Рубрики

Бум, прибыль и другие закономерности «взрыва пузыря стартапа» (мнение эксперта)

Американский экономист Хайман П. Мински в 1986 году выпустил книгу «Стабилизация нестабильной экономики». Там он описал пять стадий типичного кредитного цикла, объяснив и доказав взаимосвязь между экономикой и финансовой нестабильностью. Данное явление он назвал «взрывом пузыря». Рассматриваем, как это работает в предпринимательской деятельности.

1. Смещение

Смещение происходит, когда инвесторов привлекает новая парадигма. Они начинают рассматривать стартапы из тех сфер, которые сейчас являются актуальными и перспективными. Например, бизнес в сфере информационных технологий.

2. Бум

Предложение повышает спрос. Представьте, что вы определили «трендовое направление» с целью привлечения большего количества инвесторов. Через короткий промежуток времени и другие предприниматели ринулись открывать бизнес в той же сфере. Цены стали подниматься, и чтобы не упускать уникальной возможности заработать, инвесторы стали вкладывать свои деньги в эти стартапы.

3. Эйфория

Вы как предприниматель видите, что цены на активы вашего бизнеса растут. Возникает чувство эйфории. Вам кажется, что какую бы цену вы не установили — всегда найдутся инвесторы. Аналогичным образом рассуждают и другие предприниматели, поэтому стоимость активов возрастает в разы. Наблюдается ажиотаж и повышенный спрос на стартапы в «трендовой» на текущий момент сфере.

4. Получение прибыли

Вы видите, что стоимость активов значительно увеличилась. На данном этапе важно прочувствовать, определить тот момент, когда можно продать бизнес по максимально выгодной цене, пока «пузырь не лопнул». Тогда реально получить большую прибыль.

5. Паника

Спрос начинает превышать предложение. Тогда цена на активы падает так же стремительно, как в свое время и возросла. Если вы «дотянули» до этого этапа, не сумели вовремя определить кульминационный момент, тогда продажа бизнеса не сулит прибыли. Инвесторы разбежались — их больше нет. Они не хотят инвестировать деньги, поэтому стартап можно отдать практически за бесценок.

Вот такую закономерность в плане развития стартапов проследил американский эксперт.

Мнение эксперта

Исполнительный директор Института ИКТ Индонезии Херу Сутади полагает, что происходящее сейчас нельзя назвать «взрывом пузыря стартапа». Эксперт считает, что «это не пузырь, который лопается, а пузырь, который протекает». Приблизительно таким образом можно охарактеризовать ситуацию, в которой сейчас оказались многие предприниматели. Им катастрофически не хватает финансирования. Инвесторы не торопятся расставаться с деньгами в период экономического кризиса.

Сутади рекомендует предпринимателям поступать следующим образом: сокращать штат сотрудников для выживания бизнеса. Если есть возможность сэкономить еще на чем-то, то это обязательно нужно сделать.

Инвесторам Сутади дал совет продолжать отслеживать наиболее перспективные направления и вкладывать деньги в те проекты, которые в будущем сулят выгоду. Даже если на данный момент идея кажется абсурдной, следует рассматривать долгосрочную перспективу.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание