На сегодняшний день на территории РФ действует ФЗ, на основании которого решаются все вопросы, связанные с организацией деятельности работников, попадающих на государственную гражданскую службу. Закон был одобрен Государственной думой в июле 2004 года, претерпел множество дополнений и изменений. В этом материале речь пойдет о некоторых важных статьях закона, в том числе и о таком сложном вопросе, как ограничения для поступления на госслужбу. Попытаемся разобраться, почему они появились в нормативном документе и кого касаются.
Закон о госслужбе – общие положения
В 1-7 статьях ФЗ о гражданской службе рассматриваются общие положения. Статья 1 раскрывает два важных термина, применяемых в законе: государственные должности (в России и в ее субъектах); представитель нанимателя.
Существует условное деление должностей на те, которые имеют отношение к Российской Федерации в целом, и те, деятельность которых проходит в отдельных субъектах (республиках, краях, областях).
Принципы, положенные в основу гражданской службы
Все наиболее важные принципы приводятся в статье 4 закона о государственной гражданской службе Российской Федерации. Самым важным принципом является приоритет свобод и прав, интересно, что поступить на государственную службу дается право любому гражданину РФ, не имеют значения следующие данные:
- пол;
- раса;
- вероисповедание или убеждения;
- место жительства;
- наличие должностей или имущества;
- участие в профессиональных союзах.
Но есть одно условие, гражданин должен владеть государственным языком Российской Федерации, то есть русским.
Взаимосвязи различных государственных служб
Встатьях 6-7 ФЗ о гражданской службе прописаны тезисы о взаимосвязи различных служб между собой, очерчены поля взаимодействия муниципальных и гражданских ведомств. Подчеркиваются единые принципы, на которых строится каждая из них, в их числе:
- одинаковые квалификационные требования;
- одни и те же права, обязательства, ограничения;
- одинаковые требования в отношении профессиональных качеств и роста служащих.
Этим самым подчеркивается, что обе службы имеют много общего, больше, чем между гражданской и военной службами. Важный постулат, что отношения между собой гражданское и муниципальное ведомства строят на конституционно-правовой основе.
Положения закона о должностях
Статьи 9-12 данного нормативно-правового акта регулируют вопрос о должностях, отсюда растут корни раздела, где указаны ограничения, связанные с гражданской службой. Начинается этот комплекс с рассмотрения категорий и типов, на которые делятся должности. Выделяют следующие 3 категории:
- руководители;
- советники;
- обеспечивающие специалисты.
В последнюю группу этой статьи закона о государственной гражданской службе Российской Федерации (РФ) входят сотрудники, которые обеспечивают нормальный режим жизнедеятельности во всех областях – документационной, организационной, информационной, хозяйственной и финансовой.
Деление по группам выделяет высшие, младшие, главные, ведущие, старшие должности. Первые могут быть только у руководителей, у этой же категории работников не может быть «старших» и «младших». Кадры, занятые в сфере обеспечения, не могут быть на высших должностях.
Кроме должности, работник еще проходит процедуру присвоения чинов, для чего сдается квалификационный экзамен. По его результатам можно получить один из следующих чинов:
- действительный госсоветник РФ;
- госсоветник 1-го класса;
- госсоветник 2-го класса;
- госсоветник 3-го класса.
Первый чин присваивает лично президент, в других случаях эту функцию берет на себя руководитель того или иного федерального органа.
Положения закона о квалификационных требованиях
И хотя ранее оговаривалось, что нет препятствий к занятию должности, понятно, что существуют определенные ограничения, связанные с гражданской службой. И первым препятствием на пути к политическим и экономическим вершинам власти может стать несоответствие гражданина квалификационным требованиям, в том числе:
- отсутствие необходимого профессионального образования;
- не хватает стажа работы;
- отсутствуют необходимые умения и знания.
В зависимости от того, на какую должность претендует кандидат (высшую или младшую), предъявляются требования разного порядка. Для высших должностей образование на уровне магистратуры, для низших – наличие диплома о профессиональном обучении.
Какими правами обладает государственный служащий?
Рядом расположенные статьи 14 и 15 этого нормативного акта раскрывают основные права и обязанности госслужащих. Интересно, что в перечне прав оплата труда и отдых занимают далеко не первые позиции.
Второй интересный момент касается записей в личном деле. Подчеркивается, что работник должен быть ознакомлен с ними до момента внесения в личное дело, но ничего не говорится о том, имеет ли он право внести коррективы во вносимые сведения. В перечне прав не упоминаются ограничения, связанные с гражданской службой.
Права есть, а где обязанности?
Естественно, что после перечня прав следующая глава закона посвящается обязанностям, которые должен выполнять потенциальный госслужащий. Начинается все с тезиса о соблюдении Конституции РФ, иных российских нормативных актов, поручений руководителя (уточняется – «в пределах их полномочий»).
Важными обязанностями являются:
- выполнение должностных обязанностей;
- соблюдение служебного распорядка, сохранение служебной тайны;
- бережное отношение к имуществу, находящемуся в хозяйственном ведении госслужащего.
Важный момент: выход из гражданства Российской Федерации для сотрудника госслужбы в обязательном порядке доводится до сведения руководителей. И обязанность, указанная последней в статье: прохождение работником в обязательном порядке дактилоскопической регистрации. Ее порядок определяется специальным федеральным законом.
Подробно об ограничениях
Наиболее важные тезисы федерального закона прописаны в статье 16, которая носит название «Ограничения, связанные с гражданской службой». Он состоит всего из трех пунктов, в первом подробно перечисляются причины, по которым невозможно занять желаемую должность.
Пункт 2 статьи 16 подчеркивает, что могут быть и иные ограничения, связанные с государственной гражданской службой. Причины в таком случае должны быть прописаны в одном из федеральных законов. Что же может препятствовать занятию вакантной должности, при соответствующем образовании, уровне знаний и умений, стаже?
Первый пункт – недееспособность (либо ограниченная дееспособность), обязательное условие, что этот факт устанавливается судом. Вопрос об увольнении решается только тогда, когда постановление судебного органа вступило в законную силу.
Второй пункт тоже опирается на решение судебных органов, но касается вопросов судимости. Это означает, что гражданин не может быть принят на гражданскую службу, если:
- он осужден;
- имеет непогашенную судимость;
- имеет неснятую судимость.
Если это выявлено до поступления на службу, то шансов занять вакантное «теплое кресло» у человека нет. То же касается и такого момента, что наличие судимости выясняется уже после приема на работу. Решение одно – увольнение, причем по статье о нарушении положений закона.
Третий важный момент, прописанный в главе об ограничениях в приеме на должность, – это отказ человека проходить процедуру допуска к так называемым секретным сведениям. При выявлении наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу, потенциальному работнику также будет отказано.
Чтобы снять лишние вопросы, например, какие заболевания препятствуют «взлету карьеры», этот пункт дополнен информацией о том, что перечень заболеваний, сроки диспансеризации для работников определяются отдельными нормативно-правовыми актами (на федеральном уровне).
Проверяя документы при поступлении на гражданскую службу, кадры обязательно обратят внимание на графы, связанные с семейным положением. Согласно п. 5 статьи 16 этого закона, два человека, родственники или свояки, не могут занимать должности госслужащих при условии, что один подчиняется другому. Этот пункт появился в законе через 7 лет после введения в действие, степени родства расписаны подробно (родители, супруги и т. д.).
Кадровые работники, оформляя прием на работу, проверяют вопрос наличия гражданства другого государства. Согласно закону РФ «О госслужбе» второе гражданство – важная причина для отказа. Исключение делается лишь в том случае, если подписан международный договор с другим государством, регулирующий вопросы двойного гражданства.
Если установлены факты подачи ложных сведений, предъявления фальшивых документов, утаивания информации, в приеме на работу будет отказано. То же касается и случаев, когда потенциальный кандидат предусмотрительно умолчал о тех или иных фактах, препятствующих поступлению на госслужбу.
Уклонение от службы в вооруженных силах Российской Федерации тоже относится к ограничениям в приеме на службу. Совсем недано, в июне 2016 года, этот пункт закона пополнился еще одним подпунктом (12) – непредставление сведений об имуществе и доходах.
«Запрещено!»
Часть пунктов, связанных с запретами, уже утратила силу, но не все. Так, например, гражданский служащий Российской Федерации обязан оставить должность в том случае, если он будет избран на государственную или выборную должность, причем выборную и в органах местного самоуправления, и в профсоюзах.
Запрещено совмещать работу гражданского госслужащего с предпринимательской деятельностью. Поскольку данный вопрос является в настоящее время актуальным для российской действительности, то авторы законопроекта постарались максимально точно раскрыть тезис, чтобы снять инсинуации со стороны отдельных недобросовестных работников.
Еще один близкий по характеру пункт гласит о том, что под запретом у госслужащих любые вознаграждения:
- деньги;
- ссуды;
- подарки;
- оплата услуг, отдыха, транспорта.
Опять же, зная, что недобросовестные служащие могут брать мзду даже «борзыми щенками», в законе подчеркнуто – «иные вознаграждения». Главное, установить факт получения этого самого вознаграждения, а вопрос об увольнении может быть решен очень быстро.
Исключение составляют подарки, полученные по особым случаям:
- в ходе протокольных мероприятий;
- во время служебных командировок;
- во время проведения различных официальных мероприятий.
Но и в таких случаях унести подарки домой не получится, они априори считаются собственностью либо федерации, либо субъекта федерации, и по акту должны быть переданы в госслужбу, где работает получивший подарок сотрудник.
Есть подпункты, связанные, можно сказать, со свободой слова, свободой высказываний. Во-первых, служащему запрещено раскрывать сведения, составляющие государственную тайну, если он подписал документы. Во-вторых, работник не имеет права выступать с осуждением руководителей органа, где работает, вышестоящих лиц и организаций.
Ответственность гражданских служащих ожидает и в случае принятия наград от представителей иностранных государств, политических партий, религиозных, общественных объединений. Исключение составляют научные организации: присвоенные ими титулы сохраняются за человеком.
В списке запретов – политические и религиозные взгляды госслужащего, которые не должны мешать выполнять свои служебные обязанности. При этом он не может создавать внутри своей структуры новые политические партии или лоббировать их интересы. Аналогичный запрет касается создания (лоббирования) общественных организаций, религиозных структур, профсоюзов, клубов по интересам и т. п.
Ряд подпунктов касается сотрудничества с иностранными организациями, кроме того, что нельзя принимать награды и подарки, также запрещается входить в попечительские и иные координационные советы, принимать финансовую помощь для нужд организации (без письменного согласия высших должностных лиц). Иностранные банки – также табу, причем не только для самого госслужащего, но и для его родни. Правда, круг родственников довольно мал – супруг и несовершеннолетние дети.
Ответственность за нарушение положений устанавливается и в самом законе, и в других нормативно-правовых актах РФ.
«Моральный кодекс» гражданского служащего
Предъявляются довольно серьезные требования к гражданскому служащему. Они прописаны в статье 18. Первое, что требует эта статья, – добросовестное исполнение возложенных обязанностей. В списке важных положений– равное отношение к физлицам и представителям юридических лиц.
Важный момент – нейтральное отношение, которое должны проявлять госслужащие во время выполнения служебных обязанностей, чтобы исключить даже малейшую вероятность того, что на человека могут повлиять представители церкви, профсоюза, любимой партии или общественной организации.
Далее следует перечень, во многом совпадающий с основными принципами строителя коммунизма:
- блюсти честь и достоинство;
- быть корректным;
- уважать традиции и обычаи малых народов России;
- благожелательно относится к людям разных конфессий, представителям этнического меньшинства;
- сглаживание конфликтных ситуаций.
Особым пунктом запрещено руководителю госоргана принуждать подчиненных вступить в ряды той или иной партии, профсоюза либо присоединяться к общественной организации. Ответственность за несоблюдение ограничений, запретов или невыполнение обязанностей он будет нести в установленном порядке.
Очень сложной является статья, посвященная конфликту интересов, разрешить такие вопросы порой бывает очень сложно. Разработчики закона понимают, что он несовершенен, продолжают уточнять пункты и подпункты. Насколько активно проходит этот процесс, можно видеть по статье, связанной с конфликтом интересов.
Прозрачность доходов и расходов – важные постулаты
Не менее важным для России, погрязшей в коррупции на всех уровнях, является статья закона о предоставлении сведений, связанных с личным имуществом госслужащего. Основные тезисы:
- сведения предоставляются при поступлении и ежегодно;
- сведения предоставляются не только лично работником, но также его супругом и несовершеннолетними детьми (хотя, как мы все с вами знаем, что не всегда это выполняется, и очень часто госслужащий-коррупционнер переписывает свое имущество на своих ближних).
Хорошо еще, что в законе закреплен постулат о том, что предъявление имущественных сведений носит конфиденциальный характер, нарушившие это правило подвергаются наказанию.
Непредоставление сведений о своих доходах или доходах супруги при выявлении факта ведет однозначно к увольнению. Статья 20 имеет подпункты 20.1 и 20.2, в первой раскрывается порядок подачи сведений о расходах, во второй, соответственно, взаимоотношения госслужащего с интернетом.
Согласно закону, кандидаты обязаны предоставить ссылки и адреса сайтов, где они выкладывали информацию о себе. При поступлении на службу указать интернет-источники за предыдущие три года, далее ежегодно давать отчет.
Это все подготовительные моменты, которые должен знать потенциальный кандидат, чтобы оценить свои силы и возможности. Далее идет подробное рассмотрение условий приема на работу, заключение контракта, переводы и отпуска, порядок увольнения, поощрения и наказание. С этим материалом лучше всего знакомиться тогда, когда первый этап пройден успешно.