Рубрики
...

Что выйдет из затей Илона Маска?

Люди, что-то знающие об Илоне Маске, делятся в своём большинстве на две категории. Одни считают эксцентричного миллиардера гением, равных которому нет, а другие высказывают различные скептические и пессимистические прогнозы по поводу его начинаний. Вот есть Билл Гейтс, был Стив Джобс, и они вроде бы как изменили жизнь человечества, сделав компьютер обиходным предметом. А Маск пока в основном обещает. «Но он и кое-что уже делает», — возразят первые, и споры продолжатся. Однако для того, чтобы объективно и в полной мере оценить вклад Илона Маска в цивилизационные процессы, полезно ознакомиться с его биографией, взглядами и методами работы.

Маск

Замысел: три главных направления

По происхождению Маск — южноафриканец, он родился в Претории в 1971 году, где и провёл детство. Программированию учился сам и даже сумел заработать первые пятьсот долларов, выручив их за собственноручно написанную игру-стрелялку в двенадцатилетнем возрасте. По окончании школы Илон решил уехать в США, но сначала попал в Канаду, где жили родственники его матери. Миллиардов, конечно, тогда не было, и поэтому приходилось браться за любую работу. Затем — поступление в университет, два курса учёбы и в 1992 году — долгожданный вид на жительство в США, где высшее образование было продолжено. Маск в юности много читал разной литературы — от фантастических романов до книг религиозного содержания, а его любимым писателем стал Дуглас Адамс. Размышления Илона в основном сконцентрировались на двух главных проблемах, стоящих перед человечеством: разработке возобновляемых источников энергии и колонизации других планет. И информационное поле, конечно. Над этим в детстве думают многие, а повзрослев, забывают, но Илон решил всем этим заниматься всерьёз. Ясно, что решение этих задач требует силы, которую дают только большие деньги. Оставалось их добыть.

Маск

Первые большие деньги

В 1995 году, после окончания университета Пенсильвании, Маск учился в аспирантуре Стенфорда и намеревался получить научную степень, но передумал и основал фирму Zip2, профилем которой было предоставление дополнительных коммерческих сервисов печатным изданиям. Прошло четыре года, и поисковый сайт AltaVista приобрёл Zip2 у Маска, заплатив 307 млн долларов и в придачу ценных бумаг на сумму $34 млн. Пришлось изрядно потрудиться, особенно в первое время, когда информационная платформа ещё не набрала популярности, но заработок в треть миллиарда того, безусловно, стоил. Но деньги Маску нужны были не для того, чтобы просто стать богатым.

Tesla Motors

Электронные платежи

В успех этой затеи мало кто верил. Зачем нужна какая-то платёжная система, когда уже есть электронные банковские переводы и кредитные карты? Однако востребованность услуг стартапа X.com заставила многих переменить мнение. После слияния его с компанией Confinity появилась сейчас уже общеизвестная система PayPal, ставшая теперь обычным средством расчёта в интернете. После продажи этого второго детища Маск получает свою долю — 180 миллионов. Теперь у него денег стало достаточно для того, чтобы приступить к реализации своей мечты.

Маск

Электромобили

Фирма Tesla Motors существовала уже год, когда Маск заинтересовался её разработками и понял, что общая идеология инженеров-предпринимателей Эберхарда и Тэппенинга согласуется с его взглядами. Заработав деньги, он вошёл в проект с 70 миллионами долларов и возглавил совет директоров. Первая модель спортивного электромобиля Roadster создавалась при его прямом участии в решении многих технических задач. Дебют должен был состояться в 2007 году, но по причине просчётов в менеджменте цена оказалась слишком высокой. Возникли и технические сложности, на этот раз по причине ошибок проектирования.

Tesla Motors

Виновный — один из соучредителей Эберхард, был уволен, но пытался отсудить своё право участия в работе основанного им предприятия. Дело уладили полюбовно. После всех этих неурядиц, сопровождаемых существенным сокращением штатов и другими мерами экономии, Roadster поступил в продажу по почти задуманной цене. Главное отличие продукции Tesla Motors от других электромобилей в том, что они выглядят как спорткары, да, собственно, по своим характеристикам таковыми и являются. К примеру, Model S способна разогнаться до 96 км/ч за 3,9 секунды и проехать на полностью заряженных аккумуляторах 426 км.

«Солнечный город»

Маск

Начальная доля Маска в провайдерской фирме SolarCity составляла небольшую для его масштабов сумму в $10 млн, а в основном предприятие принадлежит его кузенам Линдону и Питеру Райв. Принцип бизнеса — лизинговый. Солнечные батареи и станция устанавливаются бесплатно, а клиент в течение 20 лет просто платит за электроэнергию, что ему и так пришлось бы делать. Сама по себе затея не была бы рентабельной по причине крайне высокой затратности, если бы не поддержка государства и спонсоров, также заинтересованных в налоговых льготах, получаемых за участие в «зелёных» проектах. SolarCity занимается также побочными направлениями, в частности, разработкой программного обеспечения для оптимизации энергопотребления «умных домов» и изготовлением систем питания. Заказниками выступали British Motors и eBay (2008). Один из профилей — станции подзарядки электромобилей Tesla. Клиентов много, но фирма по-прежнему убыточна. Главным стимулом Маска заниматься этим направлением служит экологическая идеология компании. В настоящее время он — главный акционер SolarCity.

Межпланетные странствия

SpaceX

Космические путешествия изначально были страстью Маска, и нет ничего удивительного в том, что он пришёл к идее создания собственной ракеты, хотя сперва он хотел приобрести её в России. В проект SpaceX (Space Exploration Technologies Company) было вложено свыше $100 млн. Сегодняшние цены на выведение коммерческих грузов предприниматель считает крайне завышенными. «Роскосмос» берёт за запуск $15 млн, NASA - $65 млн. Маск подсчитал, что все комплектующие, необходимые для изготовления носителя, составляют всего одну пятидесятую цены, которую американское космическое агентство берёт за запуск корабля на орбиту. Это очень дорого, и так как главная цель состоит не в доставке спутников, а в колонизации других планет, к экономности следует относиться как к приоритетной задаче. Первые в мире три частные космические ракеты потерпели фиаско, но успешная четвёртая обошлась всего в $7 млн. Сейчас SpaceX стоит более трёх миллиардов долларов. Пока неизвестно, когда начнётся колонизация Марса, но коммерческий успех этого начинания Маска очевиден.

Маск

«Петля» Hyperloop

Маск придумал новый вид транспорта, и хотя он пока не реализовал эту идею, он уже поделился ею с журналистами в 2012 году. Все технические средства, используемые сейчас для доставки пассажиров и грузов (железная дорога, авиация, автомобили и суда), он считает слишком опасными, недостаточно быстрыми и чересчур энергоёмкими. Альтернативный транспорт, по его мнению, будет представлять собой трубопровод, по которому должны лететь в разряжённом воздухе (для снижения трения) капсулы, ускоряемые электродвижущей силой, а её по замыслу запитает солнечный свет. Стоимость магистрали Сан-Франциско — Лос-Анджелес — $70 млрд, но не исключено, что и все сто миллиардов. Срок окупаемости инвестиций — 20 лет.

Маск

Секрет Маска

Главное, что обращает на себя внимание при рассмотрении проектов миллиардера, — их разнонаправленность. Все привыкли к тому, что если предприниматель занимается какой-то темой, то он на ней сосредотачивает всё своё внимание и ни на что другое не отвлекается. Маск поступает иначе: он сначала занимался электронной торговлей, затем перешёл к новой платёжной системе, электромобилям, солнечным батареям и космическим кораблям, а теперь затевает вообще новый вид пассажирского сообщения. Консервативно настроенным критикам он напоминает эрудита, знающего всё обо всём, но конкретно ни в чём не разбирающегося. Однако сходство это мнимое. Пока что всё, за что ни брался Маск, у него получалось. Будет ли всё и дальше идти столь же успешно? Это очень скоро выяснится. Затягивать дела Илон Маск не привык.