Законодательство РФ требует от служб такси наличия разрешительных документов на осуществление услуг по перевозке пассажиров. Если необходимые формальности не соблюдены, то деятельность компании считается незаконной. Каким образом можно получить нужный документ?
Сущность лицензии для такси
Термин «лицензия на такси» - по сути, неофициальный. В соответствии с ФЗ № 69, принятым 21 апреля 2011 года, российские автоперевозчики могут осуществлять деятельность при наличии необходимого разрешения. Строго говоря, оно не является «лицензией».
Разрешение, о котором идет речь, бывает двух основных типов: выдаваемое при условии, что соответствующие транспортные услуги оказывает частный извозчик как ИП, а также оформляемое для водителей, имеющих статус наемного сотрудника. Касательно первого сценария необходимо оформить «полноценную лицензию». Во втором случае предполагается упрощенный документ. Его название утвердилось в формате «лицензия на такси без ИП». Рассмотрим особенности получения обоих документов.
«Обычная лицензия»: специфика оформления
Основной источник права, в соответствии с которым российские таксисты должны оформлять разрешительный документ на осуществление деятельности, как мы уже отметили выше, — ФЗ № 69 от 21.04.2011 г.
В соответствии с данным законом, разрешение на осуществление услуг по перевозке пассажиров должно выдаваться уполномоченной структурой исполнительной власти, функционирующей в том или ином субъекте РФ. Основание для выдачи документа, о котором идет речь, — заявление юрлица или ИП. Фирма, в свою очередь, должна владеть автотранспортом в собственности, в порядке аренды или пользоваться им при условии оформления в лизинг.
Содержание лицензии
Рассмотрев основные аспекты оформления разрешения на автотранспортные услуги, исследуем подробнее специфику данного документа. Какие сведения должны отражаться в нем? Стандартный их перечень выглядит так:
- ФИО владельца разрешения, его паспортные данные;
- государственный номер автомобиля, на который оформлена лицензия, его модель, марка;
- наименование госструктуры, которая выдала разрешение;
- название организации, которая обладает лицензией, а также ее адрес;
- номер разрешительного документа, срок его действия.
Где получить лицензию на такси и какие могут быть расходы на него? Рассмотрим данные нюансы подробнее.
Где оформить разрешение и сколько оно стоит
Как правило, предполагается личный визит водителя в компетентный орган с целью предоставления необходимых документов для получения разрешения, о котором идет речь. Но если город, в котором оформляется лицензия такси, — Москва, то источники можно в установленном порядке направлять через портал Госуслуг.
Во многих городах РФ работают многофункциональные центры, обеспечивающие взаимодействие граждан с различными государственными органами. В ряде случаев они также могут принять, если оформляется лицензия на такси, документы, необходимые для реализации соответствующей процедуры. Так, например, многофункциональный центр работает в Воронеже. Туда могут обращаться все жители Воронежской области с целью оформления разрешения на работу в такси. Прием документов в данном учреждении осуществляется по рабочему графику.
Сколько стоит лицензия на такси? Цена данного документа зависит от законов, принятых в том или ином субъекте федерации. Например, в Воронежской области лицензии на такси выдаются бесплатно. Но субъекты РФ могут установить плату за оформление данных документов в соответствии с Налоговым Кодексом до 6 тыс. руб.
Необходимые документы
Получение лицензии такси может предполагать сбор разных комплектов документов в зависимости от правил, установленных в том или ином регионе. Но стандартный пакет источников может выглядеть примерно так.
- Во-первых, необходимо предоставить в компетентный орган власти — чаще всего это территориальное подразделение Ространснадзора — заявление по установленной форме.
- Во-вторых, необходимо предъявить документ, который удостоверяет личность заявителя, а также его копию. Если интересы предпринимателя реализуются через посредника, то должны быть показаны источники, подтверждающие полномочия данного лица.
- В-третьих, понадобятся документы, касающиеся юридического статуса заявителя и его полномочий в аспекте владения транспортом: это выписка из ЕГРЮЛ, которая получена не ранее чем за 3 месяца до обращения в Ростехнадзор, а также свидетельство о регистрации автомобиля либо договор лизинга.
Требования к автомобилю
Предусмотренная законом лицензия на такси будет действительной, только если автомобиль соответствует ряду критериев. А именно:
- автомобиль должен проходить техосмотр раз в полгода;
- такси должно иметь необходимые цветографические схемы на кузове, а если в субъекте РФ приняты соответствующие законы — то его поверхность должна быть определенного цвета;
- на крыше машины должен быть расположен оранжевый фонарь, а также таксометр.
Также есть определенные требования к водителям такси. В частности, они должны иметь стаж работы в соответствующей транспортной службе не менее 3 лет либо общий стаж управления автомобилем не менее 5 лет. Кроме того, водители должны иметь компетенцию в области техобслуживания и проведения ремонта автомобиля, проверки технического состояния машин, а также проходить медосмотр перед выходом на работу.
Ответственность
Лицензия на такси должна располагаться непосредственно в салоне автомобиля и предъявляться пассажирам по первому требованию. Также ее может запросить сотрудник проверяющего органа или сотрудник ГИБДД. И это не единственный, конечно же, аспект ответственности служб такси. Рассмотрим иные важнейшие обязательства перевозчиков.
Если за рулем такси будет водитель, не имеющий лицензии при себе, то на него будет возложен штраф в размере 5 тыс. руб. Если в салоне автомобиля нет необходимых сведений, которые должны быть там в силу законодательных предписаний, то это повод для наложения штрафа в адрес водителя в размере 1 тыс. руб., на должностное лицо — 10 тыс. руб., на организацию — 30 тыс. руб. Если на крыше такси нет фонаря, то это также может наказываться штрафом в 3 тыс. руб. для водителя, 10 тыс. руб. для должностного лица, 50 тыс. - для организации. Если человек управляет автомобилем, на котором оранжевый фонарь установлен незаконно, то он должен будет заплатить 5 тыс. руб. Аналогичным образом наказывается водитель, на машине которого присутствует незаконная цветографическая схема.
Лицензия без оформления ИП
Другой вариант, при котором может выдаваться лицензия на такси, не предполагает, что водитель зарегистрирован как ИП или владеет фирмой. Но в этом случае, для того чтобы оказывать услуги законно, он должен работать по найму. Лицензия на такси без ИП выдается только при этом сценарии.
Нельзя, не имея статуса ИП или владельца фирмы, получить разрешительные документы с целью оказания услуг в частном порядке. В свою очередь, работа в такси без лицензии также незаконна. Разумеется, речь идет о тех случаях, когда у человека своя машина. Если он работает по найму на автомобиле, предоставляемом службой такси, то лицензия, предусмотренная ФЗ № 69, ему не нужна, поскольку он имеет статус наемного работника.
Но если у человека своя машина и он хочет использовать ее, одного лишь трудового договора водителя с автотранспортной службой недостаточно. Ему тоже необходимо оформлять лицензию, хотя и в несколько более упрощенном порядке.
Лицензия без ИП: документы
Какие документы необходимо приготовить водителю, чтобы получить разрешение на работу в такси по найму со своим автомобилем? Перечень соответствующего типа бумаг может выглядеть так:
- заявление по установленной форме;
- копии паспорта, свидетельства о регистрации автомобиля, доверенности или договора лизинга.
Сущность данной схемы в том, что предполагается аренда такси с лицензией компанией-работодателем у водителя с последующим его наймом на работу. Между субъектами этого типа правоотношений заключаются необходимые договоры. Положения ФЗ № 69 в этом смысле полностью соблюдаются.
Однако, в зависимости от конкретного региона, перечень документов для оформления соответствующего разрешения без открытия ИП, а также юридическая интерпретация рассматриваемой схемы могут различаться.
Получение лицензии на такси: основные сценарии
Итак, легализация пассажирских перевозок в такси может осуществляться в рамках следующих основных юридических механизмов:
- Человек имеет собственную машину и регистрируется как ИП или как владелец ООО. В этом случае он может оформить лицензию на автомобиль, которым владеет на праве собственности.
- Человек имеет собственную машину и идет работать по найму. В этом случае при соблюдении необходимых юридических алгоритмов автомобиль, принадлежащий водителю, передается в аренду компании-работодателю, которая впоследствии оформляет на него лицензию.
- Человек идет работать по найму без своего автомобиля. Данный сценарий на практике достаточно редкий — в основном люди идут работать в такси, имея машину в собственности. Но если это так, то в соответствии с положениями ФЗ № 69 разрешение, о котором идет речь, человеку оформлять при строгом следовании букве закона не нужно. Достаточно иметь трудовой договор со службой такси. Однако все обязательства, предусмотренные законом, — предъявление лицензии (которой будет владеть фирма-работодатель) пассажиру, размещение светового фонаря — водитель, работающий по найму, должен будет выполнять.
Когда нужна реальная лицензия?
В начале статьи мы определили, что «лицензия» для оказания услуг службами такси в РФ, строго говоря, не является документом, который предусмотрен ФЗ «О лицензировании». В правовых актах, регулирующих деятельность соответствующих автотранспортных сервисов, нет термина, который активно используется в гражданском обороте.
Вместе с тем реальная лицензия в ряде случаев автоперевозчикам требуется. Это касается деятельности, классифицируемой как перевозка пассажиров на коммерческой основе при использовании машин вместимостью более 8 человек, а также грузов с помощью автомобилей, способных перемещать в кузове более 3,5 тонны. Соответствующие транспортные услуги подлежат лицензированию. Также для международной деятельности в сфере перевозок могут потребоваться дополнительные разрешения.
Общее у реальной лицензии на автотранспортные услуги и разрешения на деятельность служб такси в том, что выдает их чаще всего один и тот же орган — Ространснадзор. Однако критерии выдачи реальной лицензии ощутимо отличаются от тех, что установлены для разрешения для служб такси. В частности, автомобильный перевозчик, попадающий под законодательство, требующее наличия реальной лицензии, должен:
- выполнять все требования, установленные законодательными актами;
- обеспечивать соответствие автомобилей, которые находятся в собственности организации, нормам эксплуатации транспортных средств;
- нанимать в штат специалистов, которые должным образом аттестованы и могут нести ответственность за обеспечение безопасности в ходе эксплуатации транспорта и оказания услуг.
Разумеется, перечень документов для получения лицензии, которая в полной мере юридически соответствует законодательству соответствующего типа, а не выступает в качестве неофициального термина, как правило, намного сложнее, чем при оформлении разрешения для такси.