Рубрики

В планы закупок не включаются... 44-ФЗ о госзакупках. Ст. 17. Планы закупок

Не включение отдельных закупок в планы закупок - распространенная ошибка заказчиков. Часто ли вы сталкивались с тем, что в планах отсутствовала нужная закупка? Давайте разберемся, какие закупки не включают в планы и почему это опасно для заказчика.

крупный портрет мужчины в костюме, сидящего за столом в офисе и пристально смотрящего на экран компьютера. Он сосредоточен на создании плана и графика закупок для своей компании. На изображении запечатлена его сосредоточенность и внимание к деталям.

Общие правила формирования планов закупок

План закупок - это документ, который заказчики обязаны формировать ежегодно. Он содержит перечень товаров, работ, услуг, закупки которых планируются в течение календарного года. Главное предназначение плана закупок - информирование поставщиков о будущих закупках заказчика.

Согласно законодательству, план закупок должен содержать следующую информацию:

  • идентификационный код закупки;
  • наименование предмета договора;
  • объем финансового обеспечения;
  • сроки проведения закупки;
  • способ определения поставщика;
  • иные сведения.

План закупок формируется на один год и утверждается заказчиком в течение 10 рабочих дней после принятия бюджета. После утверждения план закупок размещается в Единой информационной системе в сфере закупок.

Основные этапы формирования плана закупок:

  1. Анализ потребности в товарах, работах, услугах;
  2. Расчет объема финансового обеспечения;
  3. Определение сроков проведения закупок;
  4. Выбор способа определения поставщика;
  5. Составление проекта плана закупок;
  6. Согласование и утверждение плана закупок;
  7. Размещение в ЕИС.

Закупки, не включаемые в планы

Согласно ч. 15 ст. 17 Закона N 44-ФЗ в планы закупок не включаются сведения о закупках, составляющих государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в извещении о закупке, документации о закупке или в проекте договора.

Также в планы закупок не включаются с учетом части 15 статьи 4 Закона N 223-ФЗ сведения о закупке товаров (работ, услуг), стоимость которых не превышает 100 тыс. рублей. Если годовая выручка заказчика за предыдущий финансовый год составляет более 5 млрд рублей, в планы закупок не включаются сведения о закупке товаров (работ, услуг), стоимость которых не превышает 500 тыс. рублей.

Невключение закупки в планы закупок влечет за собой серьезные риски для заказчика, так как такая закупка может быть признана необоснованной и нарушающей принципы контрактной системы.

Особенности планирования отдельных видов закупок

Какие закупки включаются в план закупок - вопрос непростой. Для разных видов закупок предусмотрены особенности.

  • Закрытые закупки. Сведения о закрытых закупках (ст. 84-85 Закона N 44-ФЗ) включаются в отдельное приложение к плану закупок, которое не подлежит размещению в ЕИС.
  • Закупки у единственного поставщика. Сведения о закупке у единственного поставщика включаются в план закупок в общем порядке, несмотря на особый способ определения поставщика.
  • Закупки у СМП и СОНКО. В план закупок включаются 223 фз об отдельных видах закупок - это закупки у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Сведения об инновационной продукции включаются в отдельное приложение к плану закупок сроком 5-7 лет.

Порядок внесения изменений в планы закупок

Планы закупок могут корректироваться путем внесения изменений. Основаниями для этого могут быть:

  • изменение потребности в товарах, работах, услугах;
  • изменение объема финансирования;
  • изменение сроков проведения закупок;
  • иные случаи.

Чтобы внести изменения в план закупок, заказчик формирует новую редакцию плана, утверждает ее и размещает в ЕИС. Сроки внесения изменений зависят от способа закупки.

Например, для конкурса или аукциона изменения должны быть внесены в план закупок до размещения извещения о закупке. А в случае закупки у единственного поставщика - не позднее даты заключения договора.

При внесении изменений в план закупок важно не допустить ошибок и нарушений, иначе это может привести к признанию закупки незаконной. На практике заказчики часто допускают ошибки при планировании закупок. Рассмотрим наиболее распространенные из них.

Некорректное обоснование закупки

Обоснование закупки должно четко показывать потребность в конкретных товарах, работах или услугах. Недостаточное обоснование может привести к признанию закупки необоснованной.

  • Неполнота указываемых сведений. В план закупок должна включаться вся информация, предусмотренная законодательством. Пропуск важных сведений влечет нарушение порядка планирования.
  • Нарушение сроков утверждения и размещения. План закупок должен быть утвержден и размещен в ЕИС в установленные сроки. Их нарушение является административным правонарушением.
  • Проверка планов закупок. Контроль за соблюдением заказчиками требований к планированию закупок осуществляют различные органы.
  • Внутренний контроль. Внутренний контроль проводит сам заказчик - проверяет соблюдение регламентов, наличие согласований и т.д.
  • Внешний контроль. Внешний контроль осуществляют надзорные органы в сфере закупок - проверяют соблюдение требований законодательства при планировании.
Вид сверху на стол конференц-зала, заваленный бумагами, тетрадями, ручками и ноутбуками. Несколько мужчин и женщин ведут оживленную дискуссию, указывая на документы и делая на них пометки, планируя графики закупок. На изображении передана их командная раб
  • Общественный контроль. Общественные объединения и граждане могут проверить планы закупок на предмет злоупотреблений и нарушений.

Особенности плана-графика закупок

Помимо плана закупок заказчик также формирует план-график закупок. В него не включается вся информация о закупках, а только самое важное в разрезе кварталов.

Какие закупки включаются план график? Это идентификационный код, наименование объекта, объем финансирования, сроки и способы определения поставщика.

Показатели для анализа планов закупок

Чтобы оценить качество сформированных планов закупок, рассчитываются определенные показатели.

Какие показатели включаются план закупок? Например, доля закупок у единственного поставщика, доля экономии от проведенных закупок, процент конкурентных процедур и т.д.

Какие показатели включаются план график закупки? Это показатели, характеризующие степень выполнения плана - доля исполненных закупок, доля срыва сроков и др.

Автоматизация планирования закупок

Для оптимизации процессов планирования закупок применяются специальные информационные системы. Они позволяют формировать планы в автоматическом режиме, снижая риск ошибок.

Рекомендации по формированию планов закупок

Чтобы избежать ошибок при планировании закупок, рекомендуется придерживаться следующих правил:

  • Тщательно обосновывать каждую закупку;
  • Строго соблюдать все требования законодательства;
  • Вносить изменения в планы закупок своевременно;
  • Проводить внутренний контроль качества планов.

Аккуратное планирование закупок - залог их успешного проведения и эффективного расходования бюджетных средств.

Типичные нарушения при планировании закупок

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся нарушения правил планирования закупок.

  • Нарушение сроков планирования. Заказчики зачастую нарушают сроки разработки, согласования и утверждения планов закупок, что влечет административную ответственность.
  • Необоснованное завышение объемов закупок. Некоторые заказчики завышают в планах объемы закупок, чтобы получить дополнительное финансирование. Это нарушение принципа эффективности.
  • Дробление закупок. Разделение одной крупной закупки на несколько мелких в плане с целью уклонения от конкурентных процедур является грубым нарушением.

Проблемные аспекты планирования закупок

Рассмотрим некоторые проблемные моменты в сфере планирования закупок.

  • Недостаточная квалификация заказчиков. Многие заказчики не обладают достаточными знаниями и навыками для качественного планирования закупок в соответствии с требованиями.
  • Отсутствие методик планирования. У большинства заказчиков нет четких регламентов и методик планирования закупок, что приводит к ошибкам.
  • Недостаточный общественный контроль. Общественные объединения слабо контролируют качество формируемых заказчиками планов закупок.

Перспективы развития планирования закупок

Каким может быть дальнейшее развитие сферы планирования закупок?

  • Ужесточение контроля. Вероятно введение более жесткого контроля качества планов закупок со стороны надзорных органов.
  • Повышение квалификации заказчиков. Необходимо системное обучение заказчиков вопросам планирования закупок.
  • Внедрение IT-систем. Перспективно внедрение современных информационных систем для автоматизации планирования.

Практические рекомендации заказчикам

Давайте рассмотрим практические рекомендации заказчикам по вопросам планирования закупок.

  • Принять регламент планирования закупок. Необходимо на уровне организации принять регламент - документ, определяющий порядок планирования закупок.
  • Разработать формы документов планирования. Целесообразно заранее подготовить шаблоны плана закупок, плана-графика, обоснований и других документов.
  • Определить ответственных исполнителей. Необходимо закрепить в регламенте ответственных сотрудников за процессы планирования закупок.

Риски некачественного планирования

Рассмотрим возможные риски, связанные с некачественным планированием закупок.

  • Нарушение принципа обоснованности. Плохо спланированные, необоснованные закупки могут быть оспорены как незаконные.
  • Неэффективное расходование средств. Ошибки планирования могут привести к завышению объемов закупок и перерасходу бюджета.
  • Ограничение конкуренции. Плохо спланированные закупки снижают прозрачность и ограничивают конкуренцию на торгах.

Разъяснения Минфина России по планированию закупок

Рассмотрим некоторые разъяснения Минфина России по вопросам планирования закупок.

  • Обязательность планов при отсутствии закупок. Даже если закупки не планируются, необходимо формировать "нулевые" планы закупок и планы-графики (Письмо Минфина от 31.03.2020 No 24-06-08/24257).
  • Включение расходов будущих периодов. Расходы, которые будут произведены в будущих отчетных периодах, не подлежат включению в планы-графики (Письмо Минфина от 21.12.2018 No 02-07-07/89434).
  • Внесение изменений в план-график. Изменения в план-график должны вноситься не позднее размещения извещения о соответствующей закупке (Письмо Минфина от 20.09.2017 No 24-03-07/61117).

Судебная практика по спорам о планировании

Рассмотрим примеры из судебной практики по спорам, связанным с планированием закупок.

  • Нарушение сроков планирования. На заказчика был наложен штраф за утверждение плана закупок на следующий год позднее установленного срока (Дело No А40-124669/18).
  • Необоснованность внесения изменений. Суд признал необоснованным внесение заказчиком изменений в план закупок, что привело к ограничению конкуренции (Дело No А40-75668/17).
  • Невключение закупки в планы. Закупка, не включенная заказчиком в планы, была признана нарушающей закон о контрактной системе (Дело No А40-126762/18).

Выводы

Подводя итог, отметим, что от качества планирования закупок зависит эффективность последующих этапов закупочного цикла. Поэтому заказчикам следует ответственно и грамотно подходить к данному процессу.