Объекты природопользования и охраны окружающей среды – это ресурсы окружающего нас мира природы. Сюда относят не только отдельные объекты, но и взаимосвязанные комплексы. Объектами считают индивидуализированные участки. Выделение осуществляется на практике (то есть материальными границами), а также в юридическом праве. То есть каждый участок отделен от остальных, разграничен, может быть персонифицирован. В понятие объекта природопользования входят территории суши, водные, воздушные, заповедники, а также отдельно взятые экземпляры – растения, животные.
Правовые нормы
Субъекты и объекты природопользования рассматриваются в юридическом праве. Эта наука дает определение терминам и разграничивает их использование на практике, а также формулирует нормативы, которым подчиняется использование земельных участков и объектов природопользования.
Индивидуализация с правовой точки зрения достигается вынесением решения уполномоченным на это органом. Для подтверждения этого факта издаются документы по образцу, установленному постановлениями Правительства страны. Документация удостоверяет, что ее владелец имеет право пользоваться неким объектом. Нужно помнить, что объектами природопользования являются участки, комплексы, в том числе охраняемые законом. Например, необходимо получение лицензии, чтобы проводить геологическую разведку территорий или получить доступ к специальному водопользованию.
Физическое разграничение
Об этом понятии речь идет, когда составляют схемы, проекты, планы участков и объектов природопользования. В них прописывают особенности пользования земельным участком, недрами земли, лесом, водой. При этом рассматривают пользование в натуре. Чтобы отделить выбранный участок от окружающих земель, применяют разнообразные указатели. Это могут быть межевые символы или принятые среди геодезистов. Чтобы отграничить объекты права природопользования, устанавливают столбы, задают координаты или организуют привязку к рельефу.
В воздухе индивидуализация участка организована через близость трасс, коридоров. Если таковых нет, определяют, какие воздушные участки используются, чтобы отделить выбранный объект права природопользования от соседних территорий.
Специальные случаи
В некоторых случаях можно получить доступ к специальным видам объектов природопользования: животным, растениям. Он дается через разрешение, получение которого должно иметь обоснования. Индивидуализация к таким объектам не делается. Так, если некоторое лицо желает заготавливать лекарственные травы, то и разрешение получает на эту задачу. То есть становится возможной заготовка в целом, а не отдельной разновидности. Аналогична ситуация с получением лицензии на охоту на животных. В лицензии не прописывается, на каких особей, представителей животного мира выдано это разрешение.
А вот приобретение объектов природопользования из категории персонифицированных возможно, когда конкретная территория имеет важный признак, отличающий ее от прочих подобных. Это может быть наименование или другой параметр. Примеры: заказник такой-то, пуща такая-то, дуб такой-то. К этой же категории относят и старых, больных животных: указывают, что больной волк подлежит отстрелу (метод селекции и поддержания нормальной экологической обстановки в районе).
Пользуемся правильно
Объекты права общего природопользования касаемо грунта и вод – это различные линейно-плоскостные участки. Сюда не относят пресные воды, протекающие под землей, так как их причисляют к компонентам недр и считают полезным ископаемым.
Объекты общего природопользования касаемо грунта и воздуха – это линейно-объемные участки. Лес измеряется пространственно, линейно и объемно разом. А вот применительно к животным и растениям объекты природопользования – особи.
Если речь идет о комплексах, то это обычно такие участки, которые используются с несколькими целями разом. Обычно это отдых, туризм, хозяйственное применение, площадка для научного исследования. Кроме того, комплексами называют заповедники, заказники, нацпарки.
Субъекты и объекты права природопользования
Объекты – это элементы, компоненты окружающего нас дикого мира. Некоторые из них находятся в общем доступе, другие решением властей страны исключены из оборота. Есть и такие, которые правовыми нормами вовсе не регулируются. Наиболее яркий пример – солнечная энергия, влага в атмосфере.
А вот субъекты – это государство, отдельные инстанции, организации, предприятия. Субъекты и объекты права природопользования тесно связаны правовыми нормативами. В качестве субъектов могут выступать даже отдельно взятые люди, включая не имеющих гражданства. Организации могут быть самого разного толка: от религиозных до промышленных, как отечественные, так и иностранные.
Терминология: это важно
Как правильно назвать субъект? Это напрямую определяется тем, каков в его владении объект природопользования. Располагая лесным участком, лицо становится лесопользователем, а имея в своем владении воду – водопользователем. Можно приобрести статус недропользователя.
Природные ресурсы могут использоваться с самыми разными целями, и это многообразие стало базой для введения в силу многочисленных норм в законодательстве страны. У всех субъектов права есть специфическая правоспособность – они в силах реализовывать субъективное право, сопряженное с обязательствами. Права, обязанности общего толка свойственны тем, кто лишь косвенно взаимодействует с понятием объекта природопользования, а вот при работе напрямую необходима специальная лицензия, дающая специфичные, более широкие права.
Государство и природопользование
В нашей стране охрана и контроль за объектами природопользования реализованы на государственном уровне. Главная задача такой системы – согласование интересов экологии и экономики. При этом учитывают, что есть общественные интересы с определённой иерархией. На первом месте идут федеральные, затем регионы, локальные. Но есть и горизонтальное деление интересов – территории, ведомства, предприятия, свойственные каждой ступени описанной иерархии.
Традиционно считается, что охрана окружающей природы не стоит того, чтобы выделять ее в специализированную деятельность. Это лишь подзадача тех, кто занимается вопросами природопользования. В то же время любая нехозяйственная, хозяйственная активность подразумевает управление, то есть влияние на объект природопользования. Задача субъекта природопользования – перевести объект в новое состояние либо сохранять в прежнем.
Государственная иерархия и природа вокруг нас
Ответственность за управление природными ресурсами возложена на инстанции общей компетенции, а также на специально выделенные для этого органы. Кроме того, определённая ответственность на управленцах из муниципалитета. На уровне отдельно взятых компаний, организаций природопользование – сфера ответственности служб, должностных лиц. Конечно, у каждой организации есть свои организационные особенности, но методы в целом общие по всей стране. Один из главных – экономический, предполагающий получение выгоды через те объекты природопользования, на которые юридическое лицо смогло получить лицензию.
Государственные органы, имеющие соответствующие права, – это президент страны, Федеральное собрание и правительство. Кроме того, определенные возможности есть у исполнительных, представительных органов регионов. Инстанции, муниципалы призваны охранять природу, решать дополнительные вопросы.
Специальные инстанции
К таковым принято относить те, которые упомянуты в изданных правительством правовых актах, то есть те, на которые возложены функции охраны природы. Бывают комплексные, ответственные за отдельные отрасли, функциональные. Самоуправленцы на местном уровне работают в соответствии с уставом конкретного органа.
Собственность, права и пользование
Пользователи могут распоряжаться природными ресурсами на основе того, что в их владении есть некоторые участки. Собственность может быть частной, может – коммунальной. Правовой статус обязывает собственника пользоваться ресурсами во всем владении либо передать эти участки в пользование другим лицам. Выделяют сельскохозяйственные, несельскохозяйственные объекты. Некоторые ведут свое хозяйство, специализируясь на рыбе, охоте, лесе и других отраслях.
Система классификации субъектов права довольно сложная. Учитывают не только область деятельности, но и формат (физическое, юридическое лицо), особенности эксплуатируемых объектов. Пользователем может быть гражданин или группа граждан. В наше время законы, регламентирующие эту сферу, пока не проработаны в нужной степени.
Права: откуда и куда?
Право пользования объектами не может появиться буквально из ничего. То есть сначала нужно получить в свою собственность некоторые участки, и уже следом за этим возникает возможность реализации права пользования природными ресурсами. Тесно связана с этим правоспособность трудиться.
Экологическая правоспособность предприятий – это отдельный разговор. Она довольно сильно отличается по своей сути от экологической правоспособности инстанций, призванных управлять объектами природы от лица властей страны. Обусловлено это тем, что полномочия государственных инстанций идут из их компетенции, сформированной на государственном уровне законами и нормативными правовыми актами. При этом следует помнить, что именно государство – собственник преимущественного объема природных ресурсов.
Экологическая дееспособность
Этим термином обозначают способность получать, реализовывать права, обязанности, связанные с аспектами пользования природными ресурсами. Для юридического лица такой термин не слишком важен, так как тот, кто экологически правоспособен, в то же время имеет и дееспособность. Отсюда пошло понятие «праводееспособность». Таковая свойственна организациям, юридически правильно оформленным, то есть являющимся лицом. А вот филиал, структурное подразделение, бригада, цех не имеют праводееспособности, так как несамостоятельны. Следовательно, подобные «мелкие сошки» не считаются субъектами права.
Те лица, которым присуща праводееспособность, считаются субъектами права, как только получают в свое распоряжение некий природный объект и оформляют это в установленном порядке. Правда, в некоторых случаях оформление не нужно, тогда праводееспособность появляется в тот момент, когда территорией начинают пользоваться. Пример - общие дороги.
Экологическая правоспособность: особенности вопроса
Применительно к отдельно взятым гражданам нашей страны эта особенность появляется в тот момент, когда человек рождается, а пропадает лишь в момент смерти. У всех граждан страны экологическая правоспособность совершенно одинаковая. Не оказывают влияние ни положение в обществе, ни принадлежность к определенному полу либо расе, ни происхождение, уровень дохода.
Нельзя путать понятия «экологическая правоспособность» и «получение объекта в пользование». Второе – это субъективное право. Оно возникает в том случае, когда есть правоспособность. Касаемо отдельно взятых граждан страны наиболее важным становится явление экологической дееспособности, то есть лицо совершает некоторые поступки, провоцирующие юридические последствия. Чтобы поступать правильно, нужно иметь опыт, знание правовых норм, а также уметь оценивать последствия совершаемых действий. Гражданская и экологическая дееспособность свойственна гражданам страны в разном объёме. Законы, регулирующие эту область, не имеют четко сформулированных норм, определяющих дееспособность, поэтому приходится при возникновении спорной ситуации анализировать правовые нормы и исходить из этого. Так, земельная дееспособность свойственна только достигшим 18 лет либо 16, если они задействованы в фермерском хозяйстве. Правда, никаких других уточнений относительно каких-либо категорий граждан в земельном законодательстве на текущий момент нет.
А у соседей?
Если обратить внимание на действующие законы, регулирующие другие сферы природопользования, можно заметить, что точных нормативов очень мало. При этом если закон посвящен органу, управляющему неким объектом, то между ним и пользователем фактически нет разницы. Если есть некое государственное предприятие, например занимающееся лесом, то его же считают органом, управляющим этой зоной. По закону его наделяют правами на пользование территорией в соответствии с утвержденными нормативами.
Право природопользования: защищаем то, что есть
Невозможно переоценивать важность регулирования законами прав и возможностей в области использования природных ресурсов. При этом важно помнить, что природопользование не инструмент удовлетворения потребностей людей, но фактор негативного воздействия на окружающий нас мир.
Человек пользуется ресурсами в собственных интересах. Кто-то на этом делает деньги, другие отдыхают или используют природу для духовных нужд. Во многом это регламентируется имеющимися правами, собранными в систему, призванную регулировать применение богатств окружающего мира. Есть природоресурсное законодательство, задача которого – регулирование того, как эксплуатируется пространство. Дополнительно был принят федеральный закон, посвященный охране окружающей среды. Отдельные нормы можно извлечь из правовых актов, косвенно связанных с охраной природы.
Юридическая составляющая
Право природопользования – это институт права, в то же время правовые отношения и даже правомочия отдельно взятых лиц. Нормативы, принятые для регулирования этой сферы – комплекс института права. Право пользования природными ресурсами – это не только лишь права, но и связанные с ними обязанности, регламентирующие особенности применения на практике тех или иных участков.
Действующие законы, а вместе с ними экология как наука ввели систему классификации видов пользования природными ресурсами. Самый простой вариант разделения на группы, уже упомянутый выше, базируется на определении пользуемого объекта. То есть говорят о пользовании землей, водой, воздухом, лесом, недрами, животными и растениями.
В то же время юридическая литература практически не содержит упоминаний о нормативах пользования воздухом. Эта сфера определена в намного меньшем объеме, нежели остальные, хотя проблема охраны чистоты атмосферы из года в год все актуальнее. В 1982 г. был издан первый закон, посвященный воздуху, на смену ему пришел более современный ФЗ, определяющий пользование атмосферой как загрязнение ее выбросами.
А как еще поделим?
Альтернативная широко используемая система классификации предполагает деление, основанное на назначения ресурса. То есть в расчет берутся специфика применяемого ресурса и те потребности, которые через него удовлетворяются. Особенно полная информация об этом содержится в Земельном кодексе, где упоминаются земли, отведенные под населенные пункты, под сельское хозяйство, охраняемые в специальном порядке, используемые промышленностью, транспортом и прочими предприятиями, а также отведенные под лес, водный фонд и сохраненные про запас.
Земельные ресурсы подразделяют на жилые, общественные, промышленные, транспортные, для отдыха, для сельского хозяйства, специальные, военные и все прочие. Все перечисленные виды могут быть в рамках одного населённого пункта. Разграничение основывается на градостроительной документации.
А вот недра используются геологами, добытчиками, строителями. Из водного кодекса следует, что есть ресурсы для добычи питьевой воды и жидкости для бытовых нужд, есть объекты для дренажа, сточных вод, а также используемые для добычи энергии, сплава дерева, лечения, отдыха, оздоровления людей. Есть водоемы для ловли рыбы, пользования транспортом, разведки важных для цивилизации ископаемых. Наконец выделяют пожарные. Все перечисленное – различные объекты природопользования.