Рубрики

Полевое исследование: методы

Полевое исследование - общее определение для деятельности, направленной на сбор исходных данных. Понятие применяется преимущественно в естественных науках. Так, например, полевые методы исследования грунтов используются при проведении геолого-инженерных изысканий с целью оценки их деформационных и прочностных структур. Кроме этого, понятие применяется в биологии, лингвистике, археологии, аудите. Широко используются методы полевого исследования в маркетинге. Поговорим о некоторых них более подробно. полевое исследование

Общие сведения

Маркетинговое исследование предполагает сбор определенных данных и последующую их обработку. Эта информация используется для решения поставленной задачи. В некоторых случаях можно ограничиться изучением вторичных данных, то есть уже имеющихся сведений. Тогда говорят о кабинетном исследовании. Однако зачастую специалистам не хватает имеющейся информации. В этом случае они используют полевые методы исследования.

Специфика деятельности

На практике маркетологи проводят и кабинетные, и полевые исследования. Первое имеет особое значение при выходе на внешние рынки. Предварительное изучение имеющейся информации позволяет получить заключение о целесообразности последующих действий. Полевые методы исследования предполагают значительных финансовых затрат. В этой связи к нему прибегают только в случае необходимости, когда данных, которые имеются в распоряжении специалистов, недостаточно для проведения полного анализа ситуации. Полевое исследование проводится и в случае получения положительного заключения после кабинетного изучения данных.

Классификация

К методам проведения первичных полевых маркетинговых исследований относятся:

  1. Опрос.
  2. Панель.
  3. Эксперимент.
  4. Наблюдение.

К методам проведения первичных полевых маркетинговых исследований следует присоединить также интервью. Этот способ вместе с опросом получил в последнее время достаточно широкое распространение. Необходимо отметить, что каждый приведенный выше прием может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими. к полевым методам исследования относится

Дополнительные категории

Изучение информации может быть также сплошным либо частичным (выборочным). В первом случае охватывается определенная группа респондентов целиком. Как правило, в нее входит относительно небольшое количество участников: крупные компании или потребители. Сплошное полевое исследование отличается высокой точностью. Однако вместе с этим оно требует значительных вложений. Чаще всего в практике, однако, применяются приемы частичного сбора и обработки данных. Среди них, например, случайная, нормированная, концентрированная выборка.

Современные инструменты

В условиях всеобщей информатизации в последнее время стали активно использоваться и интерактивные приемы сбора и дальнейшей обработки сведений. Так, сегодня к полевым методам исследования относится и моделирование. В комплексе с прочими инструментами оно обеспечивает максимально эффективное решение поставленных задач различного уровня сложности. Моделирование позволяет визуализировать проблему и вероятные пути ее устранения. полевые методы исследования

Опрос и интервью

Это основные методы полевого исследования сегодня. В сравнении с экспериментами и наблюдениями, опросы и интервью имеют ряд преимуществ. В первую очередь они состоят в возможности изучить сравнительно более широкую область проблем. Однако при этом, при этом полевое исследование требует установления точной цели, определяющей интерпретацию полученных сведений. С ней будет связана проблема группы лиц, участвующих в опросе (потребитель, продавец, эксперт и так далее). Для наиболее эффективной организации интервью или опроса, следует использовать качественные методы. Полевые социологические исследования должны проводиться по четко выработанной схеме. При ее разработке особое внимание необходимо уделять тактике опроса и интервью, в особенности формулировкам вопросов, формам и способам подбора респондентов.

Рекомендованный порядок опроса

Данное полевое исследование следует проводить по следующему плану:

1. Подготовка:

  • установление объема данных;
  • предварительное изучение информации;
  • разработка схемы опроса.  к методам проведения первичных полевых маркетинговых исследований

2. Проектирование анкеты:

  • формулирование тестовых вопросов;
  • проведение тестового изучения.

3. Обоснование способов подбора респондентов:

  • сплошной или частичный опрос;
  • установление вида выборки.

Специфика

Успех того или иного метода будет полностью зависеть от наличия и интенсивности обратного контакта с опрашиваемыми лицами. Кроме этого, немаловажное значение имеют:

  1. Точность высказываний.
  2. Репрезентативность выборки.
  3. Четкость плана.
  4. Распыленность элементов в общей выборке.

На базе этих параметров определяются временные и стоимостные показатели затрат при использовании частичного метода исследования. Кроме прочего, опросы могут быть повторяющимися либо единовременными. Первые именуются панелью. В качестве нее может выступать определенная категория лиц или предприятий. методам проведения первичных полевых маркетинговых исследований относятся

Панель

Она представляет собой форму непрерывной выборки. С ее помощью специалисты могут зафиксировать динамику наблюдаемых характеристик и показателей. В качестве важнейших видов этого метода выступают панели потребителей и производителей. Панельный опрос применяется при изучении мнений пользователей в определенной группе за конкретный временной период. В ходе исследования устанавливаются их привычки, потребности, вкусы.

Интервью

Сбор исходной информации осуществляется в определенной последовательности. Так, использование метода интервьюирования предполагает следующие этапы:

  1. Определение целесообразности его проведения.
  2. Разработку плана.
  3. Подготовку списка вопросов и примеров.
  4. Выбор респондентов.
  5. Планирование бюджета.
  6. Непосредственное интервьюирование.
  7. Анализ полученных результатов.
  8. Подготовка заключения. качественные методы полевые социологические исследования

Способы проведения мероприятий

Опрос может проводиться по телефону. Такой метод используется тогда, когда в короткий срок нужно собрать большой объем сведений в широком географическом масштабе рынка. Также опрос может вестись в письменной форме. Это может осуществляться несколькими способами. Так, заранее подготовленные анкеты по почте рассылаются группе потребителей. Вместе с этим может рекламироваться компания или конкретная продукция. При выборе этого метода следует понимать, что далеко не все анкеты вернутся заполненными. По статистике, доля полученных сведений находится в пределах 20-50% от предполагаемого объема. Повышение этого значения достигается применением стимулов в отношении респондентов. При использовании письменной формы опроса следует также помнить о таких местах распространения, как презентации, ярмарки, выставки, в которых могут участвовать потенциальные покупатели и партнеры.

Разработка анкеты

В процессе использования методов опроса у исследователей часто возникают сложности по формулированию вопросов. Решение этой задачи зависит, главным образом, от направленности мероприятия. Так, специалисты выделяют закрытые и открытые вопросы. Их отличие состоит в том, насколько конкретно стоит цель исследования. В процессе разработки анкеты можно воспользоваться следующими рекомендациями:

  1. Формулировка должна быть однозначной, ясной и конкретной.
  2. Анкету следует делать лаконичной, содержащей оптимальное количество пунктов.
  3. В опросном листе не должно быть лишних вопросов.
  4. В анкете следует использовать понятные общепринятые определения.
  5. Вопросы целесообразно сгруппировать в отдельные блоки, согласно логике исследования.
  6. Анкету не следует делать монотонной, вызывающей усталость.
  7. Для проверки последовательности желательно включить в содержание контрольные вопросы.
  8. Пункты, которые касаются личной информации или могут представлять некоторую сложность для респондентов, следует помещать в конце листа.

Опрос не следует проводить, предварительно не протестировав анкету. Процедура эта позволит оценить формулировки вопросов и их последовательность. В процессе тестирования выявляется, насколько хорошо люди помнят сведения, которые хотелось бы получить от них, не вызывают ли смущение, неуверенность или нежелание отвечать те или иные пункты. полевые методы исследования грунтов

Наблюдение

Эта форма маркетингового исследования предполагает планомерное, систематическое изучение поведения объекта или субъекта. Наблюдение может проводиться открыто или скрыто. При этом не будет иметь значения, готов ли объект или субъект сообщать ту или иную информацию. В ходе наблюдения осуществляется сбор и регистрация особых моментов и событий, касающихся поведения исследуемого лица/предмета. В зависимости от степени участия объекта/субъекта процесс может быть активным или простым. В первом случае эксперт внедряется" в исследуемую среду, проводит оценку ситуации "изнутри". К примеру, при изучении отношения покупателей к продукции, он может временно исполнять роль продавца и в ходе деятельности анализировать поведение людей. При простом наблюдении эксперт регистрирует полученную информацию со стороны.