Рубрики

Концепция адвокатской монополии. Цели и задачи

Когда в 2017 году на сайте Министерства юстиции появился первоначальный проект будущего закона об адвокатской монополии, то он сразу же вызвал огромную бурю эмоций в юридическом сообществе. На самом деле данный документ находится пока только в начальной стадии, поскольку отведено еще несколько лет на его доработку, поэтому в ближайшее время оформлен он не будет. По замыслу Минюста, адвокатская монополия будет установлена только в 2023 году, когда законопроект составят полностью, с учетом всех предложений, которые будут внесены в него в результате проводящихся постоянно обсуждений. В этой статье рассказано о том, почему же появилась необходимость в данном документе, а также приведены его основные положения.

Необходимость в законопроекте

Адвокатские образования

О введении адвокатской монополии в Российской Федерации начали говорить на высшем уровне уже несколько лет назад. Постепенно была составлена особая концепция, несущая в своей основе один посыл - передать оказание любой юридической помощи, в том числе защиты и представительства в суде, в руки исключительно адвокатов и адвокатских образований, которые те будут осуществлять на возмездной основе. Как можно понять, вся степень власти в данной сфере будет сосредоточена в руках института адвокатуры, поэтому за концептом и закрепилось название монополии.

Подобная политика государства обуславливается тем, что в стране необходимо достаточно сильно повысить качество юридической помощи, которую оказывают квалифицированные специалисты, чтобы в полной мере можно было обеспечить защиту прав и интересов обычных граждан и юридических лиц.

Пути решения проблемы

Как уже упоминалось ранее, нужда в адвокатской монополии в РФ появилась из-за низкого уровня предоставляемой юридической помощи. Государство предложило поступить в данной ситуации немного радикально: попросту убрать целый сегмент на рынке профессионального юридического труда. Как известно, сейчас оказывать юридические услуги могут не только адвокаты, которые обладают специальными знаниями и сдали экзамен, но и не ограниченный законом круг лиц, практически никак не регулирующийся в правовой сфере. Убрав его, государство надеется на то, что люди будут обращаться именно к адвокатам со своими проблемами, а не в иные организации.

Категории субъектов

Работа адвоката

Согласно проекту адвокатской монополии, сейчас в сфере юридических услуг (именно правовых) существует две категории субъектов. К ним относятся:

  1. Адвокаты и адвокатские образования, оказывающие помощь на основании действующего №63-ФЗ "Об адвокатской деятельности", принятом в 2002 году.
  2. Иные участники рынка, которые, не обладая статусом адвоката, осуществляют в настоящее время юридические услуги. К таким лицам относятся корпоративные юристы, аудиторы, нотариусы и ряд иных служащих.

Особенности адвокатуры

Необходимость именно в адвокатской монополии во многом обусловлена тем, что институт адвокатуры достаточно четко регламентирован законодательством. Помимо официального закона существует еще и Кодекс о профессиональной деятельности. В этих документах четко указано, на каких именно принципах должна осуществляться связь между адвокатом и клиентом. Для второй категории лиц, представленных выше, никаких особых квалифицированных требований, как и этических, в целом практически нигде не определено. Поэтому считается, что невозможно выяснить, какой же именно уровень услуг может быть предоставлен ими. Полное исключение их из категории лиц, которые могут свободно оказывать юридическую помощь, должно предотвратить появление недобросовестных участников сторон, не способных в полной мере, качественно защитить права граждан из-за отсутствия нужной квалификации и профессионализма.

Улучшение качества адвокатуры

Уровень квалификации

Однако при обсуждении развития адвокатской монополии был затронут еще один немаловажный вопрос, а именно улучшение существующего регулирования адвокатской деятельности. В настоящее время замечено, что имеющаяся в стране правовая база попросту не может быть синхронизирована с существующими потребностями граждан, поскольку закону об адвокатуре уже достаточно много лет. К тому же большинство юристов предпочитает уходить не в сферу адвокатуры, а именно в ту часть рынка, которая практически не регулируется, что в целом не поощряется государством. Появившийся законопроект должен, по мнению Минюста, побудить молодых специалистов стремиться именно в сферу адвокатуры. Таким образом будет существенно увеличено количество адвокатов и повышено качество оказываемых ними услуг.

Задачи концепции

Представительство в суде

В основу Концепции адвокатской монополии положено решение следующего ряда задач:

  1. Постепенное формирование единой правовой основы оказания юридических услуг - это выносится как главная, ключевая задача, а все остальные более или менее вытекают из нее.
  2. Повышение уровня квалификации адвокатов, а соответственно с этим и правовой защиты клиентов.
  3. Ускоренное совершенствование существующего института адвокатуры.
  4. Недопущение к оказанию юридических услуг юристов с низкой квалификацией.
  5. Оказание правовой помощи, которая будет отвечать всем общепринятым международным профессиональным стандартам.

Международная практика

Нормативные акты

Во многом подобная адвокатская монополия требуется именно из-за того, что российская практика достаточно сильно отличается от международной, особенно если учитывать развитые страны. Как показывает опыт, практически во всех государствах, где уже довольно долго укреплена развитая правовая система, к защите прав граждан могут прибегать только лица со специальным правовым статусом - барристеры, солиситоры, адвокаты.

Для получения такого статуса к ним предъявляются определенные требования. Впоследствии необходимо на постоянной основе повышать собственную квалификацию. Применение мер, которые распространены в международном праве, позволят адвокатам получить больше самостоятельности, что должно положительно отразиться на их профессионализме. Но при этом государство также будет четко регулировать, на каких именно принципах осуществляется их деятельность.

Почему адвокатура?

Оказание помощи

По сути, у государства сейчас есть только два пути развития сферы оказания качественной юридической помощи. Первый подразумевает введение института саморегулирования, а второй — адвокатской монополии. Россия предпочла пройти именно по второму пути, поскольку было признано, что на данный момент только адвокатура отвечает определенным единым требованиям по квалификации ко своим членам. Также их деятельность контролируется установленными законами и этикой. К тому же четко установлено, в каких именно случаях на адвокатов может быть возложена дисциплинарная ответственность, так что таким образом имеется ряд гарантий того, что юридические услуги будут оказаны на должном уровне.

Исключения

Действительно, законопроект об адвокатской монополии подтверждает тот факт, что ко многим юридическим делам, особенно к защите в суде, должны допускаться только юристы с высшим уровнем квалификации. Однако это вовсе не говорит, что теперь всем лицам потребуется обращаться только к адвокатам.

Положения данной концепции никак не будут применяться к тем юристам, которые работают на юридические подразделения организаций и предприятий в тех случаях, когда свою деятельность они осуществляют на основании трудового договора. Помимо этого, открыт вопрос и о том, чтобы дать право представительства лицам, являющимся близкими родственниками для человека, чьи интересы они защищают, а также юристам, выступающим законными представителями обратившегося к ним лица.

Кроме того, право на оказание юридической помощи сохранят и сотрудники государственной системы бесплатной юрпомощи или те некоммерческие организации, которые работают на безвозмездной основе.

Поэтапная реализация

Поскольку данный законопроект достаточно масштабный, то было решено реализовывать его поэтапно, чтобы не спровоцировать коллапс в сфере оказания юридических услуг. Условно процесс разделен на следующие этапы:

  1. Первый будет осуществляться в 2018 году. За это время должны быть созданы новые нормативно-правовые акты, которые контролировали бы формы адвокатских образований, детализировали принцип налогообложения в данной сфере. Помимо этого, планируется решение вопроса о деятельности адвокатов из иных стран, действующих на территории России. Постепенно будут также реализовываться меры по повышению статуса адвоката и эффективности профессиональной деятельности.
  2. Второй этап планируется к реализации на 2019 год. Будут разработаны акты, направленные на упрощение перехода юристов в статус адвокатов. Конечно, такие лица все равно должны соответствовать всем требованиям, прописанным в законах. Также дополнительно введут еще несколько критериев. Во многом упрощенный переход будет касаться взносов и количества лет стажа у заявителей.
  3. Третий этап придется на 2020–2023 годы, когда непосредственно будет проводиться перевод юристов в адвокатуру. Упрощенная система перехода также сохранится и далее. За это время предполагается, что все лица, заинтересованные в получении статуса адвоката, постепенно перейдут из второй группы в адвокатуру и значительно пополнят ее число.

Информация в заключение

Рассмотрение дела

Концепция об адвокатской монополии предлагает принципиально новое развитие адвокатуры в России. Сфера будет более приближена к международной модели, которая требует высокой квалификации у лиц, осуществляющих защиту прав и интересов клиентов. В настоящее время данный документ все еще не закончен, хотя постепенно уже вводится в действие. Но окончательный результат можно будет заметить только после 2023 года, когда закон войдет в силу.