Рубрики

Самые дерзкие проекты начала третьего тысячелетия

Людям, жившим в СССР, свойственно несколько ироническое отношение к гигантским всенародным стройкам. Они служили предметом гордости, по замыслу поднимали международный престиж страны, по радио и телевидению озвучивались колоссальные цифры чего-то там в абсолютном выражении или на душу населения, но жизнь обычных граждан почему-то от этого лучше не становилась. Была идея, к примеру, поворота рек, она обосновывалась хозяйственными нуждами, по каким-то причинам так и не была реализована, а экологи считают, что это к лучшему. Однако в наше время суперпроекты не канули в Лету. Они прорабатываются и воплощаются в жизнь, теперь, правда, чаще за границей. Теперь это тоже предмет чьей-то национальной гордости. Ниже приведены несколько примеров самых масштабных строек последних лет. Некоторые из них пока не завершены.

«Башня Свободы» и «Нулевой уровень» в Нью-Йорке

суперпроекты

«Эпицентр» - именно так чаще всего переводится на русский язык английское словосочетание Ground Zero. Однако в данном контексте название мемориала жертвам теракта 11 сентября ближе к дословному смыслу. По периметру рухнувших небоскрёбов установлены гранитные ограждения, внутри которых созданы водоёмы-бассейны. На бронзовых табличках отлиты имена погибших во время катастрофы людей. Ночью силуэты уже не существующих зданий воспроизводятся направленными вертикально прожекторами. Подо всем этим сооружением завершается строительство подземного музея. Идёт монтаж шести новых высотных зданий и транспортной развязки. Осенью будет открыта 104-этажная "Башня Свободы" высотой 541 метр. Стоимость проекта - 25 млрд долларов.

Разворот рек в Китае

Китай

Не состоявшийся аналогичный советский проект всё же был реализован, но уже в КНР и полвека спустя. Считается, что идея принадлежит Председателю Мао Цзэдуну, хотя не исключено, что он просто выражался фигурально, в свойственной ему уникальной манере. В 1952 году у Китая на такую масштабную работу денег не было, а теперь они нашлись. Главная цель проекта – улучшение водоснабжения столичного Пекина. Система каналов общей протяжённостью 1276 км связывает главный город страны и Тяньцзинь с водохранилищем Даньцзянкоу (провинция Хубэй). Таким образом, вода действительно течёт не с севера на юг, как раньше, а в противоположном направлении. Эксплуатация первой очереди гидротехнического сооружения началась в 2014 году и позволила каждому пекинцу расходовать на 50 куб. м больше, что в сумме составляет более полумиллиарда кубометров в год. Строительство велось 12 лет. Его цена - 78 млрд $.

Скоростные железнодорожные магистрали

Китай

Китай – страна большая, и до сих, пор для того чтобы её быстро пересечь, пассажиры чаще всего пользовались услугами гражданской авиации. С 2008 года положение стало меняться. Железные дороги, но не простые, а скоростные, покрыли своей сетью территорию КНР. Их протяжённость уже превысила 15 тыс. км, ежедневно они перевозят по три миллиона человек. Скорость – более 300 км/ч. Этот вид транспорта составил серьёзную конкуренцию гражданским авиакомпаниям. Главные направления – между самыми населёнными мегаполисами КНР, такими как Пекин, Шанхай и Шэньчжэнь. Развитие скоростных дорог стоит недёшево – бюджет составляет триста миллиардов долларов.

Dubailand

суперпроекты

Тематическим паркам по всему миру принято давать названия с окончанием на -land, по аналогии с Диснейлендом. Вот и в Объединённых Арабских Эмиратах было решено создать собственную зону отдыха посреди пустыни, посвятив её всяким арабским сказкам и другим привлекательным для туристов историям. На площади 285 кв. км будут обустроены многие развлекательные зоны, причём некоторые из них уже работают. Здесь по замыслу всё должно быть самым-самым, и аттракционы, и отели, и океанариумы и торговые центры. Собственно, аналоги американского Диснейленда DreamWorks Animation и Freej Dubailan будут лишь частью всего комплекса, включающего курорты, колесо обозрения Dubai Wheel, а также различные спортивные и культурные центры. Проект будет по плану завершён в 2025 году, а его стоимость – 64 миллиарда.

«Аль-Мактум»

суперпроекты

Развитие туристической инфраструктуры ОАЭ не ограничивается лишь строительством крупнейшего в мире развлекательного парка. Главный аэропорт Дубая постоянно расширяет свои возможности по приёму пассажиров. На последнюю его реконструкцию планируется потратить 35 миллиардов 700 миллионов долларов. Пропускная способность до 2025 года будет увеличена до 160-200 миллионов пассажиров в год. Взлётных полос должно быть пять, аэровокзалов – четыре (в каждом несколько терминалов), плюс грузопоток 400 тыс. т в год. По некоторым сведениям, общие ассигнования на развитие «Аль-Мактума» заложены в размере 82 миллиардов.

London Crossrail

суперпроекты

Эта система станет самой сложной и дорогостоящей в истории британских железных дорог. Одних только тоннелей до 2020 года предполагается прорыть 42 километра, плюс четыре десятка новых станций. Назначение проекта состоит в снижении нагрузки на лондонскую и пригородную транспортную инфраструктуру. Поезда пойдут часто (24 десятивагонных состава в час) и быстро (100-160 км/ч). Часть магистралей прокладывается под центральной частью британской столицы, а загородные участки – надземные. Обойдётся London Crossrail в 23 миллиарда.

«Три ущелья»

Китай

Эта китайская ГЭС мощнее Саяно-Шушенской втрое (22,5 против 6,4 ГВт). Её турбины впервые запустили в 2003 году, до этого станцию возводили два десятилетия, в 2015-м завершено строительство судоподъёмника. Проблемы сооружения составляли не только технические сложности и масштаб работ. Полтора миллиона жителей затопляемых районов пришлось выселить, и не всегда это происходило добровольно. Тем не менее это впечатляющее достижение китайской энергетики не может не восхищать размахом. Суммарные затраты составили 23 миллиарда долларов.

Город будущего Сонгдо

Сонгдо

Строительство южнокорейской международной экономической зоны Сонгдо, а по сути целого «умного города», одного из немногих на планете, началось в 2003 году и в общем и целом уже завершено. Находится это необычное урбанистическое рукотворное произведение технологического искусства в относительной близости от аэропорта Инчхон, поэтому его ещё иногда называют аэротрополисом. Здесь живёт сорок тысяч горожан, но население увеличивается в рабочее время за счёт приезжающих сотрудников расположенных в Сонгдо фирм. Главное отличие этого чуда от большинства других технополисов состоит в сетевом принципе организации всей инфраструктуры, завязанной в единую систему. Здесь отрабатываются ресурсосберегающие методы по отношению ко всем природным богатствам. Собирается дождевая вода для её наиболее рационального использования, и очищаются стоки. Даже интенсивность уличного освещения зависит от количества прохожих, не говоря уже о светодиодной регулировке. Строительство города будущего Сонгдо обошлось в сорок миллиардов.

Королевская башня

суперпроекты

Самое высокое сооружение в мире начали строить в аравийской пустыне уже шесть лет назад, однако летом прошлого года работы были приостановлены в связи с финансовыми проблемами. Главная причина трудностей – падение мировых цен на нефть. Амбициозная башня-небоскрёб должна была символизировать мощь Саудовской Аравии, она возводилась в 30 километрах от Джидды. Согласно проекту, её высота более километра. Идея сооружения принадлежит племяннику короля принцу Аль-Валиду ибн Талалю. В придачу к башне строится и небольшой город, включающий помимо офисных центров и жилые кварталы. Возведено самое высокое в мире здание пока до 42-го уровня, а всего их должно быть 167. В проект заложена смета – 20 миллиардов долларов на весь «Королевский город» (Kingdom City) из которых только на проектирование башни выделялось 1,2 млрд $. Пока точно неизвестен срок возобновления работ. Впрочем, цены на нефть волнуют не только саудитов.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание