Сегодня в обществе зачастую ведутся разговоры о государственном контракте, однако муниципальный контракт упоминается гораздо реже. Но ведь последних существенно больше в действительности. Большинство людей предполагает, что различия между этими контрактами сходятся лишь к заказчику. Возможно, вы тоже полагаете, что заказчиком в соответствии с государственным контрактом является государственное учреждение, а в соответствии с муниципальным – муниципальное. Тем не менее отличительные черты не ограничиваются столь банальным образом. Именно поэтому в данной статье рассматриваются государственные и муниципальные контракты, закупки, им соответствующие, а также многие другие вопросы, которым целесообразно уделить внимание.
Муниципальные и государственные контракты
Федеральный закон РФ под номером 94 обеспечивает регулирование отношений по поводу размещения заказов, связанных с поставкой товарной продукции, выполнением работ, оказанием услуг для государственных и муниципальных нужд. Помимо этого, закон регулирует исполнение государственного, муниципального контракта; единый порядок в отношении размещения заказов; организацию прозрачности и гласности при этом. Предотвращение коррупции и злоупотреблений в области размещения заказов также предусматривается представленным законодательным актом.
Важно отметить, что потребности, свойственные муниципальным образованиям, муниципальным заказчикам в услугах, товарной продукции и работах, которые необходимы для решения вопросов местного значения так или иначе обеспечиваются за счет денежных средств из источников финансирования внебюджетного уровня, а также местных бюджетов. Как выяснилось, контракт для государственных и муниципальных нужд – это не одно и то же. Так, соответствующие нужды наделены следующими отличиями:
- Нужды государства обеспечиваются по расходным обязательствам России и расходным обязательствам субъектов страны за счет денежных средств бюджетов последних, а также федерального бюджета. Обеспечение же потребностей в товарной продукции, работах и услугах производится из источников финансирования внебюджетной природы.
- Исполнение муниципального контракта связано с нуждами, обеспечиваемыми за счет денежных средств бюджетов местного уровня непосредственно по расходным потребностям муниципальных формирований в товарной продукции, работах и услугах, в которых есть необходимость для устранения проблем местного значения и реализации отдельных полномочий государства, которые передаются органам местного самоуправления посредством всех федеральных законодательных актов и, помимо этого, законов субъектов РФ.
Как выяснилось, различия между государственными и муниципальными органами – налицо.
Муниципальные заказчики
Заключение муниципального контракта осуществляется лишь после соответствующего уведомления от заказчика. Муниципальные заказчики – органы государственной власти субъектов РФ и государственные местные органы, а также уполномоченные приведенными структурами на размещение заказов. Как правило, уполномоченные органы, в число которых входят федеральные исполнительные органы, исполнительные органы субъектов РФ и местные органы власти, реализуют собственные функции, связанные с размещением заказов для муниципальных заказчиков.
Исключение в данном случае составляет заключение муниципального контракта на поставку товарной продукции, выполнение работ, а также оказание услуг для муниципальных нужд. При этом контракт, так или иначе, утверждается посредством подписи муниципального заказчика. Важно отметить, что порядок взаимодействия государственного уполномоченного органа и муниципальных заказчиков организуется в процессе принятия решения по поводу формирования данного уполномоченного органа.
Необходимо обратить внимание на то, что особенности, свойственные размещению заказов на поставку ценностей материальной природы в резерв государства или государственного заказа оборонного характера, могут быть установлены посредством иных федеральных законов.
Законодательная основа
Посредством пункта второго статьи 72 российского Бюджетного кодекса муниципальным образованиям предписывается заполнять образец муниципального контракта строго в рамках ограничений бюджетных обязательств. Так, приведенная норма гарантирует наличие в местном (муниципальном) бюджете средств, которые необходимы для оплаты товарной продукции, работ или услуг в соответствии с муниципальным контрактом.
На базе данного норматива в случае заключения муниципального контракта можно хранить абсолютную уверенность в том, что государственные власти местного назначения не преминут обязательно оплатить собственный заказ. Однако подобный расклад уместен лишь в теории. На практике сроки муниципального контракта могут несколько сдвигаться. Так, зачастую случаются «опоздания» в плане оплаты муниципального заказа по причине несвоевременности в пополнении государственного местного бюджета.
Именно поэтому, прежде чем обратиться к тому или иному заказчику, необходимо изучить муниципальный законодательный акт, который предусматривает порядок реализации муниципального заказа. Важно отметить, что этот правовой акт должен быть утвержден в совершенно любом муниципальном формировании. Помимо того, он обязателен к публикации для всеобщего обозрения.
Размещение заказов
Характеризующее муниципальный контракт выполнение заказа, как правило, предусматривает существенные объемы реализации работ, поставок товарной продукции, а также оказания услуг. Данные условия, так или иначе, предполагают серьезный доход исполнителю муниципального контракта.
Важно отметить, что государственные органы местного самоуправления, именуемые заказчиками, в процессе размещения рассматриваемого вида заказов должны реализовывать следующие операции, связанные с определением поставщиков, исполнителей, подрядчиков:
- Ведение реестров муниципальных контрактов (образец муниципального контракта в теоритическом аспекте рассмотрен ниже), которые заключены по результатам размещения заказов.
- Ведение реестров недобросовестных поставщиков.
- Бесплатное (по причине оформления заинтересованным лицом заявления) предоставление конкурсных документов, начиная с момента публикации в официальных средствах массовой информации. Помимо этого, в данный пункт целесообразно включить размещение на соответствующем ресурсе извещения по поводу проведения конкурса, открытого аукциона и так далее.
Муниципальные заказчики
Логично, что характеризующий муниципальный контракт договор оформляется с участием двух сторон (заказчика и исполнителя, который именуется еще поставщиком). Так, муниципальными заказчиками могут выступать следующие структуры:
- Государственные органы местного самоуправления. Сюда обязательно необходимо включить местную администрацию, представительный орган и так далее.
- Учреждения муниципального характера.
- Муниципальный контракт на поставку товарной продукции, работ, услуг также могут оформлять другие организации, которые наделены правом получения денежных средств из местного бюджета.
- Посредством соответствующего вопросу законодательного акта также предусматривается возможность формирования органа, который уполномочен реализовывать функции, связанные с размещением заказов для приведенных муниципальных заказчиков. Как правило, роль рассмотренного органа играет местная администрация.
В соответствии с Федеральным законом под номером 44 муниципальный контракт оформляется с участием обеих сторон. Помимо этого, законодательный акт предусматривает то, что муниципальный заказчик имеет право привлекать организацию специализированной направленности для осуществления следующих мероприятий:
- Подготовка конкурсных документов.
- Публикация и размещение извещения по поводу проведения открытого аукциона или конкурса.
- Направление приглашений, связанных с принятием участия в закрытом аукционе или конкурсе.
- Иные функции, относящиеся к обеспечению реализации торгов.
Методы размещения контракта
Сегодня муниципальный контракт на услуги, товарную продукции или работы, как правило, размещается в соответствии с двумя основными способами:
- Проведение торгов посредством аукциона или конкурса. Сюда же необходимо отнести и аукцион в электронном виде.
- Исключение проведения торгов. Использование способа заказа у единственного исполнителя (поставщика, подрядчика), запроса котировок или заказа на товарных биржах.
Важно знать, что победителем тендера, как правило, становится тот, кто предлагает наилучшее обеспечение муниципального контракта. При этом актуальная комиссия должна присвоить по окончании конкурса соответствующей заявке первый номер.
Условия муниципального контракта
На сегодняшний день муниципальным контрактом предполагаются следующие условия:
- Бесплатная заявка на участие в конкурсе. Важно отметить, что заказчик имеет право потребовать внесение от исполнителя денежного обеспечения заявки в сумме, не превышающей 5 % максимальной (начальной) цены контракта, именуемой зачастую ценой лота. Данное требование относится к абсолютно всем участникам, а также указывается в конкурсных документах. Тогда, когда у исполнителя нет необходимой денежной суммы для обеспечения заявки, он может воспользоваться таким механизмом, как тендерное кредитование.
- Конкурсная комиссия или заказчик не наделены правом вступления в переговоры непосредственно с участниками торгов. В случае нарушения данного требования конкурс может признаваться недействительным в соответствии с иском заинтересованного лица.
- Не меньше чем за тридцать дней до момента вскрытия конвертов с актуальными заявками или открытия доступа к электронной документации специализированная структура или отдельный заказчик должны осуществить публикацию извещения по поводу проведения муниципального конкурса в официальных средствах массовой информации муниципального формирования. Помимо этого, они обязаны разместить данное извещение на собственном официальном ресурсе.
- Участник торгов наделен полным правом на изменение своей заявки или ее отзыва в любое время непосредственно до того, как конкурсная комиссия вскрывает конверты с заявками на участие либо открывает доступ к заявкам, которые были поданы в форме электронной документации.
- Победитель конкурса обязуется заключить с заказчиком муниципальный контракт. Если же он отказывается от этого, заказчик наделен правом принуждения его в порядке суда осуществить приведенное мероприятие. Кстати, в случае уместности подобных обстоятельств заказчик должен возместить все убытки, которые были причинены по причине уклонения победителя конкурса от заключения контракта.
Муниципальный контракт и его заключение
Как выяснилось, победитель конкурса обязуется заключить контракт с заказчиком. Тем не менее сегодня существуют случаи, в соответствии с которыми заключение договора гражданско-правового характера все-таки допускается.
Что же такое в практическом аспекте муниципальный контракт? Под данным термином следует понимать не что иное, как договор между заказчиком от имени муниципального формирования и исполнителем, который заключается в целях обеспечения нужд муниципальной природы. Как правило, инструментом здесь выступает гражданско-правовой договор (поставки, купли-продажи, возмездного оказания услуг, подряда и так далее), который заключается в порядке, регламентированном российским гражданским законодательством. Однако в данном случае имеет место ряд нюансов. Так, муниципальный контракт невозможно заключить при актуальности следующих обстоятельств:
- Признание исполнителя банкротом в соответствии с заключением арбитражного (коммерческого) суда.
- Приостановление судебными органами деятельности исполнителя в предусмотренном российским законодательством порядке.
- Предоставление заведомо ложных сведений в заявке на принятие участия в конкурсе.
- Пребывание имущества исполнителя под арестом, наложенным по решению судебных органов тогда, когда на момент истечения периода заключения муниципального контракта балансовая стоимость арестованных имущественных комплексов превышает 25 % балансовой стоимости активов исполнителя в соответствии с данными бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний отчетный период, который считается завершенным.
- Уместность задолженности у исполнителя (участника размещения заказа) по налоговым или другим платежам обязательного характера за прошедший календарный год в государственные бюджеты разных уровней. Важно отметить, что в данном случае размер долга должен превышать 5 % балансовой стоимости активов исполнителя в соответствии со сведениями бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Единственным условием здесь является исключение обжалования наличия указанной задолженности.
Плюсы муниципального контракта
На первый взгляд может показаться, что процедура участия в исполнении заказа, конкурса, аукциона достаточно сложна и громоздка. Однако необходимо вспомнить действенную отечественную пословицу: «Глаза боятся, а руки делают!». Как показывает практика, все намного проще, чем можно себе представить. Единственным условием является осуществление действий в пределах законодательства и в соответствии с требованиями заказчика. Так, на сегодняшний день известны следующие преимущества, которые приобретает компания, ставшая победителем заказа и заключившая контракт:
- Гарантированное денежное вознаграждение за прекрасные результаты собственной деятельности.
- Рост конкурентоспособности и востребованности товарной продукции, работ и услуг компании, а значит, и возможность успешной их реализации.
- Гарантированная дополнительная реклама в отношении деятельности структуры.
- Налаживание партнерских отношений с местной властью при осуществлении условия надлежащего исполнения контракта.
- Возможность получения рекомендации компании от местной власти в направлении ее партнеров.
- Рост уровня репутации компании как на местном, так и на региональном уровне.
Дополнительные нюансы
Важно отметить, что победитель аукциона или конкурса обязуется заключить контракт с заказчиком в соответствии с минимальной ценой, которую предложил он сам в процессе проведения аукциона. Данная цена обязательным образом фиксируется в протоколе и включается в проект муниципального контракта, переданный непосредственно победителю аукциона. Необходимо дополнить, что возможно и уменьшение цены в отношении муниципального контракта, однако только после его утверждения посредством проставления подписей.
В практическом аспекте клиенты соответствующих организаций зачастую обращаются с просьбой застраховать контракт. Данное понятие немного устарело, однако необходимо внимательным образом отслеживать изменения и нововведения в законодательстве. Так, к примеру, ООО «Бизнес страхование» готово предложить участникам аукциона или конкурса следующие услуги:
- Предоставление тендерного кредита для того, чтобы обеспечить заявки аукциона.
- Предоставление гарантии банка в соответствии с упрощенной схемой (без поручителей и залога, по минимальной ставке процента).
- Предоставление договора поручительства при условии минимальных тарифов.
Успешные компании-исполнители, как правило, имеют готовую продукцию, осуществляют работы и оказывают услуги для организаций и предприятий любого уровня. Они реализуют профессиональную поддержку, а также качественно решают все проблемы по обеспечению контрактов и тендеров. Помимо этого, достойные исполнители дают неплохие условия в отношении получения банковской гарантии и договора поручительства, который обычно служит надежным инструментом обеспечения электронных торгов. При этом тендеры могут быть самыми разнообразными (на строительство, на поставку, на ремонт и так далее).