Рубрики

Административные барьеры - это что такое?

Административные барьеры – это одна из многочисленных проблем, влияющих на успешное и эффективное развитие экономики в нашей стране и сопутствующего ей ремесла. В данной статье будет подробно изучено, что это за проблема, а также рассмотрены ее разновидности и возможности по устранению.

Определение

Административные барьеры – это некие препятствия, с которыми сталкиваются предприниматели и субъекты рыночных отношений и которые перед ними ставят органы законодательной власти того государства, где эта деятельность ведется, в виде свода определенных правил. Соблюдать эти правила обязаны все игроки рынка, при этом обязательно выплачивая государству определенные суммы (идущие, впрочем, не в бюджет страны) за ряд разных нормативно-правовых процедур и услуг в сфере бюрократического аппарата.

Проблема административных барьеров – это одна из очень значительных и больших проблем современной экономики в Российской Федерации. Особенно высока их концентрация в области хозяйства.

Группы

Поделить рассматриваемые в данной статье барьеры можно условно на три группы:

  • Первые возникают в случае, если подвергаемый им субъект намеревается завладеть доступом к каким-либо экономическим ресурсам и официальным юридическим правам на использование этих ресурсов в своей деятельности (в пример можно привести попытку субъекта зарегистрировать новую компанию или ее статусную реформу, арендовать то или иное помещение, получить какие-либо материальные ценности в кредит или лизинг и т. д.).
Осуществление контроля
  • Вторые возникают в случае, если подвергаемый им субъект намеревается осуществить законное получение прав на ведение деятельности, связанной с хозяйственными работами (в пример можно привести попытку субъекта законно добиться лицензии для своего труда, сертифицировать или провести регистрацию какого бы то ни было товара в его торговом обороте и т. д.)
  • Третьи возникают в случае, если подвергаемый им субъект попросту ведет свою деятельность в сфере хозяйства (в пример можно привести получение каких-либо льгот на осуществление данной деятельности, санкции, вводимые в случае игнорирования установленных государством правил и т. д.)

Виды

Каким бы то ни было образом подробно структурировать и классифицировать все возможные виды административных барьеров не представляется возможным, поскольку их существует огромное множество, и все они могут быть разнообразными в соответствии с конкретной ситуацией, в которой находится хозяйствующий субъект. В дальнейшем в статье будут указаны некоторые характерные черты для условных групп этих административных барьеров, и доступность услуг, связанных с данными регулирующими экономическими процедурами, также будет определена ниже.

Проблемы данного подхода

Процессы управления и регулирования, основанные на введении административных барьеров как сдерживающих факторов, имеют ряд серьезных недостатков, выражающихся в последствиях, негативно сказывающихся на развитии и движении экономики в стране. Если обобщать в целом эти недостатки, можно таким же образом выделить три пункта:

  • В первую очередь существует такая проблема, что без снижения административных барьеров общество будет претерпевать значительные потери в плане экономики. Потери эти могут быть явно выраженными (к примеру, рост цен, вызванный увеличением государственным регулирующим аппаратом издержки производителя на осуществление своей деятельности, введение дополнительных пошлин, налогов и т. д.), а могут быть и не столь открытыми (например, показатели валового внутреннего продукта могут указывать на недостаточность его производства в связи с нерациональным и неправильным распределением и последующим за этим использованием экономических ресурсов).
концепция снижения административных барьеров и повышения доступности
  • Также нельзя не отметить, что лишь устранение административных барьеров сможет дать государству толчок к использованию альтернативных, в значительной мере более продуктивных способов регулирования нужных экономических процессов. Наличие же барьеров вовсе не означает, что они успешно осуществляют решение тех проблем и задач, которые изначально и подразумевали их создание в принципе.
  • Ну и наконец, существующий ныне уровень административных барьеров во многом определяет и влияет на мотивы и действия чиновников из государственных структур, которые все в большей и большей мере ориентируются на принцип рентабельности в получении своего дохода, а также на коммерческие предприятия и прочие структуры, находящиеся у них во владении. Все они, понятное дело, имеют большую выгоду от прямого вовлечения в бизнес, связанный с экономическими барьерами.

Основные виды экономических потерь

Существование административных барьеров в бизнесе, а особенно в хозяйстве, – это несомненные общественные потери. Состоят они из двух основных видов. А именно:

  • Первый вид – это финансовые потери тех предприятий, перед которыми и ставятся барьеры, пущенные на дополнительные издержки по статьям расходов, определенных надобностью преодоления административных барьеров. Достаточно внушительная часть этих издержек в дальнейшем преобразуется в повышение розничных рыночных цен, что является прямой экономической потерей общества.
Экономический курс
  • Второй вид – это уменьшение коэффициента эффективности, связанного с грамотным использованием и распределением имеющихся в запасе страны ресурсов, а также недостаточное производство стоимости. Административные барьеры в экономике являются фактором, значительно осложняющим процесс выхода на рынок новых игроков, в особенности представителей малого или среднего бизнеса. Это, в свою очередь, способствует снижению уровня имеющейся в экономической системе конкуренции, что, следовательно, уменьшает общий показатель экономической эффективности. Эти потери являются косвенными.

Прямые потери во многом обусловлены еще и тем, что ради хотя бы формального выполнения тех правил, которые устанавливают органы, регулирующие экономическое движение и выставляющие административные барьеры предпринимательской деятельности, хозяйствующие субъекты производят множество лишних, а порой и чрезмерных выплат, которые, более того, могут быть не только официальными и законными, но и теневыми, то есть осуществляемыми нелегально и/или не поступающими в бюджет государственной казны. Причем платят субъекты не за сами экономические ресурсы, а лишь за право или пользоваться, поэтому такие затраты по определению являются трансакционными.

Примеры

Приведем несколько примеров для полноты отображения рассматриваемой в данной статье темы. Развитие предпринимательства и административные барьеры – это антонимы, что подтверждается следующей информацией.

Сертификация различных услуг, а в особенности товаров, – это обязательная процедура, которой обязаны следовать примерно 80 % всех экономических деятелей. Причем, по финансовым оценкам, соответствующим самым минимальным и исходящим из прямых стандартов соответствующих законодательных органов, суммы, которые в течение одного календарного года тратятся на данную процедуру, по приблизительным подсчетам, составляют 130 миллионов долларов США, а идет она из торговых и промышленных секторов. Более того, совершенно уверенно можно утверждать, что это только самый минимум, потому как в расчет не берутся многие финансовые операции, не являющиеся столь прямыми, как непосредственные затраты на сертификацию. Вот и говори после этого, что снижение административных барьеров экономической составляющей страны ничего не даст.

Объединение субъектов экономики

Лицензирование определенных видов экономической деятельности также можно отнести к представителю данных регулирующих барьеров. Еще в 2000 году их число составляло около пятисот, однако с тех пор оно постоянно растет, и список данных видов пополняется, иногда даже посредством деления какой-либо деятельности на составные части.

Понятное дело, что это деление совершенно ничем не обосновано. Более того, невзирая на тот факт, что законодательством Российской Федерации прямо прописано отношение к органам, обладающим правом производить процедуру выдачи лицензий, только таких органов, как государственных и муниципальных, на деле же специально под эти цели регистрируются все новые и более крупные центры и предприятия (принадлежащие к отдельным регионам, состоящие из определенных экспертов и т. п.), которые обязательны для прохождения тем экономическим субъектам, которые в принципе рассчитывают на лицензирование. Создание же таких совершенно излишних организаций обосновывается напрямую постановлениями органов управления: чаще всего локальных, хотя нередки случаи, когда само правительство Российской Федерации выпускает регламентирующее данный вопрос постановление, что в крайне сильной степени осложняет снятие административных барьеров даже в потенциальной перспективе.

Эффективность барьеров

Рассматриваемые нами сегодня барьеры в целом могут быть созданы со стороны регулирующих государственных органов даже по причине необходимости решения таких управленческих задач общего экономического уровня, решение которых, в принципе, является крайне полезным шагом для роста и развития экономического русла в стране. Доходы, которые получают частные лица с административных барьеров и доступности услуг в сфере регламентирующей их деятельности, растут в соответствии со сроком существования эксплуатируемого барьера, а сам этот срок, в свою очередь, определяется уже тем, насколько субъекты экономических отношений мотивированы в вопросе избавления от него себя и всего предпринимательского общества.

Выступление против барьеров

Барьеры по-настоящему работают так, как изначально и задумывались, только в тех ситуациях, когда они обязывают большое число экономических агентов вносить небольшие суммы для того, чтобы их преодолеть. В таком случае они действительно выполняют свои функции и могут даже оказаться полезными для развития экономики в стране, в отличие от вымогающих финансы схем, ориентированных на ренты, в которых все происходит в точности до наоборот и небольшое количество экономических агентов вынуждено вносить крайне большие денежные суммы для того, чтобы соответствовать излишнему и вредному для них и их деятельности регламенту.

Основные проблемы ликвидации барьеров

Важно учитывать, что если издержки какого-то определенного частного лица, которые идут на следование тому перечню правил, который диктует экономический барьер, в целом достаточно невелики, то те затраты, которые подразумевает борьба экономического общества с этим же барьером, могут в разы превышать размеры, которые готовы тратить граждане, недовольные существованием на рынке такой административной проблемы. Именно по этой причине остается острой проблема мотивации, которой у многих экономических субъектов в этой связи может просто не оказаться.

Интересы лоббистов

В том случае, когда количество экономических агентов, которых так или иначе касается проблема концепции снижения административных барьеров и повышения доступности услуг по осуществлению их предпринимательской деятельности, становится достаточно велико, то им придется заняться вопросами об объединении и совместном решении возникшей перед ними проблемы, что может быть достаточно затруднительно как с точки зрения человеческого фактора, так и с юридической стороны (имеются в виду трудности составления официальных контрактов, регламентирующих совместную деятельность в пользу решения данной проблемы).

Ликвидация барьеров

Таким образом, все граждане, участвующие в процессе экономического движения, сталкиваются с одной проблемой в вопросе избавления от барьеров как таковых – им необходимо объединить свои усилия и потратить на это достаточно много финансов из бюджета своих предприятий, что осуществить, пожалуй, практически невозможно. Поэтому снижение административных барьеров и повышение доступности государственных услуг могут быть осуществлены только за счет самого государства либо же каких-то отдельных компаний, за которыми стоят конкретные физические лица или субъекты, обладающие возможностью оказать влияние на ход решения проблемы.

Если же говорить непосредственно о государстве, то для успешного осуществления такого снижения в систему государственного контроля за рынком и экономическими процессами должен быть внесен ряд серьезных изменений, которые обеспечат усиление защитного механизма правительственного надзора по отношению к субъектам экономических отношений. Выглядеть эти изменения должны следующим образом. Необходимо:

  • Создать четко прописанный и регламентированный список закрытого типа, в котором будут состоять все органы власти, имеющие право осуществлять контроль экономической деятельности каких бы то ни было предприятий, а также отдельно выписать все их функции и возможности, чтобы избежать любых повторений. Чтобы осуществить такое, необходимо провести колоссальную трудовую деятельность, направленную на изменение всех юридических постановлений, регламентирующих работу подобных органов.
  • Тщательно прописать все основные этапы и тонкости, касающиеся осуществления проверок этими органами экономической деятельности предприятия. Это необходимо для того, чтобы минимизировать риски недобросовестного использования контролирующих и надзорных механизмов с целью оказания давления на подвергаемых проверке субъектов, а также во избежание случаев прямого денежного вымогательства.
  • Создать возможность для проведения процедур, касающихся контроля и надзора, на принципе безвозмездности, без необходимости крупных выплат со стороны проверяемых субъектов.
  • Создать возможность для всех этих субъектов обжаловать результаты или процессы проведения проверок.
  • Свести к минимуму число тех проверок, которые приводятся в жизнь на основании личной инициативы каких-либо исполнительных органов. Здесь имеется в виду, что проверки должны проводиться только в случае подачи на предприятие аргументированных жалоб со стороны его потребителей или конкурентов.
Структура организаций

Важно понимать, что все данные пункты могут быть осуществлены в соответствии со всеми нормативно-правовыми (и тоже необходимыми к пересмотру) документами лишь в случае соблюдения некоторых определенных мер и условий, которые выглядят следующим образом:

  1. Все хозяйствующие субъекты экономических отношений, которые участвуют в процессе реформации и поддерживают концепцию снижения административных барьеров, должны действовать активно и создавать такие рычаги давления и ответственности, которые помешают государственным регулирующим аппаратам действовать без законных оснований. Здесь важную роль может сыграть такой процесс, как социализация бизнеса.
  2. Правительство должно действовать решительно и поступательно, чтобы в итоге прийти к необходимому результату, а также избавиться от рисков лоббирования интересов тех категорий служащих чиновников, которые к административным барьерам относятся с пиететом по причине получения ими от них какой бы то ни было (чаще всего, конечно, денежной) личной выгоды.
  3. Необходимо создать такую систему, ответственную за урегулирование споров и экономических конфликтов, которая будет защищать интересы и частных лиц, а не только государственных, как это устроено сейчас благодаря тому, что любые неурядицы решаются исключительно в судебном порядке, при котором возможен нечестный исход процесса.

Итог

Таким образом, в данной статье была рассмотрена такая экономическая проблема, как административные барьеры. Проблему эту необходимо решать, и некоторые действия по ее решению уже предпринимаются, в том числе и со стороны государства, хотя и без глобальных изменений в целом. Подведем же несколько выводов:

  1. Административные барьеры в качестве способа, которым органы государственной власти управляют процессами экономического движения, – это система, которая лишена всякой эффективности и приводит к чрезмерным затратам со стороны субъектов, так или иначе формирующих весь рынок с его ценами и соотношением спроса и предложения, а также непродуктивному использованию и распределению ресурсов страны.
  2. Количество барьеров постоянно увеличивается в связи с тем, что новые должны обеспечивать эффективность изживших себя старых, но впоследствии оказываются даже менее необходимыми, чем они. А с ростом количества работающих барьеров растут и суммы издержек.
  3. Значительная часть представителей государства заинтересована в том, чтобы барьеры оставались в силе, что приводит к лоббированию интересов в отношении устранения административных барьеров.
  4. Изменить всю систему способны только кардинальные решения и шаги, которые должно принять непосредственно само государство. Правительству важно уяснить, что поддержание барьеров идет на пользу только определенному кругу его лиц, в то время как реальная экономика всей страны из-за этого начинает страдать, что сказывается и на внутренней и внешней политике, и на гражданах Российской Федерации, и на многих других аспектах жизни нашего общества.

Так или иначе, данная статья разрешила некоторые вопросы, относящиеся к рассматриваемой сегодня теме. Снижение административных барьеров – это необходимая мера, однако, к сожалению, практически неосуществимая до тех пор, пока управляющими и осуществляющими процедуры контроля и надзора за экономической деятельностью каких бы то ни было предприятий органами не будут предприняты определенные действия, включающие в себя все то, что было перечислено в данной статье, в соответствующих ее разделах, а также многое другое, о чем вы можете узнать при более подробном изучении данной темы.