Рубрики

Предрейсовый технический осмотр транспортных средств, порядок проведения и требования

Каждый человек, работающий водителем в какой-либо компании, должен ответственно подходить к техническому состоянию используемого им автомобиля. Фирмы, специализирующиеся на перевозках (пассажирских или грузовых), отвечают за то, в каком состоянии находятся используемые автомобили. Поэтому некоторые организации обязаны перед каждой сменой проводить предрейсовый технический осмотр транспортных средств. Благодаря данной процедуре можно установить, в каком действительно состоянии находится тот или иной автомобиль. Процесс выполняется работниками фирмы или приглашенными специалистами.

Понятие процесса

Предрейсовый осмотр технического состояния транспортных средств является специфической процедурой, заключающейся в том, что изучаются все значимые узлы и элементы автомобиля. Это гарантирует безопасное использование имущества работниками фирмы. Предотвращаются разные ДТП или иные неприятности, возникающие на дороге.

Статистика показывает, что основной причиной дорожных происшествий выступает плохое состояние автомобилей, а также проблемы со здоровьем водителя. Поэтому одновременно с предрейсовым техническим осмотром транспортных средств проводится медицинский осмотр водителей.

Все фирмы, специализирующиеся на разных перевозках, обязаны самостоятельно наблюдать за тем, являются ли важные системы и узлы автомобиля работоспособными и находящимися в оптимальном состоянии. Так как машины используются ежедневно, они подвергаются существенному износу, поэтому отказ компаний от осмотра является грубым нарушением законодательства.

предрейсовый технический осмотр транспортных средств порядок проведения

Основные сведения о процедуре

Проведение предрейсового технического осмотра транспортных средств требуется для гарантии безопасности на дороге. Нередко при детальном изучении машины выявляются действительно существенные поломки и проблемы, позволяющие предотвратить ДТП.

Процедура осмотра проводится не только фирмами, но и ИП. Для этого могут использоваться штатные механики или приглашаются специалисты, работающие в фирмах, которые предлагают подобные услуги.

Нужен ли медицинский осмотр?

Кроме предрейсового технического осмотра транспортных средств компании, должны заботиться о том, чтобы все сотрудники дополнительно проходили медосмотр перед рейсом. В этом случае можно убедиться, что состояние их здоровья позволяет им легко справляться со своими основными обязанностями. К правилам данного процесса относится:

  • медосмотр проводится для всех водителей до непосредственного выезда на маршрут;
  • если компания занимается грузоперевозками, то до отправки автомобиля за город с какой-либо целью проводится осмотр выбранного водителя;
  • процесс осмотра выполняется в специальной медицинской организации, с которой составляется официальный договор;
  • осмотр проводится медицинским специалистом, обладающим нужным образованием и стажем;
  • процесс заключается в сборе анализов и визуальном осмотре водителя, что позволяет убедиться, что гражданин сможет справляться со своими обязанностями;
  • если выявляются какие-либо противопоказания, то водитель не может выйти на работу, поэтому он отправляется в поликлинику для уточнения диагноза и назначения оптимального лечения.

Врач, занимающийся осмотром водителя, должен визуально осмотреть человека, определить его пульс и давление, а также убедиться в отсутствии алкоголя в крови. На основании полученных результатов составляется допуск к работе, а также ставится нужный штамп в путевом листе.

проведение предрейсового технического осмотра транспортных средств

Правила проведения технического анализа

Предрейсовый и послерейсовый технический осмотр транспортных средств является важным процессом для каждой фирмы, деятельность которой связана с разными перевозками. Процесс отличается следующими нюансами:

  • осмотр проводится только механиком, имеющим нужные знания, образование и опыт;
  • такие специалисты могут заниматься осмотром как легковых, так и грузовых автомобилей;
  • основной целью осмотра выступает выявление каких-либо значимых или мелких поломок, которые могут стать причиной дорожного происшествия;
  • специалист дополнительно проверяет наличие разных документов на автомобиль, к которым относится полис ОСАГО, диагностическая карта, водительское удостоверение, а также ПТС, путевой лист и свидетельство о регистрации.

Для проведения такого осмотра каждая компания нанимает в штат специалиста соответствующего профиля. Дополнительно можно заключить контракт с подходящей фирмой, предлагающей подобные услуги.

Правила выбора специалиста

Ежедневный предрейсовый технический осмотр транспортных средств может проводиться штатным сотрудником или специалистом компании, с которой заключается отдельный официальный контракт. В любом случае выбранный специалист должен обладать определенными профильными знаниями:

  • о нормах, на основании которых обслуживаются разные автомобили;
  • о технических параметрах и особенностях машин, используемых фирмой для осуществления предпринимательской деятельности и получения дохода;
  • о конкретных характеристиках автомобиля, осматриваемого механиком ежедневно;
  • о правилах использования авто;
  • о законах, на основании которых регулируется использование разных машин в работе компаний;
  • об инструкции по эксплуатации машины;
  • о правилах пожарной безопасности.

Знания и умения должны подтверждаться официальными документами, представленными разными дипломами, сертификатами или другими бумагами, полученными в результате обучения или прохождения дополнительных курсов.

предрейсовый осмотр технического состояния транспортных средств

Как выполняется процесс?

Первоначально водитель должен пройти медицинский осмотр и получить доступ к управлению автомобилем. Порядок проведения предрейсового технического осмотра транспортных средств является стандартным для всех автомобилей. Процедура делится на этапы:

  • водитель, прошедший медицинский осмотр, подготавливает документы на автомобиль, который используется им во время работы, причем к этим документам относится водительское удостоверение, путевой лист, а также ПТС;
  • если отсутствует даже один документ, то к рейсу водитель не допускается;
  • проверка выполняется механиком в присутствии водителя;
  • изучается состояние основных узлов и систем;
  • специалист должен убедиться в оптимальной комплектности автомобиля;
  • проводится внешний осмотр ТС;
  • изучается работоспособность основных замков;
  • производится диагностика тормозной системы;
  • проверяется, работает ли ручник;
  • изучается рулевое управление, чтобы убедиться в отсутствии каких-либо проблем или неисправностей;
  • стеклоочистители должны быть в рабочем состоянии, так как двигаться в дождь или снег с неработающими очистителями не разрешается;
  • мастер должен убедиться, что все световые приборы и звуковой сигнал работают, так как от них зависит безопасность передвижения на дороге;
  • определяется заряд аккумулятора;
  • изучается содержимое автомобиля, так как в нем должна иметься аптечка, огнетушитель, а также трос, домкрат и знак аварийной остановки;
  • проверяются следы утечки разных жидкостей;
  • определяется давление в шинах, причем не только в тех, которые стоят на автомобиле, но и являются запасными, а при необходимости выполняется их подкачка;
  • не допускается наличие в шинах разных прорезей или грыж.

В конце процесса сведения о результатах вносятся в специальный журнал предрейсового технического осмотра транспортного средства, который должен вестись каждой организацией. Если выявляются какие-либо неисправности или серьезные проблемы, то механик не допускает машину к выезду.

стоимость предрейсовый технический осмотр транспортных средств

Нужен ли осмотр после рейса?

Предрейсовый технический осмотр транспортных средств (Закон о безопасности движения, п. 1 ст. 20.) является обязательным процессом. После рейса осмотр требуется только в некоторых ситуациях. Например, если водители попали в группу риска, а именно имеют какие-либо хронические заболевания, находятся в преклонном возрасте или ранее наказывались за посещение рабочего места в состоянии опьянения. При таких условиях они могут наносить вред автомобилю в процессе вождения.

Наиболее часто в компаниях проводится осмотр машин только перед рейсами.

Какие фирмы обязаны организовывать процесс?

Организация предрейсового технического осмотра транспортных средств является обязательной для многих компаний. Процедура выполняется фирмами, которые предоставляют услуги перевозок — грузовые или пассажирские.

Перед выходом любого водителя на работу требуется прохождение данного осмотра. После этого ставится подпись шофера в путевом листе. Крупные компании обычно нанимают в штат механика, имеющего нужные навыки и соответствующее образование.

Мелкие организации наиболее часто пользуются услугами разных сервисных центров. Стоимость предрейсового технического осмотра транспортных средств может значительно отличаться в разных центрах, но обычно варьируется в пределах от 200 руб. до 1,5 тыс. руб. за одну проверку. Если составлять официальный контракт с выбранной организацией, то можно рассчитывать на крупные скидки.

предрейсовый и послерейсовый технический осмотр транспортных средств

Нюансы процесса

Предрейсовый технический осмотр транспортных средств имеет ряд особенностей:

  • компании, занимающиеся перевозками, могут не нанимать собственного механика, так как допустимо пользоваться услугами сторонних организаций;
  • если нанимается в штат специалист, то у него должно иметься нужное образование и навыки;
  • если выявляется наличие каких-либо неисправностей в машине, которые не были обнаружены проверяющим механиком, то именно он несет ответственность за последствия эксплуатации такого автомобиля;
  • механик после проверки должен поставить нужный штамп в путевом листе водителя, использующего данный автомобиль;
  • если одной машиной в течение смены пользуется несколько водителей, то у каждого должен иметься свой путевой лист.

Все сведения из путевых листов должны переноситься в журнал осмотров. В этом документе указывается дата проведения осмотра, время осуществления процедуры, а также сведения о механике, занимающемся изучением состояния машины.

Стоимость проверки

Цена предрейсового технического осмотра транспортных средств зависит от того, выполняется ли процедура штатным механиком или специалистом сторонней организации. Дополнительно учитывается, сколько времени занимает проверка, а также каковы технические параметры изучаемых автомобилей.

В среднем при заключении контракта с разными сервисными центрами уплачивается от 5 до 10 тыс. руб. ежемесячно. При этом осмотр проводится раз в сутки для одного автомобиля. Если будут выявлены нарушения, допускающиеся механиками, то фирма привлекается к ответственности, представленной крупными штрафами и неустойками.

предрейсовый технический осмотр транспортных средств

Последствия отсутствия осмотра

Если фирмы, занимающиеся разными видами перевозок, намеренно отказываются от проведения технического осмотра, то им придется столкнуться с негативными последствиями такого решения. К ним относится:

  • вероятность попадания водителя в ДТП за счет плохого технического состояния автомобиля, поэтому руководство фирмы вовсе может привлекаться к уголовной ответственности;
  • штраф для должностных лиц в размере до 5 тыс. руб.;
  • компания привлекается к административной ответственности, поэтому ею уплачивается штраф до 30 тыс. руб.

Все фирмы должны ответственно подходить к своим обязанностям по ежедневному изучению состояния автомобилей, эксплуатируемых с целью получения прибыли.

ежедневный предрейсовый технический осмотр транспортных средств

Заключение

Предрейсовые осмотры машин являются обязательной процедурой для компаний, работающих в сфере перевозок. Процесс может выполняться штатным механиком или специалистом сторонней организации, с которой составлен официальный договор. Процедура заключается в изучении основных узлов и систем автомобиля.

Отсутствие проверки приводит к привлечению фирмы и ее должностных лиц к ответственности. Дополнительно это может стать причиной дорожного происшествия.