Рубрики

"Я работаю над этим прямо сейчас": "белая ложь" на рабочем месте, в которой виноваты все

Согласно исследованию Университета Массачусетса, проведенному психологом Робертом Фельдманом, большинство из нас лгут два-три раза каждые десять минут. Это ужасающая статистика, но есть и позитивный момент: в повседневной жизни чаще всего встречается "белая ложь", которая не несет никакой опасности. Психолог Линн Тейлор, автор книги "Укротить ужасного офисного тирана: как управлять детским поведением босса и процветать на своей работе", выявила особенности такой неправды и причины, по которым она имеет место быть.

Почему люди лгут?

"Мы искажаем правду, чтобы облегчить жизнь, - объяснила Тейлор. - Во многих случаях ложь является средством защиты и сохранения мира. Еще мы рассуждаем так: "Так делают все. Чем я хуже остальных?" В основном же люди лгут просто потому, что так удобно. Неправдой можно скрыть неудобные аспекты".

Порой очень трудно распознать лжеца, особенно в мире электронных технологий, когда люди общаются друг с другом в виртуальном пространстве. Встречи лицом к лицу случаются все реже и реже. Но даже воочию видя собеседника, не всегда можно определить, лжет он вам или нет.

Типы неправды

"Самая тяжелая ложь - это когда человек о чем-то умалчивает. Обычно она обнаруживается гораздо позже и несет массу негативных последствий. Типичный разговор звучит так: "Почему ты мне не сказал?" Ответ: "Я просто думал, что…" - рассуждает Тейлор.

Есть также такие типы лжи, как "большая" и "разрушительная". Первый тип - это пообещать сотруднику повышение по службе, увеличение зарплаты ради того, чтобы он приложил максимум усилий для развития проекта, а затем не сдержать слово. Разрушительная ложь - это распространение злобных сплетен о коллеге.

Но большая часть неправды в офисе не является вопиющей и, как правило, попадает в категорию так называемой белой лжи.

Если вы обеспокоены тем, что коллега говорит вам неправду, Тейлор предлагает действовать осторожно. В своей книге она рекомендует дать людям возможность сохранить лицо, не переходя в атаку: "Заставьте коллегу прояснить свою позицию. Можно просто спросить: "Вы имели в виду X или Y?'"

Если вы общаетесь с человеком, который является патологическим вруном, обсудите вопрос дипломатично, проявляйте дружелюбие с целью улучшения отношений.

Тейлор также предлагает рассмотреть, насколько серьезен обман: "Стоит ли эта конфронтация того, чтобы выиграть битву, либо не случится ничего катастрофического, если вы проиграете? С одной стороны, вы не хотите игнорировать ложь, так как это создаст для вас необоснованный стресс, с другой - не горите желанием донимать людей вопросами".

Как же распознать обманщика? Тейлор выделила несколько универсальных фраз, которые в большинстве случаев указывают на то, что коллега или сотрудник в офисе говорит неправду (эта неправда относится к категории "белой лжи", поэтому не так опасна).

"Это не моя вина"

По мнению эксперта, это самый распространенный обман. Так говорят люди, которые боятся взять на себя ответственность. В своих ошибках они винят других, прикрывая свои ошибки и слабые стороны. Самое забавное: виновником произошедшего может оказаться не только их коллега или в принципе человек, но даже неодушевленный предмет ("Я не виноват, что не подготовил отчет. Это все компьютер. Он сломался/ завис").

"Я должен уйти с работы пораньше, чтобы записаться на прием"

Это обычная "белая ложь", которую использовало подавляющее количество работающих людей, чтобы уладить личные дела. Справедливости ради нужно отметить, что "правда в оправданиях" - это упущение обеих сторон. Менеджеры не будут копаться в вашей личной жизни, если вы будете соблюдать их политику занятости.

"Это моя первоочередная задача"

Это очаровательное заявление не может оставить равнодушным ни одного босса. Этим и обусловлена широкая популярность данной фразы. Конечно, начальник тоже считает работу над проектом приоритетной, поэтому не может сердиться на сотрудника, который трудится над ним. Для работника это утверждение - идеальный способ задобрить начальство и выиграть время.

"Это была моя идея!"

В коллективе всегда найдутся люди, которые захотят присвоить себе заслуги других. Особенно когда у них нет личных достижений в карьере. Кстати, чаще всего они выбирают именно успешные проекты с хорошими оценками начальства. Это вполне логично: разве кто-то захочет претендовать на авторство плохой идеи?

"Мне это было нужно вчера"

Наверняка каждому из нас доводилось встречаться с людьми, которые кричат о "чрезвычайных ситуациях". Если такое поведение становится систематическим, срочность проекта может быстро показаться притворством. Проще говоря, такому человеку перестают доверять, поэтому когда он сталкивается с действительно сложными задачами, то "достучаться" до окружающих уже не может.

"Я могу сделать это завтра"

В стремлении сделать что-то люди могут переоценивать свои обещания. А точнее, возможности. Просто сейчас человеку настолько лень или нет сил заниматься делами, что он готов пообещать золотые горы.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание