Темпы роста современного общества зависят от уровня и соотношения определенных параметров хозяйственной деятельности. Немаловажную роль играет инновационное развитие экономики, которое не может продолжаться без развития науки. За основу в данном случае ставится постоянное технологическое совершенствование в производственной среде. Изначально предполагается, что прибыль формируется за счет новаторов и ученых, а не посредством материальной базы.
Возникновение концепции
Впервые теорию инновационного развития предложил австрийский экономист еще в начале XX века. На основе его монографии постепенно появилась новая дисциплина. Многие выдающиеся ученые вносили свои поправки и коррективы. Однако именно основоположник первым разделил развитие и рост экономики. Он дал определение инновации и создал концепцию, включающую пять основных пунктов:
- Создание совершенно нового продукта, о котором потребители еще не слышали, или более высококачественного товара.
- Разработка инновационной технологии производства, не испытанной в промышленной отрасли. Это также может быть другая конфигурация коммерческого обращения изделия.
- Открытие незнакомого рынка, где в рамках выбранной отрасли еще не велась торговля.
- Поиск нового источника производственных факторов, несмотря на то, существует ли он или формируется заново.
- Создание иной организации отрасли.
Настоящее инновационное развитие экономики началось с возникновения капитализма, когда в данный сектор были включены творческие предприниматели и отдельные государства, интересовавшиеся новыми технологиями. Дисциплина была создана за счет высококачественного человеческого капитала.
Основные признаки инновационной деятельности
Какие же принципы и индикаторы характерны для интеллектуальной экономики?
- Высокий показатель экономической свободы, уровня развития науки и качества жизни и спроса непосредственно на инновации.
- Значительная доля предприятий, успешно функционирующих за счет нововведений и выпускающих передовую продукцию.
- Инициация и разнообразие существующих рынков.
- Развитая система обучения и высокий экспорт новых кадров.
- Способность экономики функционировать даже на конкурентных рынках.
- Замещение капиталов.
Развитие инновационной деятельности невозможно без формирования новых рынков. На них старые структуры переделываются в совершенно иное качество. В качестве отдельного сегмента формируется рынок различных разработок новых организационных форм для фирм и специальных структур.
Финансовые инструменты стимулирования
Развитие инновационной деятельности в полной мере связано с созданием и введением новых технологий, а также воплощением свежих идей. Для стимуляции был разработан ряд финансовых инструментов. Однако действующие в настоящее время механизмы не очень эффективны.
Одним из базовых финансовых инструментов является возможность заключения государственных контрактов от некоторых правительственных организаций на проведение специальных мероприятий. В таких договорах согласуются базовые характеристики инновационных проектов. Для поддержки рискованных программ часто предоставляются субсидии.
Немаловажное значение в стимулировании инновационной активности имеет налоговая система. Механизм должен в обязательном порядке корректироваться с потребностями предприятий. Цель налогового стимулирования заключается в облегчении финансового положения для субъекта хозяйственной деятельности. Однако законодательство в области льгот не является совершенным, поэтому многие предприятия не пользуются ими.
Необходимая инфраструктура
Для инновационного развития и стимулирования процесса создания нового рынка требуется определенная инфраструктура, а также специальные институты поддержки самого процесса.
Должны быть сформированы определенные учреждения:
- наукоемкие сектора, производства и отрасли;
- экспертные прогнозные организации, сети и сообщества;
- образовательные центры, школы и институты;
- места коммерциализации технологий и будущих разработок;
- дорожные карты, позволяющие уменьшить риски внедрения новых систем.
Принцип замещения капиталов
При развитии инновационной системы на каждой стадии происходит замещение капитала. Государственные структуры занимаются финансированием фундаментальных дисциплин непосредственно через гранты. Это позволяет привлечь научные коллективы, конкурирующие друг с другом за возможность получения денежных средств на разработки и исследования.
Основная цель мероприятия заключается в получении инновационных идей. Хотя многие из них не будут реализованы, условия для замещения капитала все же присутствуют. Патенты приобретаются частными организациями, акции которых уже покупают сторонние инвесторы для получения дополнительной прибыли. Именно так интеллектуальная экономика получает финансирование на следующем этапе.
После достижения определенного уровня компаниями начинают интересоваться более серьезные корпорации. На данной стадии в дело вступают иностранные инвесторы, приобретающие разработки, на базе которых они создадут технологические новинки. На последующих стадиях замещение капитала осуществляется с большей выгодой. Часто еще несуществующие идеи или какие-то разработки закладываются непосредственно в основу новых рынков.
Роль избыточности и конкуренции
Невозможно представить инновационное экономическое развитие без большого количества собственной продукции или услуг, а также агентов на каждом этапе процесса. Именно избыточность позволяет прогрессировать в условиях конкуренции, приводящей к улучшению качественных характеристик товара и разнообразию ассортимента.
Изначально предполагается одновременный рост сразу нескольких рынков. Избыточность возможна лишь при достаточно высокой производительности труда и наличии высокотехнологичного оборудования. Она инициируется непосредственно инновационной системой в зависимости от потребительского спроса. Однако конкуренция между специалистами позволяет создать некоторое опережение со стороны общества и экономического развития над потребностями. Именно в этом прослеживается упреждающее формирование человеческого капитала.
В рамках программы инновационного развития вместе с наукой и образованием осуществляется стимулирование создания всевозможных компаний, выступающих в роли разработчиков передовых технологий. Достичь высоких результатов можно за счет строительства специализированных центров, предназначенных для совместного использования научного оборудования, особых налоговых льгот и дотаций. Параллельно должен формироваться избыток финансовых институтов для повышения конкуренции.
Процесс образования новых рынков
Только через создание новых рынков происходит инновационное развитие. На них старые структуры преобразуются в совершенно иное качество за счет интеллектуальной собственности, проведения специальных исследований и выпуска технологичных продуктов. Обособленным является рынок различных разработок определенных организационных форм для предприятий и других экономических структур. Это необходимо для существования корпоративных учебных заведений, различных кластеров малого бизнеса, торговых площадок в области инноваций.
Остальные рынки можно разделить по сфере деятельности. Они могут быть разными:
- Рынок инновационных товаров и услуг, а также результатов их ожиданий предполагает форму торговых отношений между потребителем и владельцем интеллектуальной собственности.
- Рынок услуг подразумевает эксплуатацию или аренду сложного высокотехнологичного оборудования. Оно необходимо для получения той или иной продукции.
- Рынок интеллектуальной собственности оказывает стимулирующее влияние на научно-технический прогресс. Объекты патентов и лицензий в данном случае приравниваются к обычным товарам.
- Рынок интеллектуального труда не обходится без рабочей силы. Однако в расчет берется способность к умственной деятельности. Современное понятие интеллектуальной работы определяется с учетом места в системе разделения труда.
- Рынок инвестиций представляет собой площадку для вложений непосредственно в продукты или разработки интеллектуальной деятельности. Инвестор в этом случае получается возможность применять их в предпринимательской деятельности.
- Рынок знаний и идей не до конца организован, поэтому сложно привести примеры компаний, которым удалось полностью реализовать основные принципы. Однако у него есть огромный потенциал.
- Рынок инноваций подразумевает совокупность торговых отношений, которые возникают при создании, передаче или освоении определенных технологий, продуктов и услуг. Он отличается высокой технологичностью.
- Рынок инновационных менеджеров и коммерческих агентов помогает найти людей, которые умеют управлять научными разработками.
Основные шаги к эффективности
Основная задача любой организации или любой другой структуры заключается в правильном управлении инновационным развитием. Весь процесс может быть разделен на несколько стадий, на каждой из которых выполняются определенные функции:
- Развитие рыночных отношений или поиск новых возможностей позволяет четко определить необходимые потребности. Этим занимаются исследовательские и маркетинговые подразделения.
- Разработка основной концепции является прерогативой служб менеджмента и конструкторских отделов. Они решают задачу, позволяющую находить удачные технологические решения для определения потребностей рынка.
- Выбор конкретного проекта для реализации будущих планов. На данной стадии осуществляется анализ и учет возможных рисков. Делается это руководителями организации.
- Доработка имеющихся решений и разработка продукта. На этом этапе изделия или какие-либо услуги делаются привлекательными для конечных потребителей. Занимаются реализацией инженеры предприятия и технологические подразделения.
- Исполнение намеченных целей заключается в создании товара и его транспортировке до мест, доступных потребителю. Задействуются производственные цеха и отделы продаж.
На всех этапах инновационного развития организации можно выделить два базовых аспекта – креативный и организационный. На первом из них анализируются основные проблемы развития предприятия и разрабатываются новые решения. Что касается организационных аспектов, то они заключаются в определении новых функций и разработке свежих концепций.
Как строится процесс управления?
На креативных стадиях научно-инновационное развитие должно осуществляться в свободном режиме, позволяющем обеспечить свободный доступ к информационным ресурсам для генерирования свежих идей. На организационных этапах желательно полностью отладить и регламентировать все проходящие процессы.
Таким образом, для повышения эффективности придется создать сразу два режима – свободный и напряженный. Первый из них необходим для творческих разработок, а второй – для реализации существующей концепции и вывода продукции непосредственно на рынок.
Стадия выбора проекта может считаться переходной между двумя вышеназванными этапами. Управление инновационным процессом необходимо строить в строгом соответствии со стадией, иначе его эффективность на конкретном этапе может быть значительно ухудшена. Это в любом случае приведет к замедлению развития организации.
Основные факторы влияния
На успешность инновационного развития оказывает влияние ряд факторов. Оценить их можно посредством специального анализа, позволяющего соотнести уровень готовности предприятия к использованию новых технологий. Научно-техническая база, поддерживаемая грамотной инвестиционной политикой, формирует потенциальные возможности. К данному процессу должны быть подключены финансовые и образовательные подразделения.
Инновационные процессы могут протекать медленно, если на предприятии не будет четко отлаженных внешних коммуникаций. В условиях современного рынка необходимо быстро реагировать на любые изменения извне. Правильная оценка текущей обстановки является залогом успешного сохранения и возможного развития имеющегося потенциала.
Политика предприятия должна соответствовать определенным правилам. Она подразумевает полномасштабное применение творческих и научных ресурсов. Огромное значение имеет способность руководящих структур и маркетинговых подразделений проанализировать полученную информацию и на ее основании воплотить в жизнь определенный проект.
На потенциальные возможности организации могут повлиять некоторые факторы:
- коммуникации с внешним миром;
- сроки службы и эксплуатации создаваемой продукции;
- свойства изготавливаемого товара;
- доступность информации о ситуации на инновационном рынке;
- слаженность работы маркетинговых структур;
- практические интересы организации;
- кадровая политика с точки зрения квалификации и технического образования сотрудников;
- технические характеристики применяемого оборудования и варианты модернизации;
- внутренний микроклимат.
Стратегия инновационного развития
Любой процесс требует соблюдения определенной последовательности действий. Принимая на вооружение стратегию инновационного развития, следует учитывать, что любая продукция имеет определенный жизненный цикл, который обуславливается следующими стадиями:
- Зарождение идеи. В данном случае формируются какие-то очертания, сферы применения и принципы работы предлагаемого продукта.
- Создание изделия. На этом этапе идея преобразуется в конкретную продукцию, которая появляется в открытом доступе на рынке.
- Утверждение позиций. Готовый товар доказывает свою состоятельность в условиях конкуренции, завоевывая доверие покупателей.
- Стабилизация продукта. Выпущенное изделие достигло совершенства в сфере эксплуатации. Совершенствовать в не больше нечего.
- Упрощение товара. Постепенно продукция начинает утрачивать имеющиеся качества, так как на рынке появляются более технологичные изделия.
- Значительное снижение продаж. Отмечается практически полное падение потребительского спроса.
- Затухание производственной деятельности. Объемы выпуска значительно уменьшаются для переоборудования.
- Деструктуризация производственного цикла. Проводятся специальные мероприятия по остановке линии.
Существуют следующие виды стратегий, которые дают возможность заниматься развитием инновационных технологий:
- Наступление. Задача заключается в том, чтобы сконцентрировать все усилия на узком направлении производственной деятельности. В рынок внедряется один высокоэффективный продукт.
- Оборона. Этой стратегии в основном придерживаются предприятия, занимающие стабильное положение на рынке. Технологические процессы у них обычно отлажены до автоматизма.
- Промежуточное внедрение. В такой ситуации предполагается поэтапное внедрение в доступные сегменты рынка. Изначально осуществляется мониторинг и анализ возможных конкурентов.
- Поглощение. Бизнес в данном случае ведется по методам, когда применяются не только собственные разработки, но и приобретаются права на инновационные решения иных организаций.
- Имитация. Стратегия сводится к тому, что предприятие копирует продукцию своего конкурента и выводит его на рынок. Характеристики при этом не изменяются.
- Пиратство. Данный вариант довольно специфичен. Наибольшая отдача возможна на стартовом этапе становления.
Инновационное развитие России
Всего несколько лет назад все разговоры, касающиеся инновационного предпринимательства в Российской Федерации, сводились к тому, существует ли оно или нет. Теперь на территории государства функционируют десятки тысяч предприятий, осуществляющие разработки, производство и поставки товаров, которые изготавливаются на основе интеллектуальной собственности.
Свои плоды дало развитие инновационного образования. Однако существуют факторы, сдерживающие совершенствование технологий и в России.
- Отсутствие четкой правовой основы.
- Минимальное количество площадей для развития.
- Небольшой объем инвестиционных ресурсов для возможного технологического переоснащения.
- Слабое развитие в области инновационного предпринимательства.
- Отсутствие качественных финансовых механизмов.
Однако следует сказать, что инновационное развитие российских компаний – это дело времени, так как Российская Федерация обладает существенным научно-техническим потенциалом.