С помощью штрафов за перегруз государство пытается бороться с нарушителями закона, в котором четко определена максимальная масса автомобиля на дорогах общего использования. Стоит отметить, что подобная практика оплаты штрафов демонстрирует эффективность и действительно усиливает дисциплину владельцев грузовых автомобилей. Однако далеко не все участники рынка грузоперевозок соблюдают установленные в ПДД нормативы, и перегруз грузовых автомобилей на дорогах России – это явление достаточно распространенное.
Зачем вообще вводить штраф за перегруз грузового автомобиля?
Требования законодательства – это не просто каприз правительства, а действительно важное условие, которое позволяет содержать региональные и федеральные автотрассы в хорошем состоянии. Благодаря ему, количество чрезмерно нагруженных фур на дорогах уменьшается, что в свою очередь приводит к сохранению покрытия трассы. Кроме того, это ведет к уменьшению количества ДТП, которые часто возникают с участием перегруженных грузовых автомобилей.
Стоит отметить, что в 2017 году были введены новые размеры штрафов за перегруз автомобиля.
Пара слов о системе "Платон"
В самом начале мы оговорим одну важную деталь. В течение последних месяцев водители грузового транспорта взволнованы введением новой система "Платон", в соответствии с которой с водителя взимается покилометровая оплата за проезд на автомобиле с массой более 12 тонн. При этом многие из них придумали для себя оправдание, мол, если они уже платят по системе "Платон", то могут при этом не оплачивать штрафы за перегруз.
Но на самом деле система "Платон" вообще никак не связана с перегрузом. То есть оплата за "Платон" не связана с нарушением ПДД, и поэтому ответственность за превышение разрешенной массы транспортного средства никуда не девается. А значит, штраф за перегруз автомобиля нужно будет платить в любом случае.
Критерии
Каждый водитель оценивает возможности своего транспортного средства по-разному. Один нагружает автомобиль до предела, не нарушая при этом нормы ПДД. Другой же водитель превышает ее более чем в 2 раза. Для того чтобы понять, имеет ли место перегруз, была разработана специальная система критериев. Проведя их анализ, можно точно установить факт перегруза.
Для автотранспортных средств действуют следующие допустимые массы (в соответствии с постановлением №272 от 15.04.11):
- 2-осные – 18 тонн;
- 3-осные – 25 тонн;
- 4-осные – 32 тонны;
- 5-осные – 35 тонн.
Что касается прицепных или седельных автопоездов, то для них предусмотрены другие нормативы:
- 3-осные – 28 тонн;
- 4-осные – 36 тонн;
- 5-осные – 40 тонн;
- 6-осные – 44 тонны.
Если наблюдается превышение данных норм, то инспектор ГИБДД может составить протокол об административном правонарушении и начислить штраф за перегруз грузового автомобиля. Перегруз транспорта по фактической массе – это не единственный критерий, хотя именно он является решающим.
Перегруз на ось
Если большой вес груза распределить равномерно по всей площади прицепа, то нагрузки на оси будут тоже равномерными. В результате дорожное покрытие не будет подвергаться большим нагрузкам при движении автотранспорта. Однако этот же груз даже с допустимой нормативами массой можно сложить в прицепе в одном месте, и тогда нагрузка на одну ось будет большой. Это неизбежно приведет к тому, что дорожное покрытие будет портиться. При этом также возрастает риск разрушения подвески, что может повлечь за собой аварийную ситуацию. Поэтому существует и другой критерий определения перегрузки – нагрузка на колесные оси.
Рассчитывается осевая нагрузка для конкретной марки автомобиля. Она зависит от многих параметров, включая собственную массу машины, количество осей, тип колес. При этом учитывается и межосевое расстояние. Данные расчеты автоматизированы, и в Интернете полно специальных калькуляторов, позволяющих подсчитать осевые нагрузки для определенных автомобилей.
Транспортные средства подразделяются на категории "А" и "Б", в зависимости от осевых нагрузок:
- В первую группу входят большие грузовые автомобили. Их нагрузка на оси в районе 6-10 тонн. Речь идет о тягачах "КрАЗ" или "МАЗ" – они могут передвигаться только по трассам с ограничением скорости (I, II, III категорий).
- Группа "Б" включает менее тяжеловесные автомобили, нагрузка на ось которых составляет не более 6 тонн. Это микроавтобусы, небольшие грузовики и малолитражные автомобили.
Возможен ли штраф за перегруз легкового автомобиля?
Учитывая информацию, приведенную выше, можно точно сказать, что не только владельцы больших грузовиков могут получить штраф. В случае превышения нагрузки на ось, водители могут получить штраф за перегруз "Газели" или обычного легкового автомобиля. В данном случае идет не борьба за целостность дорожного покрытия, ведь даже перегруженный легковой автомобиль не сможет причинить покрытию ущерба. Но дело в том, что легковые автомобили с большим грузом просто создают аварийные ситуации на дорогах.
Владельцы микроавтобусов и малолитражных автомобилей часто чувствуют себя комфортно из-за отсутствия наказания за перегруженность, ведь отсутствует подходящая статья в КоАП РФ за общий перегруз. Однако при этом они забывают, что штраф их тоже может коснуться за превышение нагрузки на ось. К тому же автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров, контролируются инспекторами ГИБДД по части количества перевозимых людей. Число посадочных мест не должно быть меньше числа пассажиров в салоне – за этим следят строго.
Величина штрафа
Отметим, что то, какой будет штраф за перегруз автомобиля, определяется несколькими факторами. Ниже мы укажем актуальные на средину 2017 года штрафы, которые определены законодательством РФ. Они зависят от того, получил ли водитель разрешение на передвижение грузового транспорта по определенной трассе.
Если разрешение имеется, то штрафы за перегруз автомобиля будут следующими:
- Перегруз 2-10 %. Водитель будет наказан на 1-1,5 тысяч рублей, собственник автотранспорта – на 150 тысяч рублей. Штрафы для должностных и юридических лиц составляют 10-15 и 100-150 тысяч рублей, соответственно.
- Перегруз 10-20 %. Штраф для водителя – 3-3,5 тысячи рублей; для собственника транспорта – 250 тысяч рублей; для должностного лица – 20-25 тыс. руб.; для юридического лица – 200-250 тыс. руб.
- Перегруз 20-50 %. Штраф для водителя – 4-5 тыс. руб. (возможно лишение прав на срок 2-3 месяца); для собственника автомобиля – 400 тыс. руб.; для должностного лица – 30-40 тыс. руб.; для юридического лица – 300-400 тыс. руб.
- Перегруз более 50 %. Штраф для водителя – 7-10 тыс. руб. (возможно также лишение прав на срок 4-6 месяцев); штраф для собственника – 500 тыс. руб.; для должностного лица – 45-60 тыс. руб.; для юридического лица – 400-500 тыс. руб.
В тех случаях, когда разрешение на перевозку груза не было оформлено, то штрафы за перегруз будут выше, но не намного.
Запрет на передвижение перегруженного транспорта
Кроме штрафов, инспектор ГИБДД может вообще применить запрет на дальнейшее передвижение грузового транспортного средства с перегрузом. В этом случае автомобиль может быть заблокирован с помощью технических устройств либо отправлен на штрафную стоянку.
Задерживается машина до тех пор, пока нарушение не будет устранено. Как правило, владельцам груза приходится перекладывать его часть на другой автомобиль. Однако если груз является неделимым, то в этом случае подыскиваются другие способы. Как вариант, груз можно переложить на большой 6-осный автотранспорт.
Ответственные стороны
Согласно законодательству, штраф за перегруз автомобиля должны платить все ответственные стороны, включая владельца автомобиля. Его также должен оплачивать отправитель груза, который предоставил неправильную информацию о массе последнего. Фирма, которая предоставляла услугу по перевозке груза, также подвергается наказанию в виде штрафа.
Нарушение правил
Кроме перечисленных лиц, водитель автотранспорта также привлекается к ответственности, так как именно он является нарушителем правил дорожного движения. Если водитель был пойман с перегрузом на трассе, это значит, что он в любом случае проехал знак, запрещающий дальнейшее движение автомобилей с указанной на нем массой. Штраф за подобное нарушение составляет 5 тысяч рублей.
Неуплата штрафа
Практика юристов доказывает, что оспорить решение о взыскании штрафа практически нереально. Впрочем, подобная вероятность есть всегда, ведь законом не запрещено обжалование штрафных санкций, применяемых к водителю или собственнику автотранспорта. Учитывая то, какой штраф за перегруз автомобиля, его владельцу целесообразно хотя бы предпринять попытку отметить наказание. На оформление возражения отводится 10 дней. Основанием для обжалования может быть неправильно оформленный протокол или неточность взвешивания. Юристы помогут разобраться в этой ситуации.