Рубрики

Как создать позитивную атмосферу в компании: полезные советы руководителям

Понятно, что люди далеки от того, чтобы выстраивать свои рабочие отношения на гуманных основаниях и относиться друг к другу по-человечески. Во всем мире проблема статусов еще не снята. Но можно верить, что это дело будущего. А наша задача – рассказать людям, какую модель отношений между начальником и подчиненными можно выстроить, чтобы в фирме царила благоприятная атмосфера для продуктивного труда.

Взаимопонимание

Можно было бы добавить прилагательное «полное», но это ведь иллюзия. У кого из нас даже с близкими есть полное взаимопонимание? Это только часть речи. На работе важнее, чтобы канал связи между шефом и кадрами был налажен, когда начальник четко выражает свои желания и рекомендации относительно поручаемых заданий, а подчиненные не только его хорошо понимают, но и осознают, что от них требуется. То есть они понимают, как выполнить задание, данное шефом.

К тому же начальник не должен нападать на сотрудников за ошибки или проблемы, которые возникают в процессе работы над проектом. Исключения составляют только грубые ошибки. Все проблемы должны обсуждаться открыто. Та же рекомендация хороша и в обратном направлении: если у шефа возникают трудности, но он без стеснения обсуждает их со своими сотрудниками, значит, в коллективе все в порядке.

Когда в общении между начальником и подчиненными все ясно и нет никакого недопонимания или тумана, то эффективная работа и отличный результат обеспечены.

Пусть подчиненные высказывают идеи

Известно, как в России к этому относятся: инициатива наказуема, хочешь сохранить работу – сиди и молчи. Но ведь в сущности это порочная практика, она никуда не ведет. Никому не хочется работать в атмосфере страха. Наши работодатели пока не поняли, что деньги – это хороший мотивирующий фактор, но отнюдь не единственный. Время это изменить.

Если вы хотите, чтобы люди работали с вами не только потому, что вы их финансово принуждаете, а деваться им некуда, то нужно выслушивать каждого человека, который входит в команду.

Нужно выделить специальные часы в определенный день, которые отводились бы только совещаниям в стиле мозгового штурма. Последний представляет собой процесс, когда группа людей делится самыми безумными идеями и решает ту или иную производственную задачу, потом озарения обсуждаются еще раз, самые негодные из них отбраковываются, а стоящие еще раз анализируются теперь уже более детально, и, может быть, некоторые в итоге внедряются в дело.

Причем в мозговой штурм нужно вовлекать не только самых активных, но и тихих сотрудников, которые обычно своего голоса не подают. Можно сказать, что это бесплатное упражнение на сплочение коллектива, за которое ничего не надо платить бизнес-тренеру. Если устраивать такие сессии, то можно показать каждому своему сотруднику: «Ваше мнение важное для меня, оно не пустой звук!» Нам все еще катастрофически не хватает уважения к тем, с кем мы работаем.

Справедливая система поощрений за усердный труд

Система поощрений может быть разнообразной. И это не только классические денежные премии, которые, безусловно, важны. Но (может быть, для кто-то это открытие) для некоторых людей деньги – не самое главное. Им нужно что-то другое, например, свободное время, то есть дополнительный выходной или неделя (если заслуги действительно велики). Кому-то компания может оплатить курсы повышения квалификации, кому-то выделить день на чтение исключительно профессиональной литературы, если это в дальнейшем пойдет на пользу компании. Кого-то можно отпустить пораньше.

Система поощрений для того делается такой широкой, чтобы накрыть этой сетью не только потребности отличившихся, а еще и затем, чтобы вариативно мотивировать всех остальных. Кому-то захочется, дополнительного выходного, кому-то - курсов повышения квалификации, и они будут работать усерднее, чем до того. Таким образом, гармонизируются между собой личные и общественные цели. Выигрывают обе стороны – и компания, и сотрудники.

Доверяйте своим сотрудникам, вы же сами их когда-то наняли

Есть такой довольно противный тип начальников – «мистер Всезнайка». Люди этого типа уверены: они знают абсолютно все и стремятся все контролировать. Знания их, как правило, ложные, а они сами просто не в силах признать, что они в чем-то не разбираются. Так вот, не будьте таким руководителем. Нужно доверять своим сотрудникам, которых вы наняли. Ведь у вас все равно не хватит времени вникать во все тонкости.

Насколько важно доверие, можно увидеть на примере футбольных команд и игроков. У одного тренера игрок не показывает впечатляющих результатов, а у другого покоряет стадионы. Будьте как Х. Гвардиола или Ю. Клопп, но не берите пример с Ж. Моуринью.

Доверяйте своим сотрудникам, и люди будут приходить на работу с удовольствием, зная, что начальник – единомышленник, а не надзиратель или параноик.

Иногда быть веселым и позитивным – это не так уж и плохо

Разумеется, все хорошо в меру. Но позволяйте сотрудникам некоторые вольности, пусть они украсят собственные столы или, например, офис к празднику. Конечно, этим тоже нельзя увлекаться, чтобы рабочая продуктивность не падала.

Но вообще-то общая атмосфера зависит главным образом от начальника, от того, насколько он сможет ее создать. Поэтому он сам должен излучать позитивную энергию, улыбаться, был благожелательным. Если все это слишком трудно, то станьте хотя бы спокойным. Пусть этот совет будет последним.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание