Рубрики

Буллинг и харассмент на рабочем месте: эффективные способы разрешения ситуации

Запугивание и преследование на рабочем месте – довольно часто возникающая проблема. Однако специалисты утверждают, что существует четыре эффективных способа разрешения конфликтной ситуации, которые действительно работают. В статье раскрывает все секреты поведения сотрудников, которые испытывают на себе действия буллинга и харассмента (запугивания и преследования). Опытный юрист Кейт имеет более чем восьмилетний опыт работы в качестве ведущего специалиста в сфере трудоустройства и разрешения спорных ситуаций на рабочем месте.

Наказуемое деяние

Издевательства, домогательства и преследование на рабочем месте могут стать кошмаром для любого человека. Подобная ситуация способна нанести удар по самооценке, вызвать неуверенность в себе и в трудовых качествах, а иногда даже мешает вообще посещать работу.

Поэтому Кейт советует работодателям, которые обнаруживают в своей организации подобные ситуации, провести полное расследование. Это необходимо сделать, поскольку на предприятии числится сотрудник, который, по сути, является хулиганом, и противоправные действия которого необходимо остановить.

Также стоит знать, как вести начальству с работником, который жалуется на преследования и запугивания. Но для этого необходимо знать, что собой представляет буллинг и харассмент.

Что такое харассмент

Харассмент переводится с английского как домогательство. Такое поведение на рабочем месте является крайне нежелательным и вообще оскорбительным. Однако может быть значительная разница между тем, что чувствует один сотрудник, и тем, что на самом деле является домогательством и преследованием.

Преследования могут включать в себя оскорбительные шутки и другие устные высказывания, порочащие достоинство работника. Но также преследование может выражаться в физических действиях. Это могут быть нежелательные контакты, прикосновения, подталкивания.

Критика - это, как правило, не домогательство, хотя все может зависеть от ситуации и отношений сотрудника с человеком, обвиняемым в критике. При этом многое может прояснить контекст самого обвинения.

Что такое издевательства (буллинг)

Не существует точного юридического определения издевательствам. Однако общепринятым считается поведение, которое повторяется преднамеренно и направлено на причинение вреда кому-либо (физического или эмоционального). Часто издевательства связаны с конкретными признаками и фактами:

  • раса;
  • религия;
  • пол;
  • сексуальная ориентация.

Примеры издевательств и оскорбительного поведения могут включать в себя:

  • распространение слухов;
  • исключение кого-то из группы;
  • несправедливое отношение к кому-либо по сравнению с другими;
  • постоянный надзор;
  • постоянная необоснованная критика.

Запугивание и преследование не всегда может осуществляться лично. Также это может быть сделано посредством письменных сообщений или звонков по телефону.

Правовая позиция работодателей

Работодатели несут полную ответственность за предотвращение издевательств и преследований на своем предприятии. Это означает, что именно они должны провести полное расследование ситуации, и если обвинения имеют основания, то должны быть предприняты соответствующие меры и вынесено решение. Общее собрание или семинар с участием всех сотрудников, где будет предоставлена информация о предполагаемых стандартах поведения каждого, может помочь всем острее осознавать свои обязанности и права перед другими.

Что может сделать сотрудник, подвергшийся издевательствам

Шаг первый. Вначале необходимо прямо сказать человеку, что он ведет себя неподобающим образом, и что его поведение неуместно на рабочем месте. Иногда такие личности могут не знать о последствиях своих действий. Поэтому можно высказать претензии им в лицо или написать письмо по электронной почте. Но важно избегать ответной агрессии и придерживаться фактов. Необходимо сообщить, что такие действия противоправны и попросить остановиться.

Шаг второй. Если же ситуация не меняется, то о ней должен узнать руководитель. Уже вышестоящее начальство будет обязано принять меры по улаживанию конфликта.

Действия руководителя

Бывают ситуации, когда работодатель никак не влияет на спорную ситуацию. В этом случае сотрудник вправе подать жалобу в суд на преследователя за оскорбление личности. Представители профсоюза в таких ситуация обычно стараются помогать. Главное - поставить их в известность.

Работодатель обязан изучить ситуацию, возникшую на рабочих местах, и провести собственное расследование. После этого руководство должно известить заявителя о том, было ли издевательство действительно зафиксировано или ситуация надуманна.

Однако если работодатель решит, что сотрудник не подвергался преследованиям, но у человека иное чувство, он вправе подать апелляцию. Если же вновь собранная комиссия выявит факты издевательства, то далее стоит обсудить различные способы разрешения конфликта. Это может быть посредничество или консультирование. Но работодатель может решить принять дисциплинарные меры против хулигана.

Закон на стороне правого

Если несмотря на все усилия работника, подвергшегося на рабочем месте буллингу и харассменту, ситуация кардинально не меняется, то целесообразно получить независимую консультацию адвоката, специализирующегося на спорах на рабочем месте. Если же работник решится подать иск в суд, то стоит помнить, что издевательства не квалифицируются как домогательство. Поэтому такая жалоба может быть отклонена. Однако если в результате действия других сотрудников человек был вынужден уволиться, то это может быть поводом обращения в суд за восстановлением на рабочем месте.

Но перед тем как писать заявление на увольнение, рекомендуется убедиться в том, что были попробованы все способы разрешения конфликтной ситуации. Ведь после этого только суд сможет вернуть право человека восстановиться в должности.

Заключение

Любой работник должен понимать, что такое издевательства и домогательства на рабочем месте. Работодатели же должны осознавать свою роль в установлении атмосферы в коллективе и знать свои ключевые обязанности перед каждым своим работником. При этом служащим также рекомендуется знать, какие шаги они могут предпринять, если вдруг почувствовали, что их запугивают или преследуют. Конечно, желательно разрешить все спорные моменты внутри коллектива. Однако если ситуация зашла слишком далеко, не стоит делать из себя жертву, писать заявление на увольнение и мириться с происходящим. Адвокаты советуют действовать, ведь закон на стороне правого. При этом работодатели обязаны проводить собственное расследование и обеспечивать спокойную и деловую обстановку в коллективе.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание