Рубрики

Можно ли руководить командой удаленно? Принципы, которые помогут в непростом деле

Территориальная привязка к рабочему месту перестает быть обязательным условием эффективного управления. На разных уровнях корпоративной иерархии сегодня наблюдаются признаки освоения дистанционного руководства. Далеко не все начальники с оптимизмом смотрят на новую тенденцию, но исследователи утверждают, что практика удаленного исполнения трудовых функций будет все более актуальной. По этой причине есть смысл заранее подготовиться к прогрессивному формату управления в соответствии с принципами, успешно отработанными в передовых компаниях.

Четкое представление целей и задач

Одной из проблем дистанционного взаимодействия между участниками рабочего процесса в принципе является отсутствие видимого контакта. Например, прямая связь в офисной обстановке всегда позволяет узнать о текущих задачах сотрудников и команд, согласуя их с другими установками и целями. Удаленно, на больших расстояниях с ограниченными средствами связи данное преимущество нивелируется.

Решить эту проблему поможет более четкое и наглядное целеполагание. Задача руководителя будет заключаться в информировании коллектива о том, что, как и почему его участникам нужно делать в рамках своих обязанностей. Сотрудникам должен быть представлен как общий план или стратегия компании, так и распределенная система локальных целей, над которыми будут работать отдельные представители коллектива.

Регулярные сеансы связи

Ощущению сотрудничества, общей работы на интересы компании будут способствовать и систематические выходы на связь. Способ подключения может быть любым, но конечно, чем информативнее канал связи, тем лучше. Сегодня менеджеры активно используют как простые текстовые сообщения, так и сервисы для видеосвязи. Причем формат общения может отличаться и по количеству участников. Стоит практиковать и массовые сеансы с подключением всего коллектива, и общение тет-а-тет с конкретными подчиненными для обсуждения отдельных вопросов.

При этом надо учитывать, что слишком частые и особенно внезапные звонки могут негативно сказываться на работоспособности подчиненных. Вмешательство в текущий рабочий процесс не только отвлекает сотрудников, но и приводит к стрессовым ситуациям. Поэтому рекомендуется планировать сеансы связи по графикам с указанием конкретного времени.

Оперативные ответы

У сотрудников тоже возникает необходимость связи с начальством – например, при нестандартных ситуациях, когда требуется вмешательство высшего управляющего звена. Лидер должен быть готовым к срочным звонкам, даже если в этот момент сам занят важными делами. Это обязательное условие поддержания качества управления в удаленном режиме, без которого постоянно будут возникать новые проблемы менеджмента системного характера.

Обработка отчетов

Периодические звонки и незапланированные сеансы общения дают представление о ситуационных рабочих моментах. В свою очередь, система целей и задач утверждает направление деятельности для разных членов команды в определенных временных интервалах.

Но вместе с этим руководитель должен иметь ясное понимание результатов производственного процесса на всех уровнях. Для этого вводится система формирования отчетов о проделанной работе для сотрудников. Каждый член команды документирует сведения о решенных задачах, динамике прогресса, возникших проблемах и прочих показателях его трудовой деятельности. Интервалы для составления таких отчетов подбираются индивидуально – например, могут быть ежедневные или еженедельные доклады.

Но важно учитывать, что само по себе ведение такой документации накладывает дополнительную нагрузку как на их авторов, так и на руководителя. Ведь управляющему придется не только знакомиться с содержанием отчета, но и делать выводы, после чего обсуждать возникшие вопросы с сотрудниками.

Укрепление командного духа

Одна из важнейших задач руководителя заключается в сплочении коллектива, его мотивации и внушении оптимизма. Лидер команды ведет ее членов за собой, демонстрируя уверенность в победе и тягу к новым достижениям.

В условиях удаленности данный компонент взаимодействия руководителя и коллектива не так выражен. В обычном рабочем формате он мог бы проявляться в неформальных встречах, праздничных корпоративных мероприятиях и просто в воодушевляющем стиле открытого общения.

Что же в этом направлении может сделать лидер команды на расстоянии? Специалисты рекомендуют изначально формировать систему, при которой мотивация для сотрудников будет исходить от опытных менеджеров, контактирующих с новыми членами команды. Со стороны руководства обязательным условием станет уже упомянутое общение с коллективом, но акцент в этой части нужно делать на слабые звенья, уделяя им больше внимания. И также нельзя забывать об общих целях компании, достижение которых принесет благо для всех ее сотрудников.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание