Рубрики

Пчелы помогают разобраться экономистам в деятельности рынка

Мало кто знает, что экономисты любят пчел. Символом Британского королевского экономического общества является пчела. В «Басне о пчелах», опубликованной в 1732 году, пчелы использовались как метафора для описания экономики. Она предвосхитила современные экономические концепции, такие как разделение труда и «невидимая рука» рынка, которая означает, что жадность - это хорошо.

А когда будущий лауреат Нобелевской премии по экономике Джеймс Мид искал иллюстрацию для одной идеи в экономической теории, он обратился за вдохновением к медоносной пчеле.

Положительный эффект

Идея Мида заключалась в «положительном эффекте» - чем-то хорошем, чего свободный рынок не дает в достаточном количестве, и требует правительственного субсидирования.

Для Джеймса Мида идеальным примером положительного эффекта были отношения между яблоками и пчелами.

«Вообразите», - писал Мид в 1952 г., - «регион, в котором занимаются садоводством и пчеловодством. Если бы фермеры посадили больше яблонь, то пчеловоды выиграли бы, потому что это означало увеличение количества меда. Но фермеры, выращивающие яблоки, не смогли бы воспользоваться этой выгодой, этим положительным эффектом, и поэтому они не стали бы сажать столько яблонь, чтобы это было лучше для всех».

По словам Мида, это происходит потому, что садоводы не могут брать с пчеловода плату за пищу для пчел.

Неудачный пример

Но в тезисе Мида кроется ошибка. Яблоневый цвет почти не дает меда. И это еще не все. Чтобы понять более фундаментальную ошибку, нужно знать историю отношений людей и пчел.

Когда-то давно не было пчеловодства – люди отбирали соты у диких пчел. Это можно видеть на наскальных рисунках.

Однако 5000 лет назад это изменилось. Греки, египтяне и римляне были неравнодушны к домашнему меду. В средние века пчеловоды уже использовали соломенные ульи.

Но проблема с такими ульями заключается в том, что для того, чтобы забрать мед, нужно было избавиться от пчел - пчеловоды обычно отравляли их сернистым дымом, стряхивали, забирали мед и формировали новый рой. Однако со временем люди начали больше заботиться о насекомых, которое не только дают мед, но и опыляют растения.

Революция в пчеловодстве

В 1830-х годах в США появилось движение за права пчел с девизом: «Никогда не убивай пчелу». А в 1852 году Патентное ведомство США дало священнослужителю Лоренцо Лангстроту патент №9300A на улей с подвижной рамой.

Это была деревянная коробка с отверстием в верхней части и рамами с «волшебным» зазором в 8 мм (при любом другом расстоянии пчелы начинают создавать свои собственные конструкции). Матка находилась внизу, окруженная сеткой, которая препятствовала ее передвижению, но пропускала рабочих пчел. Это отделяло личинок от сот.

Соты легко вынимались и помещались в центрифугу, которая отделяет, фильтрует и собирает мед. Ставший чудом дизайна и эффективности, этот новый улей способствовал индустриализации пчеловодства.

И именно эту индустриализацию Джеймс Мид не совсем понял. Пчела - полностью одомашненное животное. Новые ульи позволили перевозить пчел с места на место. Теперь ничто не мешает фермерам договориться с пчеловодами, чтобы они разместили ульи среди их зерновых культур.

Коммерческое опыление

Спустя пару десятилетий после публикации Джеймса Мида экономисту Стивену Ченгу стало любопытно, и он спросил мнение специалистов.

Он обнаружил, что фермеры, выращивающие яблоки, регулярно платят пчеловодам за опыление их садов. Что касается других культур, то пчеловоды платят фермерам за право собирать нектар. Мид же отрицал существование подобного рынка. Одним из примеров является мята, для выращивания которой не нужна помощь пчел, но которая дает много меда.

Вот почему яблоки и пчелы не являются хорошим примером положительного эффекта, потому что рыночное взаимодействие здесь имеет место. И этот рынок огромен.

В наши дни его центром является Калифорния. Посадки миндаля там занимают 4000 кв. км, а фермеры продают его на 5 млрд долларов в год. Миндаль нуждается в пчелах - по пять роев на гектар, а их аренда обходится в 185 долл. за улей. Ульи соединяют, загружают по 400 на грузовик и каждую весну везут в калифорнийские миндальные рощи, перевозя их по ночам, пока пчелы спят. Цифры поразительны: 85 % из 2 млн коммерческих ульев в США перевозят и содержат десятки миллиардов пчел.

Крупные американские пчеловоды владеют 10 тыс. ульев. Из Калифорнии они отправляют их в вишневые сады штата Вашингтон, а затем на восток к подсолнухам Северной и Южной Дакоты и на тыквенные поля Пенсильвании или черничные штата Мэн.

Мид был совершенно неправ, считая пчеловодство некой деревенской идиллией. Пчелы были почти полностью индустриализированы, а опыление - коммерциализировано.

И это представляет собой проблему.

Вымирание пчел

Экологи обеспокоены резким сокращением популяций диких пчел во многих частях мира.

Никто не знает, почему это происходит. Среди возможных причин - паразиты, пестициды и таинственный синдром разрушения колоний, когда пчелы просто исчезают, оставляя матку в одиночестве.

Одомашненные пчелы сталкиваются с таким же давлением, поэтому можно ожидать, что сокращение предложения пчел увеличит стоимость услуг опыления. Но этого не происходит.

Синдром разрушения колоний, по-видимому, не повлиял на рынок пчел. Фермеры платят за опыление столько же, и цена на новые матки почти не изменилась.

Похоже, что промышленным пчеловодам удалось поддерживать популяции пчел, занимаясь разведением и торговлей пчеломатками, разделяя и покупая рои.

Вот почему недостатка в меде, миндале, яблоках или чернике нет, во всяком случае, пока.

Эксплуатация природы

Должны ли мы благодарить экономику за сохранение хотя бы части популяции пчел? Возможно.

Другая точка зрения заключается в том, что попытка современной экономики контролировать и монетизировать мир природы в первую очередь стала причиной проблемы.

До того как монокультурное земледелие изменило экосистемы, не было необходимости в ульях – местная популяция диких насекомых выполняла эту работу бесплатно.

Поэтому, если мы хотим получить пример положительного эффекта, то нам следует обратиться к землепользованию, которое поможет диким пчелам и другим насекомым. Возможно, это поддержание лугов с дикими цветами. И некоторые правительства уже субсидируют их, как и советовал Джеймс Мид.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание