Рубрики

Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", N 127-ФЗ. Статья 61.10. Контролирующее должника лицо

В Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)" N 127-ФЗ в статье 61.10 дано определение понятию "контролирующее должника лицо". Это лицо, имеющее либо имевшее не более чем за три года, предшествующие возникновению признаков банкротства, а также после их возникновения до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность иным образом определять действия должника.

Контролирующие должника лица могут быть привлечены к субсидиарной ответственности по обязательствам должника при его банкротстве. Это означает, что они обязаны будут возместить убытки кредиторов должника, если его имущества недостаточно для погашения долгов. Рассмотрим подробнее основания и порядок привлечения контролирующих должника лиц к ответственности.

Кто может быть признан контролирующим лицом

Контролирующим должника лицом в деле о банкротстве может быть признано физическое или юридическое лицо. Это могут быть учредители (участники) должника, члены органов управления должника, лица, имеющие фактическую возможность давать обязательные для должника указания или определять его действия на основании договора или иным образом.

портрет мужчины в костюме

Основания для привлечения к ответственности

Контролирующее должника лицо может быть привлечено к субсидиарной ответственности, если его действия (бездействие) привели к банкротству должника. К таким действиям в соответствии со статьей 61.11 Закона о банкротстве относятся:

  • совершение сделок от имени должника в личных интересах;
  • сокрытие имущества, ведение двойной бухгалтерии;
  • представление недостоверных сведений;
  • непередача документов временному управляющему;
  • сокрытие или уничтожение документов;
  • доведение до банкротства умышленно или по неосторожности и др.

Для привлечения к субсидиарной ответственности действия контролирующего лица должны быть связаны с наступлением банкротства должника, то есть причинить реальный ущерб кредиторам.

совещание в переговорной

Порядок привлечения к ответственности

Решение о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности принимает арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве. С иском может обратиться конкурсный управляющий по своей инициативе или по решению собрания кредиторов.

Для подготовки иска конкурсный управляющий вправе запрашивать любые документы и информацию, касающиеся деятельности должника, у контролирующего лица. Отказ предоставить их может быть дополнительным основанием для субсидиарной ответственности.

Если иск удовлетворен, то взысканные с контролирующего лица средства включаются в конкурсную массу должника и направляются на погашение требований кредиторов.

Поиск информации о контролирующих лицах

Сведения о контролирующих должника лицах можно найти в Едином государственном реестре юридических лиц. Там указываются учредители и руководители организации-должника.

Также полезно изучить устав и внутренние документы должника, договоры, где могут содержаться сведения о лицах, имеющих возможность определять действия должника. Аффилированные лица должника также могут рассматриваться как потенциально контролирующие.

На практике задача поиска контролирующих лиц может быть очень непростой. Часто реальный контроль осуществляют неформальные руководители, скрывающие свое влияние. В таких случаях требуется тщательное расследование.

Институт субсидиарной ответственности призван обеспечить справедливое возмещение убытков кредиторов в деле о банкротстве. Контролирующие должника лица должны нести ответственность, если их недобросовестные действия привели к несостоятельности. Поиск таких лиц и сбор доказательств их вины - важнейшая задача арбитражного управляющего в деле о банкротстве.

Доказательства контроля

Чтобы доказать наличие контроля со стороны определенного лица, конкурсному управляющему необходимо представить достаточные и убедительные доказательства. На практике часто возникают споры по поводу достаточности доказательств контроля.

В качестве доказательств могут рассматриваться различные документы: договоры, переписка, приказы, показания свидетелей. Важно показать, что лицо имело не просто возможность влиять на должника, а реально этим правом пользовалось. Например, давало обязательные к исполнению указания или определяло конкретные действия должника.

Способы сокрытия контроля

Недобросовестные контролирующие лица активно фз используют различные схемы, чтобы скрыть или завуалировать свое влияние на должника. Например, формально оформляют контроль через подконтрольных им лиц или заключают фиктивные договоры.

Выявить такие схемы бывает очень непросто. Необходимо тщательно проанализировать связи лиц, входящих в органы управления должника, изучить перечень его контрагентов и взаимоотношения с ними.

Зарубежная практика привлечения к ответственности

В зарубежных правопорядках также существует институт ответственности контролирующих лиц при банкротстве должника. Например, в США применяется концепция "снятия корпоративного покрова", когда по обстоятельствам дела суд может возложить ответственность непосредственно на учредителей должника.

Изучение и использование положительного зарубежного опыта поможет сделать российское законодательство о банкротстве более эффективным.

Меры по предупреждению злоупотреблений

Для предупреждения злоупотреблений со стороны недобросовестных контролирующих лиц необходим комплекс мер. Во-первых, ужесточение ответственности за нарушения при банкротстве. Во-вторых, повышение квалификации арбитражных управляющих по выявлению признаков преднамеренного и фиктивного банкротства.

Также важно активнее фз привлекать правоохранительные органы к борьбе с преступлениями в сфере банкротства, в том числе к расследованию фактов преднамеренного банкротства и вывода активов.

Поиск сведений о бенефициарах

Одна из ключевых задач при расследовании признаков преднамеренного банкротства - найти конечных бенефициаров, которые реально получают доход, но скрывают свое участие за цепочкой подставных лиц и фирм. искать их бывает очень непросто.

В этом могут помочь запросы в банки о движении средств по счетам, анализ судебных дел и скрытых связей. Также полезно искать информацию о бенефициарах в открытых источниках и базах данных.

Распределение взысканных средств

Средства, взысканные с контролирующих должника лиц в порядке субсидиарной ответственности, включаются в конкурсную массу. Они направляются на погашение требований кредиторов.

Очередность удовлетворения требований кредиторов определяется в соответствии со статьей 134 Закона о банкротстве. В первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью. Во вторую очередь - требования по выплате выходных пособий и оплате труда.

Требования конкурсных кредиторов удовлетворяются в третью очередь. Погашение происходит пропорционально суммам требований по отношению к взысканным средствам.

Споры по взысканию средств

На практике процесс взыскания средств с контролирующих должника лиц нередко сопровождается спорами.

Ответчики могут оспаривать размер взыскиваемых сумм, отрицать наличие контроля или причинно-следственной связи между своими действиями и банкротством. Это требует тщательной работы от конкурсного управляющего по сбору доказательств и обоснованию требований.

Вопросы процессуального характера

Помимо доказывания существа требований, в процессе взыскания могут возникать и процессуальные вопросы.

Например, определение подведомственности и подсудности, обеспечительные меры, сбор доказательств, участие в судебных заседаниях. Их решение требует от конкурсного управляющего знания арбитражного процессуального законодательства.

Сложные схемы контроля

Часто контролирующие должника лица используют многоступенчатые и запутанные схемы для сокрытия своего влияния. К примеру, оформляют его через несколько подконтрольных фирм-посредников или подставных лиц без реального права принятия решений.

В таких случаях конкурсному управляющему бывает крайне сложно "распутать клубок" аффилированных структур и доказать реальное влияние конечных бенефициаров. Это требует кропотливой аналитической работы с большим объемом информации.

Затягивание процесса взыскания

Недобросовестные контролирующие лица нередко прибегают к различным уловкам, чтобы затянуть процесс взыскания с них средств в пользу конкурсной массы.

Например, они могут скрываться от повесток суда, заявлять отводы судьям, подавать множество ходатайств и жалоб. Это серьезно тормозит процесс и требует от конкурсного управляющего предельной настойчивости.

Меры повышения эффективности взыскания

Для повышения эффективности процесса взыскания средств с контролирующих должника лиц необходимы определенные меры.

В частности, это упрощение процедуры взыскания, более активное применение обеспечительных мер и ответственности за неисполнение судебных актов, повышение квалификации арбитражных управляющих.

Анализ судебной практики

Очень важно для арбитражного управляющего изучать и анализировать складывающуюся судебную практику по вопросам привлечения контролирующих лиц к ответственности.

Это поможет лучше подготовить обоснование иска, собрать необходимые доказательства, предвидеть возможные возражения ответчиков и аргументы для их опровержения.

Взаимодействие с правоохранительными органами

Целесообразно наладить тесное взаимодействие между арбитражными управляющими и правоохранительными органами в части выявления и пресечения нарушений законодательства о банкротстве.

Это позволит объединить усилия и обеспечить более результативную работу по привлечению к ответственности недобросовестных контролирующих лиц.