Часто возникают вопросы о том, как правильно устанавливать и соблюдать сроки поставки товаров по госконтрактам. Эта статья поможет разобраться во всех тонкостях и избежать нарушений, штрафов и судебных разбирательств.
1. Общие требования к срокам поставки в 44-ФЗ
Срок поставки товара по 44-ФЗ - это период времени, в течение которого поставщик должен передать товар заказчику на установленных договором условиях.
Дата начала отсчета срока поставки определяется моментом заключения контракта, если иное не указано в договоре. Датой окончания считается момент фактической передачи товара заказчику с надлежащим оформлением всех необходимых документов.
Согласно ч. 29 ст. 34 Закона No 44-ФЗ
, минимальный срок исполнения поставщиком контракта определяется Правительством РФ для отдельных видов товаров.
Примеры минимальных сроков поставки для разных товаров:
- Автомобили - 30 дней
- Продукты питания - 5 дней
- Медоборудование - 60 дней
Однако конкретный срок поставки устанавливает сам заказчик в документации процедуры закупки. Участники закупки при подаче заявок обязаны указывать срок поставки в соответствии с требованиями заказчика.
2. Как правильно указать срок поставки в документации о закупке
При установлении сроков поставки в документации заказчик должен максимально четко сформулировать требования.
Например, при указании конкретных дат следует писать срок поставки товара по 44 ФЗ: не позднее 15 апреля 2023 года. Такое требование исключает разночтения.
Если поставка осуществляется партиями, формулировка может выглядеть так: "Первая партия товара должна быть поставлена в течение 20 дней с даты заключения контракта, остальные партии - с периодичностью 1 раз в месяц, последняя партия - не позднее 15 декабря 2023 года".
Неправильные формулировки сроков поставки:
- "Товар поставляется в течение 2-х месяцев"
- "Поставка производится по согласованию сторон"
Такие требования могут привести к разногласиям при исполнении контракта. Рекомендуется максимально детализировать сроки поставки на этапе планирования закупки.
3. Изменение срока поставки при заключении контракта
Согласно ст. 34 закона No 44-ФЗ, при заключении контракта не допускается изменение существенных условий, к которым относится и срок поставки, по сравнению с указанными в документации о закупке.
Однако на практике встречаются ситуации, когда стороны договариваются об ином сроке поставки по сравнению с изначально указанным.
Например, если победитель запроса предложений предложил в своей заявке срок 30 дней, а в контракте стороны установили срок 45 дней. Такие действия могут быть оспорены контрольными органами как нарушение сроков поставки товара по 44 ФЗ.
Во избежание рисков рекомендуется не менять существенные условия, указанные в документации, при подписании контракта. Иные сроки можно согласовать только в случае обстоятельств непреодолимой силы документально подтвержденных.
4. Как контролировать соблюдение сроков в процессе исполнения
Для контроля за соблюдением установленных сроков поставки заказчику рекомендуется в договоре прописывать обязанность поставщика уведомлять о готовности очередной партии товара к отгрузке.
Кроме того, необходимо четко определить порядок приемки товара по количеству и качеству, а также сроки оформления всех первичных документов о поставке. Это позволит избежать формального нарушения сроков поставки товара 44 ФЗ.
5. Последствия нарушения сроков поставки для поставщика
Основными видами нарушений со стороны поставщика являются:
- Просрочка поставки товара
- Поставка товара ненадлежащего качества с нарушением срока замены
- Нарушение графика поставки партий товара
За указанные нарушения заказчик вправе продлить срок поставки товара 44 ФЗ и потребовать уплаты неустойки в соответствии со ст. 34 Закона No 44-ФЗ.
6. Основания для освобождения от ответственности
Поставщик может быть освобожден от уплаты неустойки, если докажет, что нарушение произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине заказчика.
К таким обстоятельствам относятся, например, стихийные бедствия, военные действия, правительственные постановления, препятствующие исполнению обязательств.
7. Рекомендации поставщику
Для минимизации риска нарушения сроков поставки товара 44 ФЗ рекомендуется:
- Реалистично оценивать свои возможности при составлении заявки
- Предусмотреть в контракте запас времени на непредвиденные обстоятельства
- Незамедлительно информировать заказчика о возможных задержках
Своевременное и конструктивное взаимодействие поможет избежать штрафных санкций даже при форс-мажорных ситуациях.
8. Последствия нарушения сроков оплаты для заказчика
Согласно ст. 34 Закона No 44-ФЗ, заказчик обязан оплатить поставленный товар в срок, установленный в контракте.
При нарушении сроков оплаты поставщик вправе начислить заказчику пеню в размере 1/300 ключевой ставки ЦБ от неуплаченной суммы за каждый день просрочки.
9. Основания для освобождения заказчика от уплаты пени
Основным основанием для освобождения заказчика от уплаты пени является отсутствие его вины в неисполнении обязательств.
К примеру, задержка оплаты может быть вызвана непредставлением поставщиком счетов-фактур, товарно-транспортных накладных и иных документов, необходимых для оплаты.
10. Судебная практика по взысканию пени с заказчика
Согласно позиции Верховного Суда РФ, пеня подлежит взысканию и в том случае, если просрочка оплаты была вызвана независящими от заказчика причинами.
Например, в решении ВС РФ от 11.04.2018 по делу No А40-124668/2017 было отказано заказчику в освобождении от уплаты пени в связи с поздним поступлением денежных средств из бюджета.
11. Рекомендации заказчику по соблюдению сроков оплаты
Для снижения рисков привлечения к ответственности за просрочку оплаты заказчику следует:
- Заблаговременно планировать потребность в денежных средствах
- Включать в контракт условие о возможности изменения порядка финансирования
- Подтверждать поставщику наличие объективных причин задержки финансирования
12. Банковское сопровождение контрактов как способ контроля сроков
Согласно ст. 35 Закона No 44-ФЗ, по решению Правительства РФ, контракт может пройти процедуру банковского сопровождения. Это означает, что банк осуществляет контроль за использованием средств по контракту.
Банковское сопровождение позволяет дополнительно контролировать соблюдение сторонами сроков исполнения обязательств, в том числе сроков оплаты и поставки товара.
13. Способы изменения сроков в контракте
Согласно ч. 7 ст. 95 Закона No 44-ФЗ, изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается.
Однако срок поставки может быть изменен в следующих случаях:
- По соглашению сторон при изменении объема закупки (не более 10%)
- В связи с обстоятельствами непреодолимой силы
Любые изменения сроков оформляются дополнительными соглашениями к контракту.
14. Установление запаса времени при определении сроков поставки
Для минимизации риска нарушения сроков поставки 44 ФЗ целесообразно при планировании закупки закладывать запас времени на выполнение обязательств на случай непредвиденных обстоятельств.
Разумным считается увеличение планового срока поставки на 20-30%. Это позволит избежать форс-мажора и связанных с ним штрафных санкций.
15. Способы восстановления нарушенного права
Если нарушены сроки поставки 44 ФЗ, пострадавшая сторона вправе:
- Потребовать уплаты неустойки
- Обратиться в суд с иском о взыскании убытков
- Обратиться в контрольный орган для возбуждения административного производства
16. Способы минимизации рисков при установлении сроков
Чтобы снизить риски конфликтов при определении и соблюдении сроков, рекомендуется:
- Максимально детально прописывать сроки и графики в контракте
- Устанавливать реалистичные сроки с учетом возможных задержек
- Предусматривать поэтапную приемку и авансирование исполнения
- Оговаривать условия для возможного продления сроков
- Включать обязанность уведомления о форс-мажорных ситуациях
Главное вовремя информировать друг друга о возникающих затруднениях и оперативно реагировать.
17. Перспективы цифровизации контроля исполнения контрактов
В будущем ожидается активное внедрение технологий искусственного интеллекта и блокчейна для автоматизации мониторинга сроков по контрактам.
Например, появятся системы, автоматически фиксирующие факт поставки по данным электронных накладных и выставляющие штрафы за просрочки.
Такие платформы повысят прозрачность и дисциплину участников контрактной системы.
18. Зарубежный опыт повышения ответственности подрядчиков
В некоторых странах применяется практика включения в контракт гарантий полного возмещения ущерба заказчиков от срыва сроков, вплоть до банкротства недобросовестных поставщиков.
Кроме штрафов, используют страховые механизмы ответственности подрядчиков и реестры ненадежных компаний с запретом участия в госзакупках.
19. Опыт зарубежных стран по ужесточению контроля сроков
Многие развитые страны идут по пути цифровизации и автоматизации мониторинга исполнения контрактов. Например, в США и Великобритании созданы специальные государственные информационные системы.
Они позволяют в режиме реального времени отслеживать соблюдение подрядчиками сроков выполнения работ, поставки продукции, предоставления отчетности.
20. Меры поощрения добросовестных поставщиков
Наряду с мерами ответственности за нарушения применяются и меры поощрения надежных исполнителей госконтрактов.
Например, таким компаниям предоставляются преимущества при участии в будущих закупках, упрощается доступ к финансовым ресурсам, снижаются требования по обеспечению исполнения контрактов.
21. Риски злоупотреблений при изменении сроков в контракте
Изменение существенных условий заключенного контракта несет коррупционные риски и угрозу экономической безопасности.
Недобросовестные чиновники и поставщики могут использовать допсоглашения о продлении сроков в личных целях в ущерб государству.
Поэтому вопросам контроля legal-compliance при исполнении госконтрактов уделяется пристальное внимание.
22. Предупреждение злоупотреблений при исполнении контрактов
Для минимизации коррупционных рисков при исполнении госконтрактов необходим комплекс мер:
- Повышение прозрачности закупок и доступа к данным
- Цифровизация взаимодействия и обмена документами между контрагентами
- Внедрение системы мониторинга выявления нарушений и злоупотреблений
- Ужесточение ответственности за экономические преступления в сфере закупок
Эффективные методы борьбы с коррупцией - устранение лазеек для чиновников в законодательстве и тотальный контроль.
23. Судебная практика по спорным ситуациям со сроками
Анализ судебных решений показывает распространенность конфликтов, связанных с нарушением сроков по контрактам по 44-ФЗ.
Чаще всего рассматриваются иски о взыскании неустоек, убытков, компенсации расходов, а также о расторжении контрактов.
Суды, как правило, занимают сторону истца, если ответчиком не представлено доказательств уважительности причин просрочки или нарушения иных условий контракта.
24. Совершенствование правовой базы по госзакупкам
С учетом проблем правоприменения в сфере госзакупок осуществляется постоянная работа по совершенствованию нормативно-правовой базы - Закона 44-ФЗ и подзаконных актов.
Разрабатываются законопроекты, призванные повысить ответственность сторон контрактов, устранить пробелы и ужесточить санкции за правонарушения.
25. Перспективы внесения поправок в закон о контрактной системе
В Госдуме находятся на рассмотрении законопроекты, предусматривающие значительное ужесточение ответственности за нарушение сроков по госконтрактам.
В частности, планируется введение реестра недобросовестных подрядчиков, получивших значительное количество штрафов за просрочки исполнения. Такие компании могут быть лишены права участия в закупках на длительный период.
26. Совершенствование механизмов стимулирования добросовестности
Наряду с мерами ответственности для недобросовестных компаний, предлагается расширить практику поощрения тех поставщиков, которые своевременно и качественно исполняют контракты.
Например, для них могут снижаться требования по обеспечению исполнения контрактов, предоставляться административные и налоговые послабления.
27. Разъяснение механизмов защиты прав и интересов участников закупок
Уполномоченным органам необходимо активнее разъяснять компаниям - поставщикам для госнужд, какие правовые механизмы защиты они могут использовать при возникновении конфликтов с госзаказчиками.
Это позволит повысить правовую грамотность бизнеса и избежать нарушения их прав из-за незнания действующего законодательства о контрактной системе.