Каждому приходилось сталкиваться с государственными и муниципальными учреждениями - больницами, школами, спортивными центрами. Но мало кто знает, что они бывают казенными, бюджетными и автономными. А между этими типами есть существенные отличия, которые влияют на качество услуг. Давайте разберемся в них подробнее!
1. Понятие и виды бюджетных учреждений
Бюджетным учреждением называется некоммерческая организация, созданная государством или муниципалитетом для выполнения работ и оказания услуг в целях реализации закрепленных за соответствующими органами власти полномочий в различных отраслях и сферах деятельности.
После реформы бюджетного законодательства в 2010 году выделяют три основных типа государственных и муниципальных учреждений:
- казенные
- бюджетные
- автономные
Давайте кратко охарактеризуем каждый из этих типов.
Казенные учреждения - полностью финансируются из соответствующего бюджета, исполняют государственные функции и полномочия.
Бюджетные учреждения - финансируются из бюджета по смете, могут оказывать платные услуги.
Автономные учреждения - финансируются из бюджета по соглашению, обладают бóльшей самостоятельностью и гибкостью.
2. Причины и цели реформы 2010 года
До 2010 года практически все бюджетные учреждения имели однотипный статус и единую централизованную систему финансирования. Это приводило к ряду проблем:
- Невозможность оценить реальную стоимость госуслуг
- Отсутствие стимулов к повышению эффективности
- Избыточный контроль и бюрократия
Целями реформы заявляли:
- Повышение качества и доступности госуслуг
- Прозрачность использования бюджетных средств
- Внедрение рыночных механизмов в социальную сферу
Общественность опасалась чрезмерной коммерциализации медицины, образования, культуры. Однако пока значительного повышения платности услуг не наблюдается.
3. Сравнение казенных и бюджетных учреждений
Давайте теперь более подробно разберем, чем отличается казенное учреждение от бюджетного. У каждого типа есть свои особенности.
Критерий сравнения | Казенное учреждение | Бюджетное учреждение |
Статус | Исполняет госфункции | Оказывает госуслуги |
Финансирование | Полное из бюджета | Частичное из бюджета |
Платные услуги | Запрещены | Разрешены |
Смета | Утверждает учредитель | Утверждает само |
Таким образом, казенные учреждения - это проводник воли государства, а бюджетные учреждения обладают бóльшей автономией в финансовых вопросах и взаимодействии с гражданами.
Ключевое отличие бюджетного учреждения от казенного в том, что первые могут самостоятельно распоряжаться доходами от приносящей доход деятельности, а вторые - нет.
4. Преимущества и недостатки казенных учреждений
У казенных учреждений есть ряд преимуществ:
- Гарантированное бюджетное финансирование
- Возможность решать масштабные задачи
- Более жесткий контроль расходов
В то же время, им присущи следующие недостатки:
- Зависимость от бюджетного процесса
- Ограничения по зарабатыванию средств
- Бюрократизм и негибкость
5. Плюсы и минусы бюджетных учреждений
Что касается бюджетных учреждений , то к плюсам можно отнести:
- Бóльшую самостоятельность
- Возможность оказывать платные услуги
- Более гибкое управление финансами
Однако есть и определенные сложности:
- Высокие риски при недофинансировании
- Угроза коммерциализации услуг
- Нехватка компетенций в финансовых вопросах
6. Как выбрать тип учреждения
Теперь давайте разберемся, при каких условиях смена типа учреждения с бюджетного на казенное и наоборот может быть оправданной.
Казенная форма больше подходит учреждениям, которые:
- Решают важнейшие госзадачи
- Имеют стабильное финансирование в бюджете
- Нуждаются в жестком контроле расходов
Бюджетный статус выгоден учреждениям сферы услуг, которые:
- Ориентированы на работу с гражданами
- Могут изыскивать внебюджетные источники
- Обладают финансовой самостоятельностью
7. Тенденции развития бюджетных учреждений
В последние годы отмечается тенденция к увеличению числа казенных учреждений . Это связано с:
- Потребностью повысить эффективность бюджетных расходов
- Необходимостью жестче контролировать отдельные сферы
- Стремлением сделать управление гибче за счет автономизации
То есть наблюдаются две противоположные тенденции - к усилению централизации через казенные учреждения и росту автономизации через новые организационно-правовые формы.
8. Риски для бюджетных учреждений
Несмотря на ряд преимуществ, бюджетные учреждения подвержены и определенным рискам. К ним относятся:
- Сокращение бюджетного финансирования
- Ужесточение отчетности и контроля
- Ограничения по введению платных услуг
Эти риски могут привести к снижению качества работы учреждений, а в крайних случаях - к банкротству.
9. Преимущества автономных учреждений
Еще одним распространенным типом бюджетных организаций являются автономные учреждения . Их основные плюсы:
- Высокий уровень самостоятельности
- Возможности для развития платных услуг
- Более гибкое управление финансами
За счет этого автономные учреждения могут оперативно реагировать на запросы граждан.
10. Недостатки автономных учреждений
Однако у автономных учреждений тоже есть и "подводные камни":
- Высокие коммерческие риски
- Недофинансирование социально значимых услуг
- Недостаток профессиональных финансовых кадров
Поэтому автономизация требует осторожного подхода.
11. Критерии выбора организационно-правовой формы
Таким образом, при решении вопроса о том, чем отличается казенное учреждение от бюджетного , следует учитывать:
- Специфику деятельности учреждения
- Источники финансирования
- Требуемый уровень самостоятельности
Эти критерии помогут сделать верный выбор организационно-правовой формы.
12. Особенности управления в казенных учреждениях
Рассмотрим более детально вопросы управления в казенных учреждениях .
Во-первых, руководитель казенного учреждения назначается и освобождается от должности учредителем. Это обеспечивает единоначалие и последовательность управления.
Во-вторых, казенные учреждения обязаны исполнять предписания учредителя по всем вопросам деятельности. Это гарантирует реализацию государственной политики.
В-третьих, финансовая отчетность казенных учреждений консолидируется учредителем. Так реализуется жесткий контроль за расходованием бюджетных средств.
13. Риски недофинансирования в бюджетных учреждениях
Остановимся подробнее на проблеме недофинансирования бюджетных учреждений .
Данная проблема может возникать по разным причинам: секвестирование бюджета, неверное планирование расходов, задержки финансирования и др.
Это чревато сбоями в работе учреждений: срывами ремонтов, нехваткой оборудования, простоями и т.д. В итоге страдает качество услуг.
Решением может стать оптимизация расходов, поиск внебюджетных источников, повышение эффективности использования имеющихся ресурсов.
14. Перевод учреждений в автономные
Еще один распространенный в последнее время тренд - это перевод бюджетных организаций в автономные учреждения .
Это позволяет повысить их самостоятельность, сделать финансовую деятельность более гибкой, наладить оказание платных услуг.
Однако есть и риски: ослабление социальной направленности, недофинансирование важных функций, нехватка компетенций для управления коммерческой деятельностью.
15. Бюджетные риски при смене типа учреждения
Рассмотрим возможные бюджетные риски при смене типа учреждения.
Перевод бюджетного учреждения в казенное может привести к недофинансированию. Причинами могут стать:
- Неверный расчет потребности в ассигнованиях
- Изменение объемов и структуры расходов
- Бюджетные ограничения учредителя
Чтобы минимизировать риски, нужно обеспечить реалистичное планирование расходов с учетом нового статуса учреждения.
16. Повышение самостоятельности бюджетных организаций
Сегодня многие бюджетные учреждения стремятся повысить уровень самостоятельности.
Это связано с желанием оптимизировать расходы, увеличить доходы от платных услуг, повысить оперативность принимаемых решений.
Рисками здесь могут стать ослабление контроля со стороны учредителя, недофинансирование социально значимых функций, повышение платности услуг.
17. Контроль качества работы казенных учреждений
В завершение отметим, что вопрос контроля качества работы казенных учреждений стоит особенно остро.
Здесь целесообразно использовать различные методы оценки: отчетность по установленным показателям, рейтингование, проведение независимого аудита, опросы получателей услуг.
Это позволит обеспечить соответствие качества услуг государственным стандартам и ожиданиям общества.