов основаны на существующей необходимости в ней:

  • Для доступности действующего законодательства.
  • Для удобства использования законодательства при необходимости.
  • Для устранения неэффективных и устаревших правовых нормативов.
  • Для абсолютного разрешения конфликтов юридической природы.
  • Для ликвидации актуальных пробелов.

Важно отметить, что упорядоченное посредством систематизации нормативных правовых актов российское законодательство в любом случае позволяет достаточно быстро и эффективно ориентироваться в действующей совокупности актов. Таким образом, периодическое осуществление рассматриваемой операции предполагает быстрое нахождение необходимых юридических актов. Помимо этого, здесь актуально установление их взаимосвязей с иными актами подобной природы, выявление коллизии, некоторых изменений и так далее.

Систематизация нормативных правовых актов: понятие и виды

кодификация - это...

Как выяснилось, под систематизацией анализируемых позиций следует понимать деятельность, направленную на совершенствование и максимально грамотное упорядочение правовых актов через их внешнюю и, конечно же, внутреннюю обработку с целью воздействия на отношения в обществе системным образом. Иными словами, это не что иное, как приведение действующего законодательства в оптимально работающую систему.

Систематизация нормативных правовых актов, понятие и виды ее в соответствии с современной юриспруденцией включают три наиболее используемых способа (вида). Так, систематизация может производиться посредством:

  • Инкорпорации.
  • Консолидации.
  • Кодификации.

Инкорпорация. Пример инкорпорации

систематизация нормативных правовых актов: понятие и виды

В настоящее время под инкорпорацией необходимо понимать способ (методику, разновидность) систематизации, в соответствии с которым правовые акты так или иначе подвергаются исключительно внешней обработке или же не подвергаются таковой вовсе. Помимо этого, размещаются они в определенном порядке (хронологическом, алфавитном, предметном, который по-другому именуется систематическим, и так далее) в единых сборниках соответствующего образца, а также изданиях аналогичного направления. Систематизация нормативных правовых актов предполагает инкорпорацию конкретного вида. Так, на сегодняшний день принято выделять следующие разновидности рассматриваемой категории:

  • Официальная инкорпорация предполагает упорядочение юридических нормативов непосредственным автором или иным лицом, уполномоченным на соответствующие действия, посредством издания сборников актуальных нормативных актов. Важно подчеркнуть, что инкорпорация может реализовываться на основе тематического (к примеру, «Свод законов РФ») и хронологического (к примеру, «Собрание законодательства РФ») принципов.
  • Неофициальная инкорпорация как вариант упорядочения правовых норм – не что иное, как внешняя обработка российского законодательства, производимая различного рода объединениями или физическими лицами в соответствии с собственной инициативой без специального поручения, а также за исключением контроля со стороны правотворческих органов. Однако на правотворческие органы нельзя ссылаться при использовании права (сборники правовых нормативных актов по трудовому, гражданскому и иным отраслям права).

Особенности инкорпорации

Инкорпорация в качестве способа систематизации нормативных правовых актов наделяется следующими характеристиками:

  • Возможность существования как в официальном, так и в неофициальном плане.
  • Субъектами инкорпорации могу выступать как частные лица и общественные организации, так и государственные органы.
  • Инкорпорация ни при каких обстоятельствах не касается нормативного содержания правового акта: нормативы права подлежат инкорпорации в том виде, в котором они действуют при систематизации нормативных правовых актов.
  • Нормативные акты могут подлежать инкорпорации как в виде, принятом правотворческими органами, так и подвергаться рассматриваемой ниже внешней обработке.

Внешний тип обработки

упорядочение правовых норм

В чем же состоит внешняя обработка действующих правовых актов? Здесь уместен следующий алгоритм:

  • Из основного содержания удаляются отдельные абзацы, пункты и статьи, которые утратили силу. В то же время в материал включаются все последующие непосредственно с момента формирования акта изменения.
  • Происходит исключение частей, в содержании которых нет предписаний нормативного характера.
  • В результате осуществления инкорпорации издается собрание законодательства, специальных сборник законов или другой нормативный акт.

Интересно отметить, что особым видом собрания законодательства на сегодняшний день выступает свод законов, представляющий собой:

  • Собрание актуального на данный момент законодательства в инкорпорированном виде без каких-либо исключений.
  • Источник официальной публикации.
  • Инкорпорированное издание правовых актов высших организаций государственного типа власти (исполнительной и законодательной).

Консолидация

Теперь целесообразно будет полноценным образом рассмотреть консолидацию как разновидность систематизации нормативно-правовых актов, а также систему консолидации. Важно отметить, в представленном случае несколько нормативных актов, близких по содержанию, сводятся в единый, укрупненный (масштабный) акт нормативно-правовой природы для того, чтобы преодолеть множественность нормативных актов, а также обеспечить единство правового регулирования. В настоящее время консолидации свойственны следующие особенности:

  • Является своеобразным правотворческим приемом (кстати, инкорпорация, пусть даже официальная, не имеет никакого отношения к правотворчеству).
  • Производится исключительно правотворческими органами. Помимо этого, ее проведение уместно лишь в отношении лишь тех правовых актов, которые приняты ими.
  • В случае консолидации объединенные правовые акты утрачивают ранее существующую силу, а на их замену становится вновь сформированный акт нормативно-правовой природы, имеющий соответствующие официальные реквизиты (дату принятия, наименование, определяющий номер и, конечно же, подпись непосредственного должностного лица).

Необходимо дополнить, что в соответствии со своей природой консолидация занимает промежуточную позицию между кодификацией и инкорпорацией.

Кодификация

система консолидации

Следующая разновидность (методика) систематизации нормативно-правовых актов – это кодификация. Как и рассмотренные выше категории, она наделена определенными характеристиками индивидуального масштаба. Помимо этого, данный метод является наиболее популярным на сегодняшний день. Кодификация – это такая разновидность систематизации, которая имеет правотворческую природу и направлена на формирование принципиально нового нормативно-правового акта сводного типа (кодекса, основ законодательства и так далее) посредством коренной переработки актуального ранее законодательства для абсолютного обеспечения единого регулирования конкретной социальной сферы, которое так или иначе должно быть внутренне согласованным.

Особенности кодификации

пример инкорпорации

Как и две представленные выше категории, кодификация определяется индивидуальными характеристиками, среди которых следующие пункты:

  • Кодификация – это наиболее сложная в плане структуры, но в то же вреся совершенная форма такой категории, как систематизация.
  • В соответствии со своей сущностью кодификация является разновидностью правотворчества, так как объект процедуры – не что иное, как правовые нормы.
  • Осуществлением кодификации занимаются исключительно компетентные органы власти государственного значения на основании полномочий конституционной или же иной направленности на законном уровне.
  • Кодификация так или иначе вносит новый нюанс в регулирование действующих на сегодняшний день правовых норм (в любом случае она представляет собой «юридическую реформу»). Как правило, связано это с масштабными преобразованиями социального характера. Здесь можно лицезреть явное отличие рассматриваемой категории от инкорпорации, носящей постоянный характер и производящейся периодическим образом. Помимо этого, результаты инкорпорации рассчитываются на длительный период.
  • Результат кодификации – не что иное, как кодификационный акт, отличающий логическую и юридическую целостность, сводную направленность (объединяет нормативные предписания, не утратившие собственного значения), сложное строение и существенный объем, главенствующую роль среди иных отраслевых актов, а также широких охват в плане социальной сферы общественной жизни.

Кодификационные акты

деятельность правотворческих органов

Важно отметить, что кодификационные акты классифицируются в соответствии с тремя разновидностями, среди которых следующие пункты:

  • Основы действующего законодательства, которые устанавливают важнейшие нормативные модельные положения той или иной отрасли или области управления со стороны государства в условиях федерации.
  • Кодекс-комплекс, который является комплексом правовых нормативов, объединенных в едином акте и регулирующих конкретную область общественной жизни (к примеру, уголовную или гражданскую).
  • Положение или устав, которые являются комплексными актами специального действия. Важно отметить, что издание их осуществляется не только посредством законодательных, но и с помощью иных правотворческих органов (правительством, президентом и так далее).

В заключение целесообразным будет отметить существующие на сегодняшний день в российском государстве проблемы систематизации нормативных правовых актов. Таким образом, среди них актуальными являются следующие пункты:

  • Недостаточно эффективная обработка единой внутренней структуры касательно систематизации актов нормативно-правовой природы в плане согласованности.
  • Наличие большого количества формально действующих, но по факту утративших собственную силу законодательных и других нормативных актов.
  • Факт, предполагающий то, что некоторые нормативные акты, вплоть до уставов и конструкций субъектов российского государства, не согласованы с федеральными.

В процессе рассмотрения материала, затрагивающего вопросы систематизации нормативно-правовых актов Российской Федерации, выяснилось, что сегодня существует немало проблемных пунктов данной темы (к примеру, система источников действующего права так или иначе испытывает нужду в четком разделении труда, а также ясно поставленных целях). Тем не менее соответствующие органы государственной власти активно занимаются данными вопросами и, конечно же, все в большей мере совершенствуют совокупную систему.