В связи с различными условиями авиарейс, на который турист приобрел билет, может быть задержан. Такое обстоятельство довольно часто происходит на практике, но далеко не все пассажиры знают о том, что они имеют некоторые права в данной ситуации. Рассмотрим далее более детально некоторые правовые особенности, которыми могут воспользоваться все участники отложенного полета.
Вероятные причины задержек
Отдельное внимание следует уделить тому, по каким причинам, как правило, происходят рейсовые "заминки". Практика показывает, что наиболее частыми обстоятельствами, создающими проблемы для рейсовых вылетов, являются внезапно обнаруженные неисправности самого воздушного транспортного средства, задержка другого судна, а также неблагоприятные погодные условия. Кроме всего этого, также могут иметь место некоторые форс-мажорные ситуации. Некоторые авиационные перевозчики устанавливают перечень тех ситуаций, при которых судно попросту не должно подниматься в воздушное пространство.
Следует отметить, что при задержке рейса по причине, в которой нет вины владельца авиакомпании, турист не имеет законного права истребовать компенсацию в виде материальных средств. Однако, в соответствии с правилами, авиаперевозчик в такой ситуации обязан обеспечить всех задержавшихся пассажиров такими условиями, в которых их пребывание окажется комфортным. Рассмотрим далее более детально основные права туристов при задержке рейса.
Возврат билета
В соответствии с правилами, на основании которых функционируют авиационные компании, любой турист, который понимает, что рейс по приобретенному билету задерживается на значительное время, имеет право вернуть приобретенный документ, что означает факт расторжения договора, заключенного ранее с перевозчиком. Предлогом может послужить любое обстоятельство: возникновение намерения вернуться домой, совершение перелета на транспорте, предоставленном иным оператором авиалиний, или отказ от участия в процессе ожидания отправки самолета. В процессе совершения возврата в билете должна быть проставлена пометка, свидетельствующая о данном факте, а в некоторых случаях выдается специальный документ, который свидетельствует о его возвращении и причине, по которой действие произошло.
Кроме всего вышеперечисленного, причинами отказа туристов от полета ранее запланированным рейсом могут выступать существенные изменения, внезапно внесенные в маршрут следования самолета, а также времени полета.
Нечастой причиной отказа является фактическое отсутствие места в салоне, указанного в билете. Также случаются и такие обстоятельства, когда сотрудники аэропорта проводят длительный досмотр пассажира, в результате чего он не успевает пройти в салон самолета. Однако следует отметить, что в данном случае путешественник имеет право осуществить возврат билета только тогда, когда при произведенном досмотре не было обнаружено оружие или любые другие запрещенные к перевозке вещества.
В том случае, если авиационная компания не предоставляет обслуживание того уровня, которое предусматривается категорией приобретенного ранее билета на перелет, турист также имеет право вернуть его.
Если лицо, которое ранее планировано полет, внезапно заболело или такое несчастье постигло его близкого родственника, билет также может быть возвращен в кассу авиакомпании. Однако, в соответствии с правилами воздушных перевозок, данный факт обязательно необходимо подтверждать с помощью официальных документов (например, медицинских справок).
Что делать туристу, который узнает о задержке
В тот момент, когда турист узнает о том, что рейс, на который он ранее приобрел билет, задерживается, ему необходимо сразу же предпринимать необходимые меры. После объявления о том, что рейс вылетит с опозданием, путешественнику сразу же следует пройти к стойке регистрации для того, чтобы потребовать разъяснений ситуации. Необходимо понимать, что в самые первые минуты сотрудники аэропорта точно не будут знать об истинных причинах изменения времени полета, однако главная цель туриста - получить на свой билет соответствующий штамп, который подтверждает откладывание рейса. Именно данный оттиск впоследствии может понадобиться для разъяснения спорных ситуаций между перевозчиком и пассажиром, возникших на почве факта задержки.
Основные обязательства авиакомпаний на случай задержки рейса
Существует небольшой перечень обязательств, которые должен выполнять авиаперевозчик в том случае, когда рейс самолета задерживается по любой причине.
Сразу же после объявления о задержке времени вылета самолета все те туристы, которые планируют перелет в компании малолетних детей в возрасте до 7 лет, имеют право пройти в комнату матери и ребенка, где для данной группы пассажиров предусмотрены все условия, способствующие их комфортному времяпрепровождению.
В случае задержки рейса на час в права пассажиров входит обеспечение сохранности багажа туристов до того момента, пока не будет осуществлен вылет. Обеспечение этого также возлагается на сотрудников авиакомпании. Это осуществляется для того, чтобы обеспечить пассажирам максимально комфортное ожидание, не отягощенное процессом контроля за своими чемоданами и их постоянным перемещением.
Что касается остальных обязанностей перевозчика, то их перечень расширяется в зависимости от того, насколько длительной является задержка рейса. Это стоит рассмотреть подробнее. Итак, какие имеют права пассажиры при задержке чартерного рейса на разный период времени?
Задержка на 2 часа
При двухчасовой задержке рейса "Аэрофлота" в права пассажиров входит требование совершения двух звонков в любом направлении. Более того, параллельно с данной возможностью туристы имеют право на отправку пары сообщений. Следует отметить, что данные процедуры осуществляются исключительно за счет самого перевозчика.
Туристов, которые вынуждены задержаться в аэропорту в связи с временной отменой вылета, авиаперевозчик обязательно должен обеспечить напитками. Все они должны быть предоставлены в широком ассортименте и в большом количестве.
Задержка на 5 часов
Какие права в случае задержки рейса самолета на пять часов имеют пассажиры? Следует отметить, что наряду со всеми остальными возможностями, они могут воспользоваться горячим питанием. Все питание предоставляется исключительно за счет перевозчика. Более того, в соответствии с установленными правилами, выбор еды должен быть максимально разнообразным и рассчитанным на различные вкусовые предпочтения путешественников.
При решении вопросов, связанных с горячим кормлением туристов, в обязанности перевозчика входит обращение особенного внимания на детское питание.
В том случае, если задержка рейса происходит на период времени, равный более чем 5 часам, авиакомпания должна обеспечивать своих пассажиров питанием каждые шесть часов в течение всего дневного периода (и каждые 8 - в ночное время ожидания вылета).
Задержка на 6 и более часов
При условии задержки рейса на 6 часов в права пассажиров входят некоторые дополнительные возможности, связанные непосредственно с проживанием. В их число в первую очередь входит обеспечение жильем. Так, если задержка рейса самолета осуществляется на указанный период времени (и более), то каждый турист, который ранее намеревался лететь данным рейсом, должен быть обеспечен гостиничным номером до того момента, пока не будет совершен вылет самолета. В соответствии с правилами, установленными для всех авиакомпаний, помещение для отдыха должно быть предоставлено по истечении 6 часов с момента объявления об отсрочке рейса в ночное время и 8 - в дневное.
Транспортировка пассажиров до места отдыха и обратно в аэропорт должна осуществляться на легковых автомобилях или комфортабельных автобусах. Оплата переезда возлагается непосредственно на авиационную компанию.
Материальная компенсация
В некоторых случаях пассажиры имеют право на предоставление им материальной компенсации. Однако правилами определено, что она может быть выплачена только в том случае, если задержка была произведена по вине самого перевозчика. Следует отметить, что материальная компенсация предоставляется в сочетании с действиями, представляющими собой реализацию остальных прав авиапассажиров при задержке рейса. Так, при длительной отсрочке момента вылета турист имеет право не только на горячее питание, предоставление номера в гостинице, а также бесплатную транспортировку до нее и обратно, но еще и на материальную выплату. Каков ее размер?
На практике существуют два варианта расчета суммы выплаты материальной компенсации. Первый из них подразумевает взыскание, рассчитанное из основания стоимости авиабилета. Для этого сумму, равную 3 % от его общей стоимости, следует умножить на общее количество часов, в течение которых производилась задержка рейса. Что касается второго варианта расчета, то он тесно связан с размером минимальной суммы оплаты труда в регионе. Для произведения расчета следует 25 % установленной суммы умножить на число часов задержки.
Сотрудники авиационных компаний в своих комментариях нередко отмечают то, что именно путем получения положенных компенсаций турист имеет возможность вернуть сумму, равную примерно половине стоимости билета. Более того, к материальной выплате полагаются и некоторые другие компенсации, о которых речь шла выше. А в том случае, если вылет все-таки не был совершен, турист имеет право на возврат билета взамен на возмещение полной его стоимости, причем вдобавок ко всем остальным возможностям.
Все указанные суммы компенсаций действуют только на территории РФ. Следует отметить, что в странах ЕС размеры сумм, полагаемых для возмещения ущерба, более крупные.
О некоторых особенностях
При длительной задержке рейса в права пассажиров входит проживание в номерах гостиницы и горячее питание, а также целый перечень некоторых других преимуществ. Следует отметить, что по истечении сроков, установленных правилами, турист имеет полное право на обеспечение себя всеми преимуществами за счет авиакомпании. Для этого ему достаточно лично обеспечить себя всеми комфортными условиями, но сохранив все чеки за оплату предоставленных услуг - при их предоставлении перевозчик обязан возместить все расходы, с учетом дополнительных материальных компенсаций, если таковые полагаются. Однако следует отметить, что данные действия являются наиболее обоснованными тогда, когда авиаперевозчик отказывается исполнять свои обязанности, так как все компенсации по квитанциям нужно будет истребовать в судебном порядке.
В том случае, если ввиду длительной задержки рейса туристам предлагается перелет на другом самолете, в рамках стыковки, путешественникам стоит согласиться на данный вариант. Это связано с тем, что все проблемы, связанные с обеспечением пассажиров местами в транспорте, а также организацией возможных пересадок возлагаются непосредственно на самого перевозчика. Следует отметить также и то, что в случае предоставления туристу места в более высоком классе, нежели тот, в который был ранее приобретен билет, доплата с пассажира взиматься не будет. Однако что делать в том случае, когда туриста, прежний билет которого был приобретен в бизнес-класс, разместили в экономе? В таком случае ему следует потребовать возмещение разницы стоимости в денежном формате.
Сроки для выплаты компенсаций
При задержке рейсов права пассажиров включают выплату компенсаций. В правилах, установленных авиакомпаниями, прописаны определенные сроки, в течение которых пострадавшая сторона имеет право на обращение для получения своей компенсации. Так, в соответствии с ними, турист имеет право подать свою заявку на рассмотрение в течение 6 месяцев с момента осуществления рассматриваемого факта. Что касается отвечающей стороны, то она должна рассмотреть заявление в течение 30 дней и принять по нему решение.
Обратившись в суд для разбирательства по факту компенсации за задержку вылета рейса, турист должен предоставить определенные документы. Их перечень напрямую зависит от того, какой именно вопрос рассматривается. Как показывает практика, обязательными документами при подобных обращениях являются чеки и квитанции о совершенных оплатах за проживание, питание и некоторые другие услуги, паспорт и билет, в котором обязательно должна быть проставлена отметка о задержке вылета воздушного судна.
При задержке чартерного рейса в права пассажиров входит возможность истребования отдельной справки, свидетельствующей о данном факте. Данный документ также необходимо приложить к общему пакету.
В любом случае следует понимать то, что любое судебное разбирательство - это процесс, отличающийся трудоемкостью и моральным напряжением. Более того, авиакомпании, как правило, имеют хороших юристов - именно поэтому заявителю нужно заранее подготовить основательную документальную базу, которая подтвердит правдивость его показаний.