Данный урок обществознания "Для чего нужна дисциплина" разработан для учащихся 7 класса. Не секрет, что само понятие дети узнают еще в младшем школьном возрасте, однако в старшем звене тема раскрывается более глубоко. Работа спланирована таким образом, что учащиеся сами добывают знания о том, для чего нужна дисциплина, через групповую работу, применение технологии критического мышления, диалоговое обучение.
Цель: познакомиться с понятием "дисциплина". Выяснить, для чего нужна дисциплина и какую роль она играет в жизни людей.
Рассмотрим ход урока.
Начало урока
- Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы будем обсуждать очень важную тему для жизни человека. Без этого нельзя обойтись ни в какой сфере деятельности. Подумайте, что же это может быть, и выскажите свои предположения.
Учитель делит детей на три группы. В одной из них он назначает "хранителя тишины" - человека, который будет следить за поведением и порядком внутри команды. Второй группе выдает список правил, которых они должны придерживаться в работе, а третьей позволено работать так, как считает нужным, то есть без каких-то определенных рамок и правил.
Повторение пройденного
Прием "Горячий стул". Перед доской ставится стул, на него садится один из учащихся. Ему класс задает вопросы по пройденным темам:
1) Что такое право?
2) Что такое обязанности?
3) Что такое долг?
4) Почему необходимо соблюдать законы?
Изучение материала
Учитель: прочитайте, пожалуйста, цитату, которую видите на доске
"Дисциплина – первый признак победы".
- Как вы понимаете ее смысл? Приведите примеры из жизни, к которым можно применить данную цитату?
Так о чем мы сегодня будем говорить? (о дисциплине)
Верно, тема нашего урока в вашем 7 классе - "Для чего нужна дисциплина".
Составление кластеров
Давайте вспомним, какие нужно знать правила и требования, когда мы работаем в командах. Давайте же их восстановим в памяти и озвучим:
1) Нужно работать тихо, ведь шум может помещать соседним группам, и просто нарушится порядок.
2) Должен рассматриваться ответ каждого участника.
3) В группах нельзя "отсиживаться", нужно принимать активное участие в работе и оказывать посильную помощь товарищам по команде.
4) Ссор быть не должно.
Учитель:
- Давайте же попробуем выяснить, что такое дисциплина, зачем она нужна. Сейчас каждая группа составит кластеры. От слова "дисциплина" вы проведете стрелки и напишите слова, с которыми оно ассоциируется.
(Порядок, уважение, контроль, воспитание и другие ассоциации, возникшие у детей.)
От каждой группы выбирается спикер, который представляет и защищает работу команды.
- А теперь откройте толковые словари и найдите определение слова "дисциплина".
"Дисциплина — правила поведения личности, соответствующие принятым в обществе нормам или требованиям правил распорядка".
Приведите примеры, где должна присутствовать дисциплина.
(В школе, армии, в общественном транспорте и т. д.)
Да, дисциплина присутствует везде, и без ее соблюдения повсюду был бы беспорядок. Однако дисциплина в разных местах и сферах будет отличаться.
Групповая работа
Сейчас я предлагаю вам такое задание: "Каждому из вас достается свой вид дисциплины, с информацией о котором вы должны ознакомиться, представить классу и разыграть небольшую инсценировку в соответствии с тематикой".
1 группа "Военная дисциплина".
- Четкое своевременное выполнение приказов начальства, военных уставов и присяги. Последствия нарушений военной дисциплины могут быть очень серьезными, такими как уменьшение защиты войск, отсутствие управления ими, поражения при военных действиях, а также безопасность людей подвергнется большому риску.
2 группа "Трудовая дисциплина".
- Своевременный приход на работу и уход, выполнение своих обязанностей, соблюдение этики.
- Какие же последствия ждут нас, если нарушать трудовую дисциплину? Как правило, это влечет за собой материальный ущерб производству, бизнесу, разлаживаются отношение в коллективе, что приводит к некачественной и неслаженной работе предприятия.
3 группа "Технологическая дисциплина".
- Соблюдение правил использования оборудования, безопасности, соблюдение порядка в работе.
- Какие здесь последствия могут возникнуть? Они могут быть самыми страшными: от экологических катастроф до массовой гибели людей.
Учитель:
- Оказывается, дисциплина делится на общеобязательную и специальную. Подумайте, чем они друг от друга отличаются, и приведите примеры с обоснованием.
Задание "Заполни таблицу"
Напишите, какие могут быть последствия нарушения дисциплины.
1 | Опоздание на работу | ..... |
2 | Конфликты с коллегами | ...... |
3 | Несоблюдение правил техники безопасности на производстве | ...... |
4 | Невыполнение приказов командира | ..... |
- Знакомо ли вам такое слово, как "самодисциплина"? Давайте разберемся, от каких двух слов оно образовалось?
"Самодисциплина" означает ... (ответы детей):
- Дисциплинировать самого себя.
- Следить за собой.
- Придерживаться порядка.
- Контролировать самого себя.
- Не давать себе расслабиться в самый ответственный момент.
Учитель:
- А вот сейчас послушайте притчу и постарайтесь задуматься, как она связана с темой нашего урока.
"Мне всегда было жалко людей, которые терпят неудачи. Ну такими уж они казались мне несчастными, ведь им просто не повезло в жизни. Кто-то родился в бедной семье, а кто-то в богатой. Кого-то природа наградила способностями, а кого-то нет. Но так я думал до тех пор, пока по соседству не поселились два мальчика-близнеца Тим и Том. Оба они имели проблемы со здоровьем, очень часто болели, получали насмешки от сверстников.
Тим каждое утро просыпался в 5 часов утра и отправлялся на пробежку, занимался гимнастикой, он хотел укрепить свое слабое здоровье. Порой ему было очень тяжело, но он и не думал сдаваться, а продолжал усиленные тренировки и занятия спортом.
Том очень жалел себя, ведь он знал, что и так часто болеет и физические нагрузки уж точно не для него. Он любил поспать, поесть и лишний раз старался не выходить на улицу, чтобы уберечь себя от постороннего мира.
И если бы я не знал предысторию этих двух мальчиков, то Тиму можно позавидовать, а Тома пожалеть и посочувствовать ему..."
- Ребята, о чем вас заставила задуматься эта притча?
- На кого из мальчиков вы хотели бы быть похожими и почему?
- У кого из них четко выработана самодисциплина?
- Какой вывод можно сделать?
- 7 класс, для чего нужна дисциплина для каждого из вас?
Чтение стихотворения
Сегодня к нам на урок я пригласила ученицу 2 класса "Г" Афанасьеву Екатерину, которая, несмотря на свой юный возраст, уже прекрасно знает, для чего нужна дисциплина.
"Чтобы всем жилось прекрасно,
Не страдал народ невинный
И исчезла прочь опасность -
Соблюдайте дисциплину!
Будь учеником прилежным,
Не шали и не ругайся,
Стань ты для страны надеждой
И учить других старайся.
Не опаздывай на службу,
Это так нехорошо,
Дорожи всегда ты дружбой,
Той, которую нашел.
Относись к своей работе
Ты с серьезностью всегда,
Ничего плохого вроде,
А потом глядишь: беда!
Знай, там, где есть дисциплина,
Будет точно ждать успех,
Наша жизнь - это путь длинный,
Уважай себя и всех".
Рефлексия
- Наш урок подходит к концу. Вспомните, как в самом начале в одной из групп я выбрала ответственного за дисциплину, в другой дала список правил, а в третьей не было ничего. Предлагаю участникам каждой группы высказаться, как вам работалось в своей команде, как обстояли дела с дисциплиной, какие трудности возникали? Какой вывод можно сделать? Для чего нужна дисциплина? Дисциплина важна везде, в том числе и на уроке, необходимо уметь слушать и слышать друг друга, и там, где были четкие правила озвучены заранее, трудностей не возникло, а в группе, где каждый вел себя так, как ведет обычно, были сложности, так как один отвлекался, другой не работал, а третий нарушал тишину громким смехом.
На ваших партах лежат листы самооценивания. Дополните каждую из фраз, исходя из собственных знаний, полученных на уроке:
- Я сегодня узнал...
- Мне было не совсем понятно...
- Я сегодня совсем не понял...
Вашим домашним заданием будет подготовка доклада по теме урока, нужно оформить его титульный лист таким образом: "Для чего нужна дисциплина, 7 "А" класс, школа № 145, фамилия, имя учащегося. Разрешается вынести часть информации на постер или презентацию, подготовить защиту. На этом наш урок "Для чего нужна дисциплина" завершен. Я призываю вас всегда и всюду соблюдать порядок и общепринятые законы. До свидания, ребята.
Данный урок обществознания в 7 классе "Для чего нужна дисциплина" составлен с учетом возрастных и психологических особенностей детей среднего школьного возраста.