Рубрики
...

Как получить лицензию на такси? Сколько стоит лицензия на такси? Кто выдает лицензию на такси?

Рынок таксомоторных перевозок в России в последние годы развивается особенно бурными темпами. Долгое время соответствующего типа транспортные услуги оказывались при минимальном вмешательстве государства и проверяющих структур.

Результатом такого "либерализма" стало появление большого количества неофициальных перевозчиков. Их деятельность характеризовалась, во-первых, не всегда высоким качеством сервиса, а во-вторых, очень низкой, как полагают многие эксперты, собираемостью налогов (несмотря на то что приносила доход и облагалась соответствующими сборами).

Как получить лицензию на такси

Государство решило основательно взяться за регулирование этого сегмента услуг. Осенью 2011 года вступил в силу закон, в соответствии с которым деятельность служб такси становилась легальной только по факту оформления соответствующих разрешений, так называемых лицензий. Что это за документ? Как сделать лицензию на такси?

Суть закона

Правовой акт, о котором идет речь, - это ФЗ № 69 от 21.04.2011 г. В нем содержатся нормы, регламентирующие деятельность компаний, которые предоставляют таксомоторные услуги. Фактически закон вступил в силу 1 сентября 2011 г. Многие юристы высоко оценили инициативу властей, полагая, что упорядочивание деятельности таксистов так или иначе обусловлено реалиями бизнеса.

Что было до принятия закона? Тогда таксисты работали согласно общим нормам, отражаемым в Правилах пассажирских перевозок. Которые, по признанию юристов, были не особенно строгими относительно такого аспекта, как придание этой деятельности официального статуса. Люди из профессионального отраслевого сообщества даже и не думали о том, как получить лицензию или иной разрешительный документ на ее осуществление. Но с введением нового закона ситуация изменилась.

В соответствии с принятым правовым актом оказывать услуги по перевозке пассажиров могут исключительно юридические лица и индивидуальные предприниматели, обладающие выдаваемым властями разрешением, получившим название "лицензия". Хотя, как отмечают эксперты, данный термин в большей степени применим к другим видам деятельности (банковской, скажем).

Основные требования

Разрешение, о котором идет речь, выдается сроком на 5 лет. Автомобили могут быть у предпринимателей в собственности или в аренде. Некоторые эксперты, комментируя закон, считают, что также подойдет лизинг и даже генеральная доверенность. Также автомобили, которые предполагается использовать в деятельности, должны быть оснащены оборудованием, подсчитывающим километраж перевозок, а в некоторых регионах (при наличии соответствующих правовых актов) еще и иметь определенный цвет и дизайн кузова.

Получить лицензию на такси

Некоторые эксперты обращают внимание на то, что в самой первой редакции закона имел место ряд неоднозначных формулировок. В частности, не был должным образом регламентирован перечень документов, которые требовалось предоставить предпринимателям при оформлении лицензии. Это вызвало целую волну регионального "самоуправства": ведомства, ответственные за выдачу разрешений на такси, начинали требовать от водителей огромного количества документов. Вплоть до десятка и более различных бумаг. Так или иначе, в свежих редакциях ФЗ № 69 содержит более четкие формулировки касательно документов. Их требуемое количество существенно снижено. Но обо всем по порядку.

Легализация такси

С введением новых законодательных требований к деятельности служб такси появилось три возможных варианта легального оказания соответствующего типа автотранспортных услуг. Рассмотрим основные.

Во-первых, можно пойти работать по найму в действующую службу такси. В этом случае человек будет оказывать услуги и получать за это установленную зарплату (как правило, зависящую от количества перевезенных пассажиров).

Ориентировочный "тариф" здесь - порядка 50% от выручки. То есть если водитель заработал на поездках сумму 80 тыс. руб., то в виде зарплаты он получит примерно 40 тыс. Работодатель между тем будет нести расходы, связанные с уплатой в казну взносов в ПФР, ФСС и ФОМС за нанятого сотрудника. Это около 30% от суммы, перечисляемой в счет зарплаты. Водитель, в свою очередь, будет обязан отчислять НДФЛ в размере 13%.

Во-вторых, можно начать перевозить пассажиров, используя арендованный автомобиль. Для этого водитель должен оформить статус ИП. Однако лицензия на перевозку пассажиров на такси в этом случае не нужна. Минус схемы - в необходимости делать ежедневные (как правило) отчисления компании, которая владеет транспортом. И потому, невзирая на то что водитель оформлен как ИП, о полноценной предпринимательской деятельности здесь речь, скорее всего, вести нельзя.

В-третьих, разрешение на такси можно оформить, находясь в статусе ИП и обладая личным автомобилем. То есть пройдя официальную процедуру регистрации бизнеса и последующего получения необходимой лицензии на оказание услуг. В этом случае речь идет о предпринимательстве. Если у человека, занимающегося таксомоторным бизнесом, получится "раскрутить" свой бренд (хотя бы на уровне города), то перспективы открываются замечательные. Поэтому именно на такой формат работы службы такси мы и будем ориентироваться, несмотря на то что пройти необходимые формальные процедуры для старта подобной деятельности сложнее, чем в двух предыдущих сценариях.

Как получить лицензию

Важнейший аспект закона - разрешение оформляется не на организацию в целом, а на каждый автомобиль.

Документ, подтверждающие то, что машина "лицензирована", должен наличествовать в ее салоне и предоставляться по первому же требованию пассажиру (или проверяющим органам, если те решат удостовериться в том, что услуги оказываются легально).

Лицензия между тем не подлежит отзыву тем органом, который ее выдал (равно как и любой другой структурой исполнительной власти). это возможно только в том случае, если соответствующее решение вынесет суд.

Если, к примеру, на автомобилях в момент проверки не окажется оборудования для подсчета километража, то все, что смогут сделать ведомства, - вынести предписание о необходимости устранить недоработку.

Теперь переходим к самому главному - процессу оформления разрешения на деятельность по перевозкам пассажиров. Как получить лицензию на такси? Сколько это может стоить? Кто выдает лицензию на такси? Какие нужны для ее получения документы? За счет каких механизмов можно ускорить процесс оформления разрешения?

Документы

Самый важный фактор - это документы для получения лицензии для такси. Выше мы уже сказали, что претендовать на легальную работу в рамках отдельного таксомоторного бизнеса мы сможем только в статусе ИП. Поэтому будем считать, что важнейший документ - свидетельство о регистрации предпринимательской деятельности, выданное ФНС, у нас уже есть. Что нужно для получения лицензии на такси, кроме этого документа? Вот что:

  • ксерокопия всех страниц паспорта;
  • выписка из ЕГРЮЛ (выдается в налоговой);
  • ксерокопия свидетельства о регистрации автомобиля (либо договора аренды, лизинга).

Как правило, дело ограничивается предоставлением только этих бумаг. Однако, как отмечают некоторые юристы, в отдельных регионах РФ предпринимателям, чтобы получить лицензию на такси, может понадобиться подготовить ряд других документов. Все нюансы нужно узнавать в локальных транспортных ведомствах.

Куда обращаться

Где можно получить лицензию на такси? Выдача документов данного типа производится уполномоченными на то органами региональной исполнительной власти. Например, если стоит вопрос о том, как получить лицензию на такси в Москве, то обращаться нужно в столичный Департамент транспорта. Подобные ведомства есть в каждом субъекте федерации. Есть ли варианты насчет того, как получить лицензию, не нанося визита во властные структуры? Есть. Сделать это можно через портал "Госуслуги.Ру", предварительно зарегистрировавшись на нем и активировав аккаунт. Правда, сходить в региональный отдел Минтранса все равно придется - чтобы забрать лицензию.

Ответственность

Выше мы обозначили, что отобрать разрешение на таксомоторную деятельность может только суд. Вместе с тем есть еще ряд механизмов ответственности, установленных законом в отношении служб перевозки пассажиров. Что будет, если предприниматель предпочел не задумываться о том, как получить лицензию на такси, а начал оказывать свои услуги без соответствующих документов?

Как сделать лицензию на такси

Основная мера взыскания в таких случаях - штрафы. Они могут выписываться как на водителей такси, так и на их работодателей. Конкретные формулировки, отражающие применимость санкций в тех или иных случаях могут разниться от региона к региону (в зависимости от того, какие, в частности, установлены требования к автомобилям). Мы приведем несколько примеров возможных взысканий.

Если водитель перевозит пассажиров без лицензии, неправомерно разместив желтый фонарь на крыше автомобиля, то он будет штрафован на 5 тыс. рублей, при этом машина может быть конфискована. Аналогичная мера взыскания будет применена, если на автомобиле незаконным образом размещена цветографическая схема. Правда, без конфискации. Если водитель не сможет показать пассажиру или проверяющему сотруднику документы, отражающие легальность перевозок, это также повлечет за собой штраф в 5 тыс. руб.

Если водитель не выдаст пассажиру по его требованию чек или бланк строгой отчетности, отражающий факт оплаты оказанных услуг, то штраф составит 1 тыс. руб. Кроме того, на сумму до 30 тыс. руб. может быть наказан работодатель. Если лицензия на такси есть, но машина не оснащена цветографическими схемами или желтым фонарем на крыше, то водителю может быть выписан штраф в размере 3 тыс. руб. Взыскание в адрес компании может составить до 50 тыс.

Расходы на лицензию

Сколько стоит лицензия на такси? Законом не предусмотрено никаких рекомендаций касательно "тарифов" при оформлении государственными ведомствами разрешений на деятельность таксомоторных служб. Однако есть пункт, согласно которому региональные власти вправе взимать за услуги по оформлению лицензий плату до 5 тыс. руб.

Точный размер пошлины за выдачу разрешений на такси можно найти в региональных законодательных источниках. Каков срок действия лицензии на такси? Он везде одинаковый - 5 лет. Плата за оформление - не единственная, да и далеко не самая большая издержка. Владелец службы такси, или же водитель, оформившийся как ИП, будут нести значительные сопутствующие расходы в ходе деятельности. Какие именно?

Прежде всего это расходы, связанные с регистрацией статуса ИП в налоговой. Как минимум это государственная пошлина (800 руб.). Но на практике издержек гораздо больше. Почти всегда документы, которые направляются в налоговую, требуют нотариального заверения - суммарные расходы на эту процедуру могут составить еще порядка 400-500 руб. Но какими бы большими ни выглядели издержки, связанные с регистрацией ИП, они покажутся весьма скромными на фоне последующих обязательств перед ФНС и государственными фондами.

Документы для получения лицензии на такси

Налоги и сборы

Каждый ИП, вне зависимости от того, есть у него доходы, нет ли их, обязан делать отчисления в ПФР и ФСС. В 2014 году их сумма составила около 20 тыс. руб. Кроме того, таксист-предприниматель платит налоги - 6% от выручки. Можно, правда, попробовать сэкономить за счет патентной системы сборов (о ее особенностях - чуть позже). В этом случае можно платить в ФНС фиксированную сумму (примерно как при ЕНВД). Однако ее величина, как отмечают эксперты, из года в год растет.

Выгоден ли патент?

Чтобы понять более точно, сколько стоит лицензия таксиста фактически (а не только с учетом расходов на оформление), позволим себе несколько углубиться в тему налогообложения. Итак, о каких аспектах идет речь?

Патент - особая схема налогообложения, применяемая в ограниченном количестве отраслей бизнеса, но таксомоторные перевозки в их число входят. Как мы уже сказали выше, сборы в ФНС исчисляются и уплачиваются в соответствии с устанавливаемыми в определенных правовых актах ставками. В частности, для Москвы стоимость патента в 2012 году составляла около 11 тыс. руб. При этом ее можно уменьшить на сумму взносов в ПФР и ФСС (это около 20 тыс., как мы сказали выше), но не более чем наполовину. То есть, уплачивая сборы в государственные фонды, московский таксист-предприниматель, если брать цифры, актуальные для 2012 года, был должен нести расходы в сумме около 25 тыс. 500 руб.

Однако в 2013 году финансовые условия стали жестче. Стоимость патента, во-первых, выросла до 18 тыс. руб. Кроме того, в НК РФ были внесены поправки, исключившие возможность компенсации 50 % от платежей в ФНС за счет отчислений в ПФР и ФСС. Кроме того, платежи в фонды выросли - с 20 тыс. руб. до 36. И сколько стоит лицензия на такси в соответствии с такой формулой? Получается, 54 тыс. Расчет, который, как справедливо замечают эксперты, устраивает очень немногих предпринимателей.

Варианты с налогами

С тем, как получить лицензию на такси, проблем, как мы видим, особых нет. Основная сложность бизнеса - в большой налоговой нагрузке. Можно ли каким-либо образом оптимизировать отчисления в ФНС? Как сделать лицензию на такси не такой финансово обременительной? Вариантов здесь, надо сказать, немного. Но они есть.

Одно из решений - использовать все-таки УСН и платить 6% с доходов. Главная возможность здесь в том, что для предпринимателей, работающих в таком режиме налогообложения, сохраняется право вычитать из сборов, подлежащих оплате в ФРС, сумму платежей в ПФР и ФСС. Что важно - не на 50%, а полностью. В этом случае может оказаться так, что предпринимателю вовсе не придется платить никаких налогов за счет покрытия исчисляемых сумм расчетами с государственными фондами. Правда, в таком случае таксистам будет необходимо возиться с дополнительной отчетностью перед ФНС. В частности, ежегодно нужно будет сдавать декларацию о доходах.

Как получить лицензию на перевозку пассажиров такси, мы выяснили. О том, как снизить фактические расходы на ее содержание, также поговорили. Эксперты относятся к инициативам государства, связанным с активизацией вмешательства в сферу таксомоторных перевозок, по-разному. Одни оценивают деятельность властей в исключительно позитивном ключе, говоря о том, что рынок в достаточной мере созрел для того, чтобы начать функционировать в рамках цивилизованных норм закона.

Другие считают, что государству, при всех достоинствах инициативы, о которой идет речь, предстоит проводить весьма основательную работу по оптимизации правовых норм. Особенно тех, которые касаются налогообложения. Цифры, которые мы привели выше, даже для столицы не кажутся маленькими. Для многих региональных игроков рынка они и вовсе могут оказаться неподъемными. Однако механизм легализации деятельности служб такси, считают эксперты, уже запущен. И он работает.