Рубрики

Инструктивное, консультативное и контроль: пять значений лидерства в совокупности с его функциями, целями и важностью

В Большом индонезийском словаре слово «лидерство» буквально обозначает направление, содействие, регулирование, влияние и демонстрацию (показ). Поговорим об истинном значении этого слова, его функциях и целях в общественной жизни.

Общее значение лидерства

Речь идет о человеке, обладающим определенными способностями, которые он осознает внутри себя и благодаря им умеет влиять на деятельность организованной группы людей. Отличительной чертой лидера является то, что работает вместе с другими ради достижения общей цели, к которой стремится самозабвенно и с полным осознанием дела. Не стоит путать обычного начальника, некоторые из которых только занимают должность, но ей совершенно не соответствует.

Лидерство в полном понимании – это умение взять на себя ответственность в определенной ситуации и уметь решать вопросы, связанные с конкретной сферой деятельности. Именно по этой причине у лидеров разных направлений преобладают качества, которые будут необходимы здесь и сейчас, поэтому они могут отличиться (в одном случае необходима строгость и надежность, в другом не обойтись без эмпатии и сострадательности).

Лидерство имеет различные функции, с которыми мы ознакомимся более подробно.

Инструктивная

Лидер должен четко видеть и определять дальнейшие перспективы развития и путь к достижению поставленной цели. Именно поэтому в его функции входит оценка ситуации и умение сделать так, чтобы каждое решение было эффективным. А именно продумать, где и как отдавать приказы, как получить обратную связь и увидеть, каковыми будут результаты. Это коммуникация внутри организации, когда все участники взаимодействуют между собой, а лидер является главным направляющим в этой совместной работе. Он разрабатывает стратегию, по которой все будут взаимодействовать.

Коммуникативная

Речь идет о работе, которая должна быть максимально налажена, и лидеры ее используют как двустороннее общение. То есть, лидер не всегда может принимать решения в одностороннем порядке, очень часто ему требуется обратная связь от членов команды. Он прислушивается к советам, выбирает из них самые полезные, не ограничивается своей политикой, а стремится вынести ее на рассмотрение группы, которую он возглавляет.

Функция участия

Лидер заинтересован в том, чтобы каждый член его команды принимал активное участие в общем движении. Поэтому в его функции входит вовлечь человека в разработку концепций программы. То есть, член группы должен принимать активное участие в разработке стратегии, чтобы понимать, каковы будут перспективы на будущее. Умение донести до людей конечную цель общей программы и вовлечь каждого из них в общий процесс является очень ценным качеством лидера, за которым будут следовать люди. Высокая степень доверия и осознание того, что от каждого человека зависит успех, и есть одна из основ лидерства.

Делегирование

Быть лидером не означает выполнять самостоятельно всю работу и нести за все ответственность. Безусловно, основная часть ответственности лежит на лидере, однако это не говорит о том, что никто, кроме него, не сможет справиться с решением важных вопросов. Умение делегировать означает доверять людям и надеяться на них так, как можно было бы надеяться на самого себя.

Лидер не перетягивает на себя все полномочия, он старается разделить все права и обязанности поровну. Очень похвальным качеством в данном случае является умение обучить других и получить от них ожидаемый результат. Для лидера это является необходимым качеством, поскольку это ему поможет правильно распределить силы и ресурсы.

Контроль

Очень важным также является умение контролировать членов своей группы. Контроль должен быть постоянным и повсеместным, но в то же время лояльным и корректным, чтобы никто не заподозрил лидера в отсутствии доверия к себе. Должны осуществляться руководство, координация и надзор, которые обеспечат наличие дисциплины, позволяющей всем вместе и каждому в отдельности достичь поставленных целей.

Цели руководства

Лидер должен подавать пример всем, кто находится в его команде. Именно на него будут равняться люди, которые стремятся достичь поставленной цели, а сам руководитель станет для них средством ее достижения. Кроме того, он также должен быть мотиватором, который никогда не робеет, не сомневается и не опускает руки. Человек, который допускает проявление слабости и ведет себя подобным образом, едва ли может называться лидером. Лидерство – это сила и умение не сдаваться, а также способность найти такие слова ободрения для людей, которые помогут им чувствовать себя в безопасности.

Важность лидерства

Лидерство – это инициатива, мудрое и опытное руководство, доверительные отношения между людьми, поддержание морального духа членов команды, создание комфортной рабочей атмосферы, координирование личных интересов с интересами организации. Все это очень важно как для самого лидера, который мечтает жить и работать в кругу верных единомышленников, так и для людей, которые ему верят и всегда готовы за ним следовать.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание