Рубрики
...

Неприкосновенность судей в РФ

По ст. 118 Конституции, правосудие в России реализуется только судебной инстанцией. В статьях 120-122 Основного закона закреплены основополагающие критерии, касающиеся данной деятельности. Ими установлены гарантии неприкосновенности и независимости судей. Должностные лица подчиняются исключительно Конституции и ФЗ. Основной закон также устанавливает несменяемость судей. неприкосновенность судей

Юридический статус должностных лиц

Из всех аспектов формирования и деятельности судебной системы следует выделить важнейший – независимость. От его реализации зависит эффективность функционирования этой ветви власти. Независимость судей предполагает отсутствие постороннего воздействия на уполномоченное лицо при осуществлении им деятельности. Данный принцип подчинения исключительно закону, безусловно, является определяющим для формирования статуса инстанций в современном государстве. Именно он обеспечивает существование Конституции и претворение в жизнь концепции верховенства Закона.

Социальная ценность статуса

Подчиненность исключительно Закону универсальна и не ограничивается рамками одной государственной системы. Социальное значение статуса настолько велико, что данная гарантия защиты свобод и интересов граждан явилась предметом обсуждения в ООН. В 1985 году, 13 декабря Генеральная Ассамблея приняла особый документ. В нем были установлены главные критерии независимости судебной структуры. Этот документ связал в неразрывное целое институционально-организационную самостоятельность учреждений и отдельных должностных лиц относительно прочих общественных и государственных органов. Это выражается в обособленности и самоуправляемости судебной системы, а также в запрете другим институтам власти осуществлять правосудие или вмешиваться в него. Только таким образом обеспечивается беспристрастность при реализации инстанциями своих полномочий.

Принцип неприкосновенности судей: спорный момент

Далеко не всякая должность имеет такой высокий статус. Срок полномочий судьи неограничен. Чтобы занять эту должность, гражданин проходит достаточно жесткий отбор. Возбудить уголовное дело против судьи может исключительно Генеральный прокурор. При этом его инициатива должна быть одобрена квалифицированной коллегией. Сравнительно недавно данное решение считалось окончательным и не подлежало обжалованию. Однако это вызвало возражения среди юристов.

В компетентных кругах возник вопрос о том почему неприкосновенность судьи рассматривается вразрез с конституционным положением о равенстве граждан перед законом. Так, некоторые из них говорили о том, что возбуждение уголовного производства не должно зависеть от решения квалифицированной коллегии. Другие заявляли, что любой должностной статус лица не может являться препятствием для открытия дела или стать основанием для освобождения его от ответственности за незаконные действия. Этими возражениями юристы указывали на необходимость соблюдения принципа равенства граждан перед судом и законом как одним из основополагающих аспектов права. несменяемость и неприкосновенность судей

Что значит "неприкосновенность судей"?

В РФ такой "иммунитет" выступает в качестве специфического исключения из конституционного положения о равенстве граждан перед законом. По своему содержанию несменяемость и неприкосновенность судей выходит за пределы индивидуальных прав гражданина. Это обусловлено тем, что государство и общество предъявляют к должностному лицу и его деятельности повышенные требования. Это, в свою очередь, предполагает дополнительные гарантии неприкосновенности судей. Другими словами, положения, устанавливающие этот один из важнейших элементов, определяющих правовой статус должностных лиц, ориентированы на обеспечение основ разделения властей и конституционного строя, а также самостоятельность и подчиненность Закону всей системы.

Практическая реализация

Неприкосновенность судей не является привилегией должностных лиц. Она выступает в качестве средства защиты их профессиональной деятельности во исполнение конституционных положений. В соответствии с данными Высшей квалификационной судебной коллегии, региональные ее подразделения в целом верно применяют институт иммунитета и чаще соглашаются с подаваемыми Генпрокуратурой представлениями. При этом последняя максимально профессионально и объективно подходит к вопросу, касающемуся вхождения должностных лиц в коллегии, согласия на возбуждение уголовного производства. В практике имеются примеры, когда Генеральная прокуратура возвращала представления и материалы ненадлежащего качества региональным отделам. гарантии неприкосновенности и независимости судей

Средства обеспечения института иммунитета

Одной из важнейших мер реализации конституционного принципа неприкосновенности выступает защита личности, служебного помещения, жилища, средств связи, используемого транспорта судей. Под охраной государства находятся и документы, имущество и корреспонденция должностных лиц. По ст. 22 Основного закона, каждый человек в России имеет право на юридический иммунитет. Однако неприкосновенность судей поднята на более высокий уровень в связи с теми полномочиями, которыми они наделены.

Привлечение к ответственности

Она имеет ряд особенностей. Так, судьи не могут быть привлечены к какой-либо ответственности за выраженное ими мнение в процессе осуществления профессиональной деятельности или принятое решение, если приговором, вступившим в законное действие, не будет установлена вина в преступном злоупотреблении или вынесении заведомо неправосудных определений, постановлений и прочих актов.

Возбуждение уголовного производства

В законе установлен особый порядок, касающийся принятия решений открытия таких дел в отношении судей или привлечения их как обвиняемых по иному разбирательству. Они принимаются Генпрокурором относительно должностных лиц:

  • Высшей арбитражной инстанции.
  • Верховного Суда.
  • Гражданских и военных инстанций общей юрисдикции среднего звена.
  • Федерального арбитражного органа (в соответствии с заключением коллегии ВС о наличии в действиях состава преступления и с одобрения ВККС).

Принятие решений о возбуждении производства относительно судей иных инстанций осуществляется по заключению коллегии, состоящей из 3-х судей. Вопрос о привлечении должностного лица к административной ответственности рассматривается в соответствии с представлением Генпрокурора в отношении служащих:

  • Конституционной инстанции.
  • ВС.
  • ВАС.
  • Судебных органов общей юрисдикции.

Относительно должностных лиц иных инстанций вопрос о привлечении к ответственности по административному преступлению решается в соответствии с заключением коллегии из 3-х уполномоченных и с одобрения ККС соответствующего региона. принцип неприкосновенности судей

Ограничения действий правоохранительных органов

Неприкосновенность судей действует в случае задержания их по подозрению в совершении незаконных действий или по другим обстоятельствам. Должностные лица, принудительно доставленные в любые госорганы, в том случае если их личность на момент задержания не была известна, после ее установления должны быть освобождены немедленно. Неприкосновенность судей, как выше было сказано, касается и имущества должностных лиц. В связи с этим вещи задержанного не могут досматриваться, кроме случаев, прямо предусмотренных ФЗ.

Оперативно-розыскные действия

Законодательством предусмотрен особый порядок их осуществления. Специальные правила распространяются и на следственные действия. Последние могут иметь место в случае, если относительно судьи не возбуждено уголовное производство. После открытия дела проведение указанных мероприятий допускается в отношении судей:

  • Конституционной инстанции.
  • ВАС.
  • Инстанций общей юрисдикции (военных и гражданских) среднего звена.
  • Федеральных арбитражных органов (по заключению коллегии ВС).

Действия в отношении судей иных органов осуществляются в соответствии с решением коллегии из трех должностных лиц соответственно инстанций общей юрисдикции.

Дополнительно

Проникновение в служебное помещение, жилище или транспорт, используемый судьей, осуществление там выемки либо обыска, личный досмотр, прослушивание разговоров, изъятие корреспонденции, документов, имущества, ему принадлежащих, допускается только на основании и в связи с уголовным производством в отношении него. Рассмотрение дела по ходатайству должностного лица, заявленному до начала разбирательства, осуществляется ВС.