Во всем мире киберспорт с каждым годом становится все популярнее, начиная конкурировать с признанными лидерами этой отрасли. В России такая тенденция также сохраняется, но при этом инвесторы пока с осторожностью относятся к идее вкладывать свои сбережения в спортсменов за компьютером. Каких рисков они опасаются, и какой потенциал присутствует в данной отрасли, расскажем в этой статье.
В начале пути
Если в 2016 году на игры чемпионата мира по League of Legends в США собирались по 15 тысяч болельщиков, в нашей стране этот вид спорта пока такой популярностью похвастаться не может. Инвесторы только начинают говорить о том, что это может быть потенциально перспективная отрасль.
В частности, отечественная федерация сумела добиться включения киберспорта в национальный реестр всех видов спорта. С этого момента это официальная дисциплина, что упростило темпы ее развития.
При этом по количеству киберспортивной аудитории россияне находятся на третьем месте. В 2018 году трансляции соревнования посмотрели 22 млн человек, по частоте заходов в Twitch наши соотечественники и вовсе вторые, обеспечивая 42 млн посещений в месяц.
Вузы стремятся не отставать от новых тенденций. Сейчас уже ведется подготовка менеджеров киберспортивных проектов в Высшей школе экономики, а самих профессиональных киберспортсменов готовят в ИТМО в Санкт-Петербурге.
В прошлом году привлекательность этого рынка обсуждали на Петербургском международном экономическом форуме. Ведь такую аудиторию просто необходимо монетизировать.
Только цифры
Первые шаги в этом направлении уже делаются. В 2015-2017 годах среди всех вложений в развивающиеся бизнесы и спортивные стартапы 35 % пришлось на киберспортивные проекты. В частности, это было финансирование спортивных команд, интернет-сервисов.
За три года было заключено 26 сделок на общую сумму около 127 млн долларов. Самая крупная из них - приобретение Алишером Усмановым компании Virtus.pro за 100 млн долларов.
В прошлом году был заключен еще один крупный контракт. Киберспортивный холдинг ESforce стал принадлежать Mail.ru Group. Сумма соглашения также составила 100 млн долларов.
Корпорации уже почувствовали, что это перспективный рынок и стремятся не отстать. Например, практически одновременно стриминговые платформы запустили Теле2 и МТС.
Однако подавляющее большинство инвесторов пока по-прежнему считают эту отрасль малопривлекательной для вложений. Выделяются пока корпоративные инвестиции, но они не идут ни в какое сравнение с международным опытом. Например, американские компании только за первый квартал 2018 года вложили в киберспорт более 1 млрд долларов. Китайская фирма Tencent инвестировала 632 млн долларов в платформу для стриминга Huya.
Медленный рост
В России индустрия киберспорта, по сути, находится в зачаточном состоянии. Здесь большие перспективы, но существующие результаты пока не впечатляют. Рост в отрасли наблюдается, но он не сопоставим с лидерами рынка - каршерингом, доставкой еды, онлайн-образованием.
При этом по числу зарегистрированных пользователей киберспорт уже обгоняет крупные потоковые сервисы, в том числе Netflix и HBO. К концу 2019 года мировая аудитория, предположительно, вырастет до 453 млн человек.
Но, по прогнозам, приблизиться к аудитории НФЛ и НБА киберспорту не удастся. Как минимум, до 2022 года.
В натуральном выражении достижения еще скромнее. Больше всего денег на американском рынке киберспорта. В 2018 году его объем достиг 40 % от общемирового. Это 344 млн долларов. При нынешних темпах к 2022 году объем рынка составит 1,8 млрд долларов. Есть и оптимистичный сценарий, по которому он практически в два раза больше.
Отечественный рынок в разы скромнее. Сейчас его объем составляет около 45 млн долларов в год. Компания МТС считает, что к 2023 г. он увеличится до 100 млн долларов.
Виды инвестиций
Чтобы инвесторы пришли в отрасль, требуется, чтобы появился потенциал для более интенсивного роста компаний. Существует несколько сфер, которые могут стать интересными для вложений.
Во-первых, это технологии и продукты для киберспорта. Также привлекают стартапы, которые внедряют технологии виртуальной и дополненной реальности, нейросети, искусственный интеллект и некоторые другие современные технологии.
Во-вторых, имеет смысл вкладывать деньги в сервисы и инфраструктуру. Например, в открытие киберспортивных школ, обучение игроков, создание арен и тренировочных площадок.
В-третьих, инвесторов может заинтересовать приобретение команд. Однако этот актив остается самым непредсказуемым и рискованным.
Командная игра
Спонсирование киберспортивной команды имеет ряд исключительных особенностей, о которых должны знать инвесторы.
Это юридические проблемы, так как у каждой команды крайне сложная структура. Часто у них имеются дочерние и материнские компании, филиалы, которые могут быть зарегистрированы на совершенно разных юридических лиц.
Важно понять, в какую часть этой разнородной структуры делать вложения. К тому же, доход команд нестабилен. На ранней стадии он зависит от успешного выступления на турнирах, а тут всегда существует определенный риск. Ведь это спорт.
Наконец, следует учитывать личный фактор. Успешность проекта будет зависеть не только от хорошей игры, но и от маркетинговых возможностей продвигать своих игроков на всевозможных платформах.
К тому же, рынок трансфера игроков до сих пор не сформирован. А ведь это тоже важные активы, в которые нужно инвестировать, чтобы они не перешли к конкурентам. Отсутствие контрактов с ними осложняет процесс инвестирование, а также оценку потенциальной стоимости того или иного актива.
Примеры вложений
В мире есть примеры успешных вложений в команды, но все-таки венчурные инвесторы предпочитают направлять свои деньги в конкретные проекты. При этом они могут только косвенно касаться индустрии киберспорта.
Например, компания Esports One, которая обеспечивает интерактивное расширение для Twitch, получила 3 млн долларов, а в портал DBLTP было вложено 17 млн долларов.
Подобные сделки уже заключаются и на отечественном рынке. Например, 1 млн долларов привлек киберспортивный стартап Learn2Play. О своих инвестициях в эту отрасль объявляли "Газпром-медиа", МТС.
Сдерживающие факторы
Что же сегодня делать инвесторам? Стоит признать, что Россия находится на хорошем счету в мире киберспортивной индустрии. Через определенное время, возможно, она выйдет на передовые позиции. Однако сам рынок еще не до конца сформировался, чтобы стать понятным и привлекательным для инвесторов
Ведь главным всегда остается вопрос возвращения своих денег с процентами. Сейчас же нельзя даже хотя бы с приблизительной точностью прогнозировать стоимость активов, так как рынок, по сути, находится в зародышевом состоянии.
При этом нужно признать, что отрасль привлекает внимание самых разных бизнесменов. Но пока инвесторы не вкладывают свои деньги, так как не видят того уровня доходности, к которому привыкли.
Перспективы
Считается, что выходом в такой ситуации может стать инвестирование в сервисы, инфраструктуру, технологии для игр, которые более понятны сегодня для бизнеса.
Именно на них, в первую очередь, устремляют свой взгляд венчурные инвесторы, которые не хотят отставать, желая присоединиться к миру киберспорта.
На нынешнем этапе вложения в конкретные команды и спортсменов по-прежнему остаются малопривлекательными. Однако приток инвестиций в другие отрасли будет способствовать развитию всей этой системы.
Так что стоит ожидать, что в будущем киберспорт станет привычной и привлекательной площадкой для венчурных инвесторов.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание