Государственные заказчики ежегодно тратят триллионы рублей из бюджета. Но мало кто понимает их роль в экономике. Давайте разберемся!
1. Определение государственного заказчика
В законе 44-ФЗ дается следующее определение:
Государственный заказчик – государственный орган, уполномоченный принимать бюджетные обязательства от имени Российской Федерации или субъекта РФ и осуществляющий закупки.
Государственный заказчик это орган власти, который покупает все необходимое за бюджетные деньги. К примеру:
- Минздрав закупает медоборудование и лекарства для больниц;
- Минтранс приобретает новый подвижной состав для железной дороги;
- Минобрнауки заказывает учебники для школ.
В России насчитывается более 60 000 государственных и муниципальных заказчиков.
2. Функции государственного заказчика
Главная функция госзаказчика – приобретение всего необходимого для выполнения государственных функций. Рассмотрим на конкретном примере.
- МЧС России планирует закупить 300 новых пожарных машин. С этой целью выделяется финансирование в размере 1,5 млрд рублей.
- МЧС формирует план-график закупок, где прописывает количество, характеристики и стоимость нужных пожарных автомобилей.
- Далее МЧС выбирает способ определения поставщика (к примеру, электронный аукцион).
- Публикует извещение о проведении закупки на специальных порталах.
- Получает предложения от поставщиков, выбирает победителя с наилучшими условиями.
- Заключает госконтракт и контролирует поставку техники.
Таким образом, госзаказчик выполняет весь цикл закупки от планирования до приемки результатов. Это кропотливая работа с большой ответственностью.
государственный заказчик это | орган власти, осуществляющий полный цикл закупок за бюджетные средства |
К основным функциям госзаказчика относят:
- планирование и обоснование закупок;
- выбор способов определения поставщиков;
- проведение процедур закупок и выбор победителей;
- заключение госконтрактов и мониторинг их исполнения.
3. Полномочия государственного заказчика
Государственный заказчик наделен определенными полномочиями для выполнения своих функций. Рассмотрим основные из них.
Планирование закупок
Заказчик имеет право самостоятельно планировать количество и объем закупаемой продукции в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств и доведенных объемов финансирования.
Выбор способа закупки
Госзаказчик вправе выбрать любой предусмотренный 44-ФЗ способ определения поставщика: конкурс, аукцион, запрос предложений, запрос котировок и др.
Особые полномочия
Некоторые заказчики (Росатом, Роскосмос) наделены дополнительными полномочиями в силу стратегического характера закупок.
4. Обязанности государственного заказчика
Вместе с правами государственный заказчик несет определенные обязанности.
Соблюдение требований 44-ФЗ
Главная обязанность - соблюдать нормы Закона о контрактной системе на всех этапах закупки.
Отчетность о результатах
Заказчик обязан регулярно предоставлять сведения о заключенных контрактах, их исполнении, планах-графиках в единую информационную систему.
5. Контроль и ответственность
Деятельность заказчиков находится под пристальным вниманием контролирующих органов. Рассмотрим основные виды проверок.
5.1. Плановые проверки
Плановые проверки госзаказчиков проводятся контрольными органами не чаще 1 раза в 3 года. Они охватывают отдельные виды закупок или конкретные периоды.
5.2. Внеплановые проверки
Внеплановые проверки инициируются при получении жалоб на нарушения со стороны участников закупок, а также по поручению правоохранительных органов.
5.3. Камеральные проверки
При камеральных проверках анализируются документы и сведения в ЕИС без выезда к заказчику. Это позволяет охватить больше объектов контроля.
5.4. Выездные проверки
Выездные проверки проводятся по месту нахождения заказчика. Это позволяет изучить первичную документацию и установить все обстоятельства нарушений.
5.5. Реестр недобросовестных поставщиков
При выявлении грубых нарушений со стороны заказчика, сведения о нем могут быть включены в Реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
5.6. Административная ответственность
За нарушения требований 44-ФЗ к заказчикам могут быть применены меры административной ответственности в виде предупреждения или административного штрафа.
5.7. Уголовная ответственность
В случае совершения преступлений коррупционной направленности, должностные лица заказчика могут быть привлечены к уголовной ответственности.
6. Профилактика нарушений
Для минимизации риска нарушений государственным заказчикам рекомендуется:
6.1. Повышение квалификации
Регулярное обучение сотрудников заказчика по вопросам контрактной системы помогает избежать ошибок и нарушений из-за незнания норм закона.
6.2. Внутренний аудит
Проведение внутреннего аудита позволяет выявлять уязвимости на этапе подготовки закупок и устранять риски до проверок контрольных органов.
6.3. Автоматизация процессов
Использование специализированных информационных систем для автоматизации процессов планирования, разработки документации, публикации сведений позволяет снизить влияние человеческого фактора и избежать технических ошибок.
6.4. Коллегиальное принятие решений
Принятие всех ключевых решений на заседаниях комиссий и коллегиальных органов с участием независимых экспертов снижает коррупционные риски и повышает качество закупок.
6.5. Прозрачность и публичность
Обеспечение максимальной открытости и доступности информации о закупках на всех этапах позволяет снизить количество жалоб и нареканий.
7. Взаимодействие с контрольными органами
Эффективное взаимодействие заказчиков с ФАС и другими контрольными инстанциями также является важным фактором профилактики и минимизации негативных последствий проверок.
7.1. Консультирование
Госзаказчики могут и должны обращаться в контрольные органы за разъяснениями и консультациями по вопросам применения норм 44-ФЗ. Это поможет избежать нарушений в спорных ситуациях.
7.2. Досудебное урегулирование
При получении жалоб от участников закупок целесообразно сначала попытаться урегулировать спор до передачи материалов в ФАС. Это сэкономит время и ресурсы.
7.3. Содействие проверкам
Госзаказчикам следует максимально содействовать контрольным мероприятиям – предоставлять необходимую информацию, давать пояснения, исполнять запросы.
7.4. Исполнение предписаний
Необходимо своевременно и в полном объеме исполнять предписания контрольных органов для недопущения административных штрафов.
7.5. Обжалование результатов
Госзаказчики вправе обжаловать результаты проверок, с которыми не согласны. Это также является вариантом конструктивного взаимодействия.