Рубрики
...

ФГОС - что такое? Расшифровка аббревиатуры

Что такое ФГОС? Расшифровка аббревиатуры представляет интерес для воспитателей детских садов и школьных учителей. В настоящее время в отечественном образовании происходит существенное реформирование. В систему образования вводятся ФГОС. Что такое стандарты? Попробуем понять суть данного термина, его основное предназначение.

Особенности аббревиатуры

ФГОС - что такое? Это федеральный государственный образовательный стандарт. Документ считают основой для программ, разработки содержания каждой учебной дисциплины. Создан этот акт был на базе закона об образовании, принятом в 2012 году.

принципы фгос дошкольного образования расшифровка

Важные аспекты

Расшифровка слова ФГОС уже приведена. Ранее процесс образовательного и воспитательного процесса регулировался ГОС. В новом документе указаны все требования и нормы передачи знаний, согласно которым должна осуществляться воспитательная и образовательная работа.

Актуальность внедрения стандартов второго поколения обусловлена необходимостью передачи молодому поколению основных жизненных установок. Они являются залогом успешности в современных политических и экономических условиях.

ФГОС НОО

Особенности требований

Из чего состоит ФГОС? Расшифровка аббревиатуры понятна, теперь необходимо выяснить, какие компоненты включаются в данный документ. Он состоит из трех элементов:

  • программного содержания по конкретным дисциплинам;
  • норм, которые предъявляются к условиям ведения учебной и педагогической работы;
  • регламентации воспитательной работы в ходе воспитательной деятельности

Сферы применения

Расшифровка компетенций по ФГОС зависит от области научного познания, особенности учебного заведения. В настоящее время во всех государственных детских садах и школах педагоги работают на основе стандартов второго поколения.

Учебные заведения высшего звена, не имеющие государственной аккредитации, работают по своим программам. Но у них нет права на выдачу выпускникам государственных дипломов.

Основные положения ФГОС учитывают разработчики учебной и методической литературы, а также представители комиссий, специализирующиеся на контроле деятельности образовательных организаций.

основные требования новых стандартов

Основные подходы

Каковы основные принципы ФГОС дошкольного образования? Расшифровка данного термина дана в самом документе. По новому закону «Об образовании» детский сад считается первой обязательной ступенью процесса воспитания и обучения подрастающего поколения. Государство теперь не только гарантирует доступность на этой ступени качественного образования, но и переход всех дошкольных учреждений страны на ФГОС ДО. Каковы отличительные особенности данного документа?

Впервые в отечественной истории дошкольное детство стали считать самоценным образовательным уровнем, направленным на развитие успешной личности.

специфика требований

Ключевая установка стандарта

На что направлен ФГОС? Что такое ключевая установка данного документа? Суть его состоит в поддержке разнообразия детства путем создания условий социальной ситуации детей и взрослых.

Что такое ФГОС в детском саду? Расшифровка данного термина дана ранее. Из нее следует, что дошкольное образование предполагает определенные цели:

  • обеспечение со стороны государства равных возможностей для каждого малыша на получение качественного дошкольного образования;
  • гарантии со стороны государства уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам освоения;
  • сохранение одного образовательного пространства во всем дошкольном образовании страны.

Предназначение стандарта в ДОУ

Продолжим разговор о ФГОС? Что такое этот нормативный документ? Стандарт направлен на обеспечение каждому ребенку, вне зависимости от имущественных, территориальных отличий, возможности достаточного и нужного уровня развития для последующего качественного обучения в начальной школе.

Принципы ФГОС ДОО

Рассмотрим основные принципы нового документа. Среди них:

  • поддержка самоценности и уникальности детства в качестве важного этапа общего развития человека;
  • проживание малышом основных этапов дошкольного детства;
  • создание оптимальной ситуации для полноценного развития ребенка с учетом его индивидуальности.
фгос впо расшифровка

Требования к стандарту

Данный документ выдвигает следующие группы требований:

  • к структуре программы ДО;
  • условиям реализации программы;
  • результатам освоения воспитанниками программы ДО.

Развивающая среда должна обеспечивать максимальное использование образовательных возможностей. Ее доступность состоит в доступности для детей помещений детского сада, в которых осуществляется непосредственный процесс воспитания и развития. Предполагается и неограниченный доступ дошкольников к материалам, игрушкам, играм, пособиям.

Содержание программы должно включать в себя следующие образовательные области:

  • коммуникативное развитие ценностей и норм, установленных в обществе;
  • развитие саморегуляции в осуществляемых действиях;
  • формирование социального опыта: сопереживания, эмоциональной отзывчивости по отношению к старшему поколению.
особенности ФГОС

Особенности внедрения ФГОС на основной ступени образования

Помимо дошкольных организаций в настоящее время разработаны ФГОС НОО. Расшифровка данного термина – федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования. Особенность документа, регламентирующего деятельность современного учителя начальных классов, - в подробном описании всех требований, предъявляемых к выпускнику второй ступени обучения.

Как выглядят ФГОС НОО? Расшифровка аббревиатуры вам уже известна, теперь остановимся на тех качествах, которыми должен обладать выпускник начальной школы.

Под «моделью выпускника» подразумевается результат реализации новых стандартов. Она является ориентиром для выстраивания современного образовательного процесса, продумывания общей структуры, отдельных элементов.

В качестве нормативной базы при ее создании выступает Закон РФ «Об образовании», ФГОС НОО, также образовательная программы школы. Модель можно считать динамической системой, систематически меняющейся, совершенствующейся, наполняемой обновленным содержанием. Для успешности выпускника в современных социальных условиях необходимо формирование у него следующих компетенций:

  • навыки обработки существенного количества информации;
  • коммуникативность;
  • стремление к постоянному приобретению новых знаний.

Нужны и следующие установки:

  • инициативность в получении новых компетенций;
  • желание и способность к организационным, технологическим, социальным изменениям;
  • социальная активность;
  • исполнительность и умение работать в команде;
  • адаптация к новым социальным условиям.

При составлении «модельного портрета» выпускника нужно учитывать те задачи, которые стоят перед страной. В первую очередь, ФГОС НОО – это документ, который направлен на возрождение национальных, семейных, этнических традиций. Особое внимание уделяется нравственному и духовному аспекту, выделяют три направления:

  • личностное;
  • семейное;
  • социальное.

В обновленном стандарте (2009 года) предлагается следующая модель выпускника начальной школы:

  • любит и уважает свой край, народ, страну;
  • принимает семейные и общественные ценности;
  • отличается любознательностью, активностью, заинтересованностью в познании окружающего мира;
  • владеет навыками самостоятельной организации образовательного процесса;
  • готов отвечать за совершаемые поступки перед обществом и семьей;
  • в отношениях с другими людьми проявляет доброжелательность, в рамках беседы обосновывает позицию, терпеливо выслушивает собеседника;
  • выполняет основные требования безопасного поведения, владеет навыками здорового образа жизни.

Также ФГОС НОО содержит основные результаты обучения на начальной ступени:

  • метапредметные (коммуникативные, познавательные, регулятивные);
  • личностные (нравственно-этическую ориентацию, самоопределение).

Ко второй группе относятся следующие показатели: самоуважение, самооценка, социальная и учебная мотивация, нравственная оценка действий.

Будущий пятиклассник в рамках метапредметных УУД должен отличаться готовностью к самостоятельным действиям, владеть навыками ведения диалога, проявлять доброжелательность по отношению к другим людям.

Формирование такой модели требует от педагога систематического повышения своей квалификации по определенным направлениям:

  • проектированию учебной деятельности;
  • организации работы школьников;
  • информационной компетентности;
  • оценочной системе.
модернизация образования

Заключение

В качестве основных технологий, которые необходимы для успешного внедрения новых образовательных стандартов в детские сады, школы, колледжи и техникумы, выделяют:

  • технологии проблемного обучения;
  • ИКТ;
  • системно-деятельностный подход;
  • дифференциацию.

В настоящее время осуществляется внедрение ФГОС ВПО. Расшифровка данной аббревиатуры отличается от начального образования только второй частью. Это стандарты, предназначенные для высшего профессионального образования. Они являются комплексной обобщенной социальной нормой «жесткого» и содержательного типа со стороны государства по отдельным направлениям подготовки, степени квалификации, профиля будущих специалистов.

Подобный документ позволяет обеспечивать единое пространство в высшем образовании, контролировать его качество. ФГОС ВПО является базой для проведения объективной оценки функционирования отечественных учебных заведений, которые занимаются реализацией программ высшего профессионального обучения.

При разработке и утверждении подобных стандартов учитываются следующие концептуальные параметры:

  • применение определений и специальных терминов;
  • создание требований к результатам освоение ООП в форме компетенций в личностно-социальной и профессиональной деятельности;
  • продумывание целей с учетом направления подготовки;
  • ориентация создаваемых стандартов на «выходные показатели».

Нововведения направлены на предоставление права образовательным государственным организациям на основе типичного документа вводить вариативный компонент в своей работе. Это позитивно отражается на конечном воспитательном и образовательном результате, позволяет формировать конкурентоспособных выпускников школ и высших учебных заведений.

При переходе от традиционной системы воспитания и обучения подрастающего поколения на новые федеральные стандарты существенные изменения произошли и в содержании пособий и учебников. Несмотря на то что серьезные дискуссии относительно результатов таких инноваций продолжаются в учительской и научной среде, уже можно отметить первые позитивные результаты. Среди них - повышение самостоятельности и социальной ответственности подрастающего поколения, формирование патриотизма и активной гражданской позиции у детей и подростков.