Рубрики

Государственный заказчик - это... Определение, функции, обязанности

Государственные заказчики ежегодно тратят триллионы рублей из бюджета. Но мало кто понимает их роль в экономике. Давайте разберемся!

1. Определение государственного заказчика

В законе 44-ФЗ дается следующее определение:

Государственный заказчик – государственный орган, уполномоченный принимать бюджетные обязательства от имени Российской Федерации или субъекта РФ и осуществляющий закупки.

Государственный заказчик это орган власти, который покупает все необходимое за бюджетные деньги. К примеру:

  • Минздрав закупает медоборудование и лекарства для больниц;
  • Минтранс приобретает новый подвижной состав для железной дороги;
  • Минобрнауки заказывает учебники для школ.

В России насчитывается более 60 000 государственных и муниципальных заказчиков.

2. Функции государственного заказчика

Главная функция госзаказчика – приобретение всего необходимого для выполнения государственных функций. Рассмотрим на конкретном примере.

  1. МЧС России планирует закупить 300 новых пожарных машин. С этой целью выделяется финансирование в размере 1,5 млрд рублей.
  2. МЧС формирует план-график закупок, где прописывает количество, характеристики и стоимость нужных пожарных автомобилей.
  3. Далее МЧС выбирает способ определения поставщика (к примеру, электронный аукцион).
  4. Публикует извещение о проведении закупки на специальных порталах.
  5. Получает предложения от поставщиков, выбирает победителя с наилучшими условиями.
  6. Заключает госконтракт и контролирует поставку техники.

Таким образом, госзаказчик выполняет весь цикл закупки от планирования до приемки результатов. Это кропотливая работа с большой ответственностью.

государственный заказчик это орган власти, осуществляющий полный цикл закупок за бюджетные средства

К основным функциям госзаказчика относят:

  • планирование и обоснование закупок;
  • выбор способов определения поставщиков;
  • проведение процедур закупок и выбор победителей;
  • заключение госконтрактов и мониторинг их исполнения.

3. Полномочия государственного заказчика

Государственный заказчик наделен определенными полномочиями для выполнения своих функций. Рассмотрим основные из них.

Чиновник занимается госзакупками

Планирование закупок

Заказчик имеет право самостоятельно планировать количество и объем закупаемой продукции в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств и доведенных объемов финансирования.

Выбор способа закупки

Госзаказчик вправе выбрать любой предусмотренный 44-ФЗ способ определения поставщика: конкурс, аукцион, запрос предложений, запрос котировок и др.

Офис госзаказчика

Особые полномочия

Некоторые заказчики (Росатом, Роскосмос) наделены дополнительными полномочиями в силу стратегического характера закупок.

4. Обязанности государственного заказчика

Вместе с правами государственный заказчик несет определенные обязанности.

Соблюдение требований 44-ФЗ

Главная обязанность - соблюдать нормы Закона о контрактной системе на всех этапах закупки.

Отчетность о результатах

Заказчик обязан регулярно предоставлять сведения о заключенных контрактах, их исполнении, планах-графиках в единую информационную систему.

5. Контроль и ответственность

Деятельность заказчиков находится под пристальным вниманием контролирующих органов. Рассмотрим основные виды проверок.

5.1. Плановые проверки

Плановые проверки госзаказчиков проводятся контрольными органами не чаще 1 раза в 3 года. Они охватывают отдельные виды закупок или конкретные периоды.

5.2. Внеплановые проверки

Внеплановые проверки инициируются при получении жалоб на нарушения со стороны участников закупок, а также по поручению правоохранительных органов.

5.3. Камеральные проверки

При камеральных проверках анализируются документы и сведения в ЕИС без выезда к заказчику. Это позволяет охватить больше объектов контроля.

5.4. Выездные проверки

Выездные проверки проводятся по месту нахождения заказчика. Это позволяет изучить первичную документацию и установить все обстоятельства нарушений.

5.5. Реестр недобросовестных поставщиков

При выявлении грубых нарушений со стороны заказчика, сведения о нем могут быть включены в Реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.

5.6. Административная ответственность

За нарушения требований 44-ФЗ к заказчикам могут быть применены меры административной ответственности в виде предупреждения или административного штрафа.

5.7. Уголовная ответственность

В случае совершения преступлений коррупционной направленности, должностные лица заказчика могут быть привлечены к уголовной ответственности.

6. Профилактика нарушений

Для минимизации риска нарушений государственным заказчикам рекомендуется:

6.1. Повышение квалификации

Регулярное обучение сотрудников заказчика по вопросам контрактной системы помогает избежать ошибок и нарушений из-за незнания норм закона.

6.2. Внутренний аудит

Проведение внутреннего аудита позволяет выявлять уязвимости на этапе подготовки закупок и устранять риски до проверок контрольных органов.

6.3. Автоматизация процессов

Использование специализированных информационных систем для автоматизации процессов планирования, разработки документации, публикации сведений позволяет снизить влияние человеческого фактора и избежать технических ошибок.

6.4. Коллегиальное принятие решений

Принятие всех ключевых решений на заседаниях комиссий и коллегиальных органов с участием независимых экспертов снижает коррупционные риски и повышает качество закупок.

6.5. Прозрачность и публичность

Обеспечение максимальной открытости и доступности информации о закупках на всех этапах позволяет снизить количество жалоб и нареканий.

7. Взаимодействие с контрольными органами

Эффективное взаимодействие заказчиков с ФАС и другими контрольными инстанциями также является важным фактором профилактики и минимизации негативных последствий проверок.

7.1. Консультирование

Госзаказчики могут и должны обращаться в контрольные органы за разъяснениями и консультациями по вопросам применения норм 44-ФЗ. Это поможет избежать нарушений в спорных ситуациях.

7.2. Досудебное урегулирование

При получении жалоб от участников закупок целесообразно сначала попытаться урегулировать спор до передачи материалов в ФАС. Это сэкономит время и ресурсы.

7.3. Содействие проверкам

Госзаказчикам следует максимально содействовать контрольным мероприятиям – предоставлять необходимую информацию, давать пояснения, исполнять запросы.

7.4. Исполнение предписаний

Необходимо своевременно и в полном объеме исполнять предписания контрольных органов для недопущения административных штрафов.

7.5. Обжалование результатов

Госзаказчики вправе обжаловать результаты проверок, с которыми не согласны. Это также является вариантом конструктивного взаимодействия.