Договорные отношения, как показывает практика, не всегда складываются гладко. В случае возникновения спорной ситуации одна из сторон может потребовать аннулирования предварительной договоренности и направить в адрес другой письмо о возврате денежных средств.
Способы урегулирования конфликта
Любые недоразумения, связанные с невыполнением договорных обязательств, в конечном итоге непременно касаются финансовой стороны вопроса. Решение такой проблемы зависит от того, насколько категорично будет настроена каждая из сторон. Кроме того, очень важно, кто является участником спора: юридическое или физическое лицо. Обычно решение подобного конфликта начинается с устного разбирательства. Если не удается достигнуть взаимной договоренности, то вопрос уже решается официальным путем. Потерпевшая сторона может:
- Написать заявление. Обычно этот вариант используют физические лица в тех случаях, когда произведена ошибочная оплата либо внесена денежная сумма, большая, чем это необходимо, или же заказчик вовсе хочет вернуть товар.
- При несоблюдении договоров оказания услуг или поставки товара в письменном виде потребовать возврата денег.
- Направить в адрес своего контрагента письмо о возврате денежных средств. Так обычно поступают юридические лица при взаимных расчетах.
Каждый из вариантов подходить только для строго определенных обстоятельств. Предоставляемые документы должны быть хорошо продуманы и правильно составлены и оформлены.
Как составить письмо
Существуют определенные правила, соблюдая которые, можно должным образом составить письмо о возврате денежных средств. Их довольно легко запомнить. Действовать в этом случае надо следующим образом:
- Сначала подготовить все имеющиеся в наличии документы, подтверждающие оплату. Для предприятия это может быть платежное поручения, а для частного лица – чек или квитанция.
- Организация составляет подобный документ на фирменном бланке, а граждане просто указывают все свои реквизиты (паспорт, Ф.И.О., адрес, контактные данные) в правом верхнем углу обычного листа.
- Как и любое официальное обращение, составляется такая бумага на имя руководителя компании (предприятия), поэтому она обычно начинается словами «Директору» («Управляющему», «Начальнику» и так далее).
- Затем идет основная часть письма, в которой излагаются конкретные требования. Начинать нужно с фразы «Прошу (просим) вас вернуть». Таким образом, письмо выглядит менее агрессивно. После этого уточняется спорная сумма, основание платежа (договор с указанием даты и номера) и предмет, за который он был произведен.
- К письму прилагаются подтверждающие документы. Для этого после основного содержания делается приписка «Приложение», где указано, что именно передается вместе с обращением.
- В заключение письмо о возврате денежных средств необходимо подписать. От предприятия это обычно делают директор и главный бухгалтер. И обязательно надо не забыть поставить печать.
Обоюдное подтверждение
Обычно отношения между сторонами регламентируются заключенным договором, в котором указывается сумма и четко оговаривается порядок проведения оплаты. Если один из этих пунктов нарушается, то между сторонами для начала необходимо провести анализ взаиморасчета. Для этого составляется «Акт сверки», в котором указывается дата внесения платежа, его сумма и основание (платежное поручение или чек). После этого общий размер перечисленных денежных средств сопоставляется с тем, что отмечен в договоре.
В результате определяется сумма, которая называется «дебиторской задолженностью». Такой акт должны подписать обе стороны в лице главных бухгалтеров и директоров и заверить его круглой печатью предприятия. Этот документ будет являться основание для предъявления претензии и может даже служить подтверждением существующей задолженности в суде. Он составляется в двух экземплярах (по одному для каждой из сторон). После этого пострадавшая сторона может направить письмо о возврате денежных средств по акту сверки. Образец его остается прежним, а в качестве приложения будет указан тот самый акт.
Чужие деньги
На практике нередки ситуации, когда предприятия (организации) в силу непредвиденных обстоятельств (ошибок) перечисляет своим контрагентам денежные суммы, превышающие те, что предусмотрены договором, или вовсе средства идут не по назначению. Здесь могут быть два виновника:
- само предприятие (ошибка работников),
- банк, совершивший операцию по зачислению средств.
Такие недоразумения желательно выяснять незамедлительно. Для этого необходимо направить получателю платежа письмо о возврате денежных средств, ошибочно перечисленных в его адрес. Обычно такое обращение пишется в произвольной форме, если обслуживающий банк не предусматривает для этого собственную, утвержденную. В письме, кроме просьбы, должны быть указаны реквизиты и размер произведенного платежа. Организация, на счет которой поступили лишние деньги, обязана их вернуть в законном порядке, так как она не имеет права ими пользоваться (ст. 1102 ГК РФ). Такое обращение пишется на имя руководства банка и отправляется в кратчайшие сроки, чтобы не было подозрения на возможное использование денег в своих личных целях.
Неустойка по контракту
При заключении контракта на выполнение тех или иных работ заказчик, как правило, перечисляет некоторые средства на его обеспечение. Исполнитель обязан за счет этих денег вести работы в соответствии с установленной договоренностью, а эти средства должны обеспечить выполнение им своих обязанностей. Но бывают случаи, когда исполнитель получает оплату, а к работам даже не приступает или выполняет их с нарушением оговоренных сроков.
Тогда заказчик имеет право потребовать возврата перечисленной суммы вместе со штрафными санкциями, которые предусмотрены законом за подобные действия. Это должно быть четко прописано в самом контракте, так как закон конкретных разъяснений по этому поводу не дает. Основываясь на конкретные пункты заключенного договора, заказчик может направить недобросовестному исполнителю письмо о возврате денежных средств за обеспечение контракта. В этом случае его требования будут обоснованными. Если такого обращения окажется недостаточно, то он может уверенно обращаться в судебные инстанции для разрешения спорной ситуации в свою пользу.