Рубрики

Органы государственного управления и власти

Как и в любой стране, в Российской Федерации руководство осуществляется через органы государственной власти и управления. Сегодня под органами госвласти понимается канал, с помощью которого народные массы реализуют свою власть, что предусматривается третьей статьей российской Конституции. Наряду с этим имеется местное самоуправление, которое не входит в систему госвласти.

Специфические черты, присущие органам госвласти

Каждому органу госвласти присущи некоторые властные и государственные полномочия, которые выражаются в их компетенции.

Под термином "компетенция" понимают совокупность предметов ведений и полномочий.

Любую компетенцию органа госвласти определяют Конституция России, устав субъекта Федерации, законы России и ее субъектов, указы главы государства, постановления кабинета министров и постановления исполнительного органа субъекта федерации, положение об этом органе и прочие нормативно-правовые акты.органы государственного управления

Государство устанавливает порядок образования каждого государственного органа. К примеру, Конституция России и соответствующие федеральные законы регламентируют порядок проведения выборов в Государственную Думу.

Государство уполномочивает каждый госорган на выполнение определенных задач и функций. К примеру, как говорится в 80-й статье Конституции РФ, российский президент обязан гарантировать права и свободы граждан, а также государственный суверенитет, тогда как Правительству Российской Федерации предписывается, согласно сто десятой статьи Конституции, осуществлять исполнительную власть.

Государство устанавливает порядок функционирования каждого государственного органа. К примеру, российское правительство действует согласно федерального конституционного закона.

Для каждого госоргана характерно, что он структурно входит в единую систему органов госвласти, составляя ее часть.

Единство системы госуправления

Российская Конституция определяет, что из органов госвласти и управления страны, а также всех, входящих в нее субъектов, состоит единая система органов государственного управления. Проявление подобного единства системы госвласти находит свою реализацию в системе по разграничению полномочий и предметов ведения между центрально-федеральными властными структурами и властными органами федеративных субъектов. органы государственной власти и управления

Все органы госвласти имеют между собой тесную организационно-правовую связь.

Понятие органа госуправления

Одной из разновидностей органов госвласти являются органы государственного управления, обладающие всеми основными чертами, присущими органам госвласти.

Госорган имеет свои отличительные признаки.

К госоргану относят организованный коллектив, являющийся самостоятельной частью госаппарата, имеющий собственную компетенцию и обладающий публичными функциями.

Главным отличительным признаком для госоргана будет то, что это понятие относится к организации, коллективу, управляемой группе людей. система органов государственного управления

К следующему признаку государственного органа будет относиться то обстоятельство, что госорган является политической структурой, то есть наделен госвластью, которая дает право выступать от государственного имени для выполнения его функций.

Соответственно это подразумевает наделение госоргана специфическими полномочиями, имеющими властно-государственную природу.

Обладание госвластными полномочиями является главным юридическим признаком всякого госоргана.

В чем заключаются подобные полномочия?

Госвластные полномочия заключаются в праве госоргана осуществлять издание от лица государства соответствующих юридических актов, которые являются обязательными для исполнения.деятельность органов государственного управления

Адресатами изданных актов госорганов могут являться иные госорганы, должностные, юридические и физические лица, а в некоторых ситуациях и общественные структуры.

Особенности полномочий

Одной из специфических особенностей властных государственных полномочий стало то, что у них существует возможность выхода из рамок конкретного госоргана, и распространение их будет касаться той области или отрасли социально-культурной, хозяйственной либо административно-политической деятельности, с которой связана работа конкретного органа.

Нередко акт госоргана может распространяться не только на категорию подчиненных должностных лиц, трудящихся в сфере, которая подведомственна конкретному госоргану, но и на иных граждан.исполнительные органы государственного управления

Этому внешнему фактору нельзя присвоить статус универсальности, однако по нему сразу становится понятна сущность властных полномочий госоргана.

В каких сферах действительны полномочия госоргана

Сферу действия полномочий госорганов определяет конкретное место, которое занимают органы государственной власти и управления в системе госаппарата, плюс характер задач, решаемых конкретным властным органом.

Органы госвласти и управления вправе реализовывать издаваемые правовые акты путем осуществления от лица государства соответствующих мероприятий по убеждению, воспитанию и поощрению. местные органы государственного управления

Для государственно-властных полномочий характерно наличие права на организацию от лица государства соответствующего наблюдения (надзора) за правильностью выполнения требований изданного правового акта.

Это вполне объяснимо, так как властные полномочия проявляются не только в установлении определенной обязанности, но и в необходимости обеспечения ее конкретного исполнения и неукоснительного соблюдения представителями государственных и общественных структур, юридическими и физическими лицами.

В определенных случаях для неукоснительного выполнения изданных правовых регламентов органы государственного управления могут использовать разрешенные им меры по принуждению.

Все перечисленные действия госорганов подлежат обязательному исполнению, так как они подкреплены силой и авторитетом государства.

Специфика органа госуправления

Федеральные органы государственного управления, как и любые иные органы власти, должны действовать в рамках своей компетенции. Орган должен обладать соответствующей организационной структурой, территориальным масштабом деятельности. Органам госуправления присущи свои специфические признаки, вытекающие из своеобразия задач, решаемых исполнительными властными органами, и особенностей их госдеятельности.

Прежде всего вышеуказанными органами проводится специфическая по методике и содержанию государственная деятельность - госуправление.

Вся деятельность органов государственного управления, осуществляемая в рамках предоставляемых властно-государственных полномочий, решает задачи, касающиеся общего, ежедневного, оперативного руководства на объектах, связанных с хозяйственным, социально-культурным, административным и политическим строительством.

В своей работе органы госуправления в первую очередь руководствуются законом, используя юридические средства нормотворческого и юрисдикционного характера.

В общем, организация органа государственного управления предусматривает собой создание структуры, являющейся частью госаппарата, которая предназначена в режиме распорядительно-исполнительной деятельности от лица государства и в объемах предоставленных властных государственных полномочий осуществлять непосредственное ежедневное руководство деятельностью административных, политических, хозяйственных и социально-культурных объектов.

Исполнительная власть

Чтобы понять, для чего нужны исполнительные органы государственного управления, стоит разобраться, как соотносятся госуправление и исполнительная власть.

Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную провозглашено как важнейший принцип функционирования Российской Федерации в качестве правового государства в Декларации о госсуверенитете нашей страны еще в 1990 году.федеральные органы государственного управления

Понятие исполнительной власти законодателем закреплено в российской Конституции.

Исполнительную власть можно отнести к политико-правовой категории, тогда как государственное управление - к организационно-правовой.

Что подразумевается под термином "исполнительная власть"

Под исполнительной властью понимается государственное управление, которое осуществляют органы исполнительной власти.

Реализация ее происходит во внесудебном порядке. В ее компетенции находятся наиболее важные атрибуты государственной власти, это касается финансов, важнейших коммуникаций, полиции, армии, структур безопасности, исправительных учреждений и тому подобного.

О местном самоуправлении

На сегодняшний день в Российской Федерации местные органы государственного управления еще не могут с полной отдачей решать поставленные перед ними задачи, так как их деятельность подлежит совершенствованию.

Формирование местных представительных органов происходит путем выборов, тем не менее они относятся к государственным органам управления.

Местные органы исполнительной власти не имеют организационной связи с местными представительными органами, хотя обе эти ветви являются органами госуправления.

При решении задач местного характера орган местного самоуправления обладает организационной и функциональной самостоятельностью.

Органы государственного и муниципального управления

Существуют различные формы управления. Всем известны государственное и муниципальное.

Отмечаются следующие типы взаимоотношений между этими органами власти.
Первый тип взаимоотношений, связанный с возложением на орган госвласти субъекта Российской Федерации обязанностей, касается вопросов, находящихся исключительно в федеративном ведении. При этом федеральные органы государственной власти осуществляют административное руководство региональными исполнительными структурами.

Второй тип взаимоотношений подразумевает совместное ведение управления. В данном случае федеральные органы государственной власти принимают управленческие решения после обязательного выяснения мнения регионального органа госвласти, хотя право на окончательное решение всегда за федеральной структурой. Таким образом, решающим голосом обладает федерация, совещательным - регион.

Третий тип взаимоотношений предусматривает равноправие в вопросах совместного управления, когда федерация и субъекты обладают одинаковыми правами. Кроме договорного порядка, отношения могут устанавливаться равноправными при возникновении так называемого режима двойного ключа. К примеру, Конституция РФ предусматривает подобное взаимодействие. В тексте это звучит таким образом: "Изменение статуса субъекта РФ допускается в случае взаимного согласия Федерации и субъекта".

Четвертый тип взаимоотношений касается вопросов, закрепленных в ведении субъекта федерации, когда орган госвласти субъекта федерации имеет решающий голос, а у федерации - только совещательный.