Рубрики

Это не очень эффективно: почему наличные деньги - дорогой способ мотивации вашей команды

Одна из проблем, с которой каждый лидер сталкивается ежедневно, - мотивация сотрудников. Вопрос о том, как стимулировать людей качественно выполнять свои обязанности, нередко становится головоломкой для менеджеров по персоналу. Они используют различные способы, но далеко не все из них одинаково эффективны.

Как мотивировать сотрудников?

Нередко с этой целью используют денежные средства, выплачивая бонусы лучшим сотрудникам. Такой подход, как правило, очень хорошо работает с определенными категориями сотрудников. В особенности это касается продавцов, которые чаще остальных работают с деньгами, а потому такой стимул неплохо срабатывает с ними.

Однако исследования доказывают, что деньги – это самый дорогой способ мотивации вашей команды и при этом не самый эффективный. Как утверждают специалисты, существуют более мощные способы мотивации сотрудников, которые в качестве вознаграждения предлагают возможность получить опыт или другие нематериальные бонусы.

Сколько нужно денег?

Исследователи выяснили, что нужно повысить зарплату примерно на восемь процентов, чтобы мотивировать кого-то изменить свое поведение. Если денежное вознаграждение будет меньше, оно не принесет эффекта.

При этом все те же исследователи утверждают, что лишняя щедрость также не принесет внушительных результатов. Даже если ваш денежный бонус составит десять процентов, результат не будет сильно отличаться от той ситуации, в которой вознаграждение составляет восемь процентов.

Теперь посчитаем. Если зарплата сотрудника составляет десять тысяч рублей, достаточно увеличить ее всего на восемьсот рублей, чтобы мотивировать его на более качественное выполнение обязанностей.

Некоторые руководители отказываются от фиксированного бонуса и привязывают его к результату работы, выплачивая определенный процент. Особенно актуален этот способ в сфере продаж.

Альтернатива деньгам

Итак, если вернуться к результатам исследований, можно также выяснить, что добиться повышения производительности удается даже при отсутствии денежного вознаграждения. Например, вы можете пообещать в качестве бонусов какие-либо призы или уникальный опыт, которые могут обойтись компании дешевле, чем выплата денежных премий. В среднем подобные способы мотивации будут стоить в два раза дешевле, чем денежный бонус в размере восьми процентов от зарплаты.

Реальные примеры

На практике это действительно работает. Например, директор одной коммерческой компании должен был увеличить продажи. Однако в качестве мотивации для своей команды он использовал не денежный бонус, а ценный приз, которым оказались брендовые часы. Результат был удивительным. Сотрудники работали настолько активно, добиваясь поставленных результатов, что директору пришлось раздать сто экземпляров брендовых часов. Однако в денежном эквиваленте это обошлось дешевле, чем выплата премии на уровне восьми процентов от зарплаты.

Особенно хорошо ценные призы работают в небольших компаниях. Это связано с тем, что руководитель, как правило, больше осведомлен о желаниях подчиненных и знает, что станет для них лучшей мотивацией. Например, один руководитель знал, что некоторые из его сотрудников мечтают о хорошем отдыхе, поэтому пообещал путевку на курорт за выполнение поставленных задач.

Это сработало. Однако более удивителен тот факт, что сотрудники и сами могли позволить себе подобные траты, но получение бонуса от компании стали для них более значимым стимулом, чем денежная премия.

Парадокс, возможно, состоит в том, что ценные призы вместо выплаты денежных бонусов демонстрируют заботу компании о своих сотрудниках. Согласитесь, каждому человеку приятно, когда о нем заботятся.