Принято считать, что миграционный учет граждан нужен только в отношении приезжих, тем не менее, в России миграционное законодательство касается и имеющих гражданство людей. Несоблюдение норм и законов в этой области приводит к самым разным санкциям, в зависимости от допущенного гражданином нарушения.
Специфика учета граждан
Миграционный учет создан для того, чтобы отслеживать передвижения людей внутри страны и фиксировать приезжих. Необходимость в таком учете появилась еще во времена СССР, когда передвижение по стране с последующей сменой места жительства было серьезно ограничено самим государством. Сейчас нормативные акты дают большую свободу, но цели в большинстве своем преследуются те же:
- Возможность в любой момент узнать местонахождение лица, свершившего правонарушение.
- Возможность без труда узнать адрес потерявшегося человека.
- Возможность осуществления медицинской или социальной помощи.
- Возможность подсчитать население населенного пункта и отдельно взятого региона.
- И еще очень много самых разных, в том числе и косвенных, возможностей, которые могут улучшить взаимодействие граждан с государством.
Относительно приезжих цели все те же, с той лишь разницей, что миграционный учет иностранных граждан в российской федерации осуществляется еще и для того, чтобы понимать, какую часть населения составляют мигранты, откуда они и где они находятся. В соответствии с показателями миграционной службы за отдельными регионами вводится особый медицинский и санитарный надзор.
В то же самое время миграционный учет может становиться серьезнее в случае, если в стране проходят международные спортивные соревнования, фестивали, или есть террористическая и прочие угрозы.
Учет граждан РФ
Миграционный учет российских граждан в Российской Федерации осуществляется для разных целей. Наиболее привычными объектами учета являются паспорт и прописка по месту жительства, либо временная регистрация.
Необходимость подобных манипуляций произрастает все из тех же целей государства: обеспечение безопасности и должного контроля. В зависимости от того, где именно прописан или зарегистрирован человек, будет производиться адресная социальная и медицинская помощь. Также информация об истинном местонахождении гражданина необходима налоговой и прочим службам для направления корреспонденции.
Учет иностранных граждан
В случаях, когда гражданин приезжает в Россию в туристических целях или в не долгосрочную командировку - на учет становиться нет необходимости. Также на учет не нужно становиться в том случае, если посещение России является транзитным. Миграционный учет иностранных граждан нужен в случае, если гражданин:
- живет на территории страны;
- работает на территории страны;
- имеет бизнес на территории страны.
Регистрация по месту жительства
Миграционный учет делает регистрацию по месту жительства обязательной процедурой, так как именно при помощи нее можно установить место проживания конкретного человека, или хотя бы лиц, которые могут иметь связь с этим гражданином. Регистрация по месту жительства является обязательной процедурой для всех, в то же самое время, если гражданину негде регистрироваться, то он может встать на учет по месту пребывания.
Для граждан России
Миграционный учет российских граждан не вызывает особенных сложностей у людей, так как он проходит частично без их ведома - миграционная служба просто собирает и оцифровывает, вводя в единую базу, данные о регистрации человека.
Также непосредственно при рождении человек получает гражданство страны, однако лишь в тех случаях, когда один или оба родителя являются гражданами страны, либо ребенок рожден на территории России. В таком случае новорожденного регистрируют как гражданина России.
Для того чтобы прописаться в доме или квартире, гражданину РФ нужно прийти в паспортный стол, имея на руках паспорт и документ подтверждающий право собственности, либо согласие владельца квартиры или других прописанных лиц на совместную прописку. В паспортном столе нужно будет заполнить заявление, также придется оставить на неделю паспорт. Когда все манипуляции будут совершены, паспорт вернут владельцу.
Для иностранцев
Миграционный учет иностранных граждан в Российской Федерации проходит несколько сложнее, так как для получения регистрации необходимо предоставить ряд документов, а иной раз и искать место, где можно получить постоянную или временную прописку. Если с местом регистрации проблем не возникает, то мигранту во время регистрации нужно предоставить следующие документы:
- Признанное в России удостоверение личности (паспорт страны, где есть гражданство, и признанной большинством других стран, либо РФ).
- Подтверждение возможности проживания на территории страны, например, вид на жительство.
- Паспорт квартиры или любая другая бумага, подтверждающая право проживания в помещении.
Регистрация на месте пребывания
Регистрация по месту пребывания необходима в случаях особого повышенного режима безопасности или при условии нахождения иностранного гражданина в России без наличия регистрации по месту жительства. Стоит отметить, что регистрация на месте пребывания выполняется лишь в частных случаях.
Для граждан РФ
В подобной регистрации нуждаются не все граждане России и не всегда. Как правило, регистрироваться по месту пребывания нужно тем гражданам, которые не имеют прописки и хотят воспользоваться благами, которые дает государство. Либо тем гражданам, которые нуждаются в административном надзоре и не имеют прописки в городе, где этот надзор назначен.
Но бывают и исключения, которые вводятся на время на какой-то конкретной территории. Таким исключением может стать наплыв болельщиков, который требует регистрации по месту пребывания всех въезжающих в конкретный город граждан. В таком случае обычно проводится регистрация въезжающих в город, непосредственно на границе населенного пункта, либо на авто- и железнодорожных вокзалах, в портах и аэропортах.
Для иностранных граждан
Если иностранный гражданин не имеет прописки в городе, где он временно или постоянно проживает, миграционный учет иностранных лиц требует встать на контроль по месту пребывания. Для этого иностранному гражданину нужно:
- явиться в местную миграционную службу;
- показать документ, удостоверяющий личность;
- дождаться внесения данных в единую систему и получить отрывную часть бланка, заполненного сотрудниками службы.
На регистрацию по месту пребывания у мигранта есть неделя. В случае, если время на совершение этой процедуры затянулось, гражданина будут ожидать штрафные санкции, при повторном нарушении возрастает вероятность депортации из страны.
Подобную процедуру регистрации необходимо повторять каждый раз, когда иностранный гражданин меняет место своего пребывания. Но только в случае, если он действительно проживает на территории страны.
Для тех граждан, кто вынужден в силу профессиональных и прочих особенностей часто менять место пребывания, и при отсутствии нарушений есть упрощенная форма передачи информации о своем нахождении - посредством почты. В таком случае гражданин должен отправить копии документов почтой России в ближайшее отделение миграционной службы и по почте получить отрывную часть бланка. Стоимость подобных почтовых пересылок фиксированная - 118 рублей.
В случае, если цель посещения Российской Федерации - туризм, нужно отметиться лишь дважды на границе, по прибытии в страну и во время отъезда.
Учет людей, не имеющих гражданства
В современном мире возможно отсутствие гражданства как такового. Причин для этого может быть целое множество, потому учет таких лиц стоит особняком. Хотя миграционный учет иностранных граждан мало чем отличается от учета "граждан мира".
В первую очередь, лицу, не имеющему гражданства, необходимо отмечаться в миграционной службе по месту своего пребывания и иметь при себе документы, подтверждающие личность. Делать это нужно не позднее, чем через семь дней после прибытия в место пребывания.
Также и регистрация по месту жительства проходит при наличии вида на жительство, документов, подтверждающих личность и право на проживание в помещении.
Несмотря на то, что люди без гражданства встречаются не так часто, у них есть все необходимые права, начиная с права на работу и заканчивая правом на приобретение недвижимости и инвестиции. Также "гражданин мира" может получить гражданство РФ.
Штрафные санкции
В случае несоблюдения миграционного законодательства гражданина Российской Федерации, гражданина без гражданства и иностранного гражданина ожидают штрафные санкции. В каждом отдельном случае мера наказания разная, начиная от денежного штрафа или назначения исправительно-трудовых работ до депортации из страны (за исключением граждан, имеющих гражданство РФ).
Перечень возможных мер :
- Штраф - может назначаться бесконечное количество раз.
- Исправительные работы - назначаются в случаях, когда нарушителю нечем оплатить штраф.
- Депортация из страны может быть разной. В некоторых случаях человеку запрещается работать и жить на территории страны в течение какого-то времени, в других случаях ограничивается въезд на территорию страны. Продолжительность подобных ограничений может быть разной, от нескольких месяцев до нескольких десятков лет, также возможен и пожизненный запрет на въезд в с страну.
В случае, если у человека, которому грозит депортация, нет гражданства, то высылают его не на родину, а в свободную зону, например, аэропорт, и там он дожидается, пока какое-то государство не решит принять к себе "гражданина мира". Либо он сам обращается в посольство интересующей страны с письменной просьбой принять его в страну.
Получение гражданства
Выдача гражданства также входит в список компетенций миграционной службы.
В случае, если гражданин решит получить гражданство России, он должен знать, что в РФ разрешено иметь двойное гражданство, соответственно, прощаться с гражданством родной страны не обязательно.
Преимущество в получении гражданства будут иметь:
- Дети, рожденные в браке, где один из супругов имеет гражданство РФ.
- Человек, вступивший в брак с гражданином РФ.
- Репатриант.
- Гражданин, которого пригласила семья, имеющая гражданство на территории страны (восстановление семьи).
- Специалист, имеющий редкие навыки в своем деле.
- Ученый.
Во всех остальных случаях человек должен сперва встать на миграционный учет и получить разрешение на временное проживание, после - вид на жительство, прожить в стране еще 5 лет и не иметь каких-либо нарушений, которые могут быть внесены в резюме просящего о гражданстве. И только после этого гражданин может подать заявление на получение гражданства в миграционную службу.
Законодательные акты
Миграционный учет регулируется разного рода законодательными и нормативными актами, но самым главным среди них является Федеральный закон под номером 109.
Федеральной закон для Российской Федерации стоит фактически на одном уровне с Конституцией, потому именно в нем прописаны основополагающие моменты.
В ФЗ 109 о миграционном учете, принятом в Госдуме еще в 2006 году, 26 статей, каждая из которых прописывает этапы постановки человека на учет и снятие с него, обязанности миграционных органов, сроки рассмотрения заявлений и так далее. Именно на Федеральный закон нужно опираться в случае возникновения конфликта со службой миграции.
Кроме федеральных законов, можно также ориентироваться на постановления правительства, которые могут быть полезны в случаях, когда, например, необходимо уведомить миграционную службу по почте. Такая возможность с установлением оплаты прописана в постановлении от 15.01.2007 года "Об установлении оплаты за услуги почтовой связи”.
Миграционный учет в Российской Федерации построен таким образом, что гражданину намного удобнее стоять на учете и получать разнообразные государственные услуги, чем с ужасом ожидать разного рода штрафных санкций.