Дорожные знаки — важнейшие источники информации для водителя. Они являются элементами обустройства дорог. Заметную роль в создании безопасной атмосферы на проезжей части играет размер дорожных знаков. Закон № 443-Ф3, вступивший в действие 30 декабря 2018 года, подтверждает приоритет сохранности жизни участников дорожного движения над любыми экономическими убытками и потерей времени.
Кто придумывает и кто несет ответственность
Необходимость в дорожных знаках назрела в народе еще в незапамятные времена, что недвусмысленно отразилось в славянском фольклоре: "Налево пойдешь — костей не соберешь; направо пойдешь — коня потеряешь; прямо пойдешь...".
Сейчас кто этим занимается? Установлены нумерация и размеры дорожных знаков по ГОСТу Р 52290-2004, разработанному ГП "РОСДОРНИИ" и НИЦ ГИБДД МВД России, согласованному с Техническим комитетом по стандартизации и введенному в действие приказом Федерального агентства РФ по техническому регулированию и метрологии № 121-ст от 27.06.2006. Стандарт отражает европейские соглашения.
Установка, демонтаж, замена знаков, установление единообразного порядка дорожного движения на всей территории РФ — это сфера деятельности органов государственной власти.
Строгие рамки
В процессе накопления и анализа опыта обеспечения жизнедеятельности автодорог были выработаны рабочие характеристики знаков, к которым относятся и размеры. Принята их официальная классификация. Типы размеров дорожных знаков:
- I - малый (местные дороги, 1-2 полосы);
- II - нормальный (магистрали, 2-3 полосы);
- III - большой (автомагистрали, ≥4 полосам);
- IV - очень большой (опасные участки; дорожные работы на автобанах).
Таблица ниже демонстрирует границы изображений знаков различного начертания.
Форма | Длина стороны, мм | Ширина, мм | Диаметр, мм |
Треугольная | 700-1500 | ||
Полосы | 615-3150 | 200-900 | |
Правильный 8-угольник | 700-1200 | ||
Квадратная | 350-1200 | ||
Круглая | 600-1200 | ||
Прямоугольная | 400-2250 | 900 | 200-1800 |
На дорогах со скоростью передвижения транспорта свыше 60 км/ч допускается установка большего размера дорожных знаков, но обязательно не меньше, чем требует стандарт. В местах, где статистика количества аварий превосходит показатели на аналогичных участках, устанавливаются знаки размеров III и IV.
А что с каемочкой?
Все упреждающие, прямоугольные предписывающие знаки и знаки 2.1-2.4, 2.6, 3.2-3.33, 5.23.2, 5.24.2, 6.13, 6.15.1-6.16, 6.18.1-6.19.2, 8.1.1-8.21.3 должны иметь ширину наружной каймы 10 мм.
Круглые предписывающие знаки и знаки 2.5, 2.7, 3.1, 5.1-5.22, 5.27-5.34, 6.1-6.8.3, 7.1-7.18 — 20 мм.
На знаках 1.1-1.3.2, 1.5-1.32, 2.3.1-2.4, 2.6, 3.2-3.20, 3.22, 3.24, 3.26-3.30, 3.32, 3.33 возможно изображать лишь одну кайму, имеющую суммарную ширину.
Размер запрещающих дорожных знаков тот же, что и знаков, отменяющих их действие. В соответствии с Венской конвенцией, изменяется цвет знака и наклон черты (/) на отменяющем знаке противоположен наклону запрещающей черты (\).
«Шипы»
Приблизительное понимание гражданами, какого размера дорожные знаки существуют, поможет устранить ненужные споры с инспектором ДПС о том, что их нужно в лупу рассматривать. Очевидно, такие отговорки не спасут. А вот размеры дорожного знака «Шипы» могут понадобиться домашним умельцам. Вообще-то, в последней редакции «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации...» среди знаков, которые обязательны к закреплению на автомобиле, его не найти. Но те, кто уверен в том, что шипы уменьшают тормозной путь и желательно предупредить об этом едущее сзади ТС, смело могут этот знак установить внутри или снаружи салона. Наказание за его присутствие не грозит даже летом.
Знак «Шипы» — черная буква Ш в треугольной рамке с красной каймой. Одинаковая длина сторон треугольника равна, как минимум, 200 мм каждая. Ширина каймы составляет 10 % длины одной стороны. Треугольник должен впритык поместиться на узкой стороне листа А4. Самодельный знак на плотной бумаге удобно закрепить изнутри тремя присосками: стекло останется чистым, как слеза. Еще его распечатку предлагают некоторые сайты.
«Братья меньшие»
Со знаками уменьшенного размера проводится практический эксперимент на центральных улицах Москвы и Санкт-Петербурга. На это нововведение правительство и ответственные за организацию безопасного движения органы пошли под давлением туристов и общественности, возмущенных захламлением дорожным инвентарем и неэстетическим видом городских панорам с памятниками изобразительного искусства и архитектуры. Так как речь идет об исторических центрах городов, где и без того часто быстрее идти, чем ехать, размеры знаков, участвующих в эксперименте, уменьшили больше чем в 1,5 раза.
Дорожные знаки уменьшенного размера могут располагаться на низкоскоростных дорогах. Так, диаметр запрещающих знаков 3.27-3.30 уменьшают до 250 мм. Знаки особых предписаний 5.16-5.18 могут быть урезаны до размера 800×500 мм. Ширину табличек 8.22.1-8.22.3 разрешается уменьшить на 40 мм. Если дорожные работы планируется закончить в течение одного светового дня, длина стороны знака 1.25 может быть равна 550 мм. По ГОСТу размер дорожного знака «Главная дорога» возможно ужать до квадрата всего 350×350 мм (≈2 раза). Так поступают перед перекрестками без светофоров, которые такая дорога пересекает по прямой линии. Повторить монтаж 3.27-3.30 уже малым диаметром 250 мм (<в 2,5 раза) без табличек разрешается для подтверждения запрета в местности, где область действия знака очертить затруднительно.
Моделирование
Имеются знаки, дающие информацию, не влияющую на характер дорожного движения, но значимую для некоторых водителей. Их изготавливают по индивидуальному заказу, но соблюдают требования государственного стандарта и балансодержателя территории. Размеры дорожных знаков такого предназначения отличаются многообразием. Они зависят от категории дорог, места расположения, количества описанных объектов. Огромное преимущество такой вывески перед рекламными щитами и экранами, что информация на них попадает в поле зрения водителя, следящего за пространственными ориентирами, составляющими суть самих знаков. ГОСТ допускает размещать совместно с дорожными указателями маршрута следующие сведения:
- адрес;
- телефон;
- вид услуги;
- тип заведения;
- направление к объекту;
- расстояние;
- графическую информацию.
Эти данные располагают ниже знака 6.9.1, 6.9.2, 6.10.1 или 6.12 без промежутка на щите той же ширины. Сопутствующая информация должна занимать площадь меньшую:
- 1/3 площади всего знака при высоте прописных букв ≤200 мм;
- 1/4 – при высоте прописных букв ≥250 мм.
Грядут перемены?
Для того чтобы пробудить водителей от дремы, навеянной получением удостоверений на право вождения сроком до 30 лет, ответственные органы продвинули в жизнь новоизобретенные знаки. Работники ГИБДД готовы давать мастер-классы по безопасности движения прямо на обочине хоть каждый день. И все же ученые давно установили, что чем больше новых знаний постоянно поглощает человеческий разум, тем дольше сохраняется и даже улучшается его работоспособность. Поэтому рекомендуется каждому участнику дорожного движения окунуться в стихию изображений, созданных свежим поколением художников. Кое-кто сетует, что последнее время изменение правил происходит 3-4 раза в год. Но это может быть интересно. Сейчас актуальны игровые методы обучения. Чтобы информация лучше запомнилась, знатокам прежних правил предлагается угадать, к какой группе знаков относятся изображения ниже:
- предписывающие;
- информационные.
Наверное, многим приходилось быть свидетелями остановки трамвайного движения из-за снежных заносов. По-видимому, такой случай предусматривает знак «Выделенная трамвайная полоса». Чтобы вагоновожатый знал, с какого бока зажжется «свет в тоннеле». Заботясь о расширении возможностей работников, страдающих склерозом, ГИБДД России внедряет линейку знаков направления движения для общественного транспорта. Комбинированный знак остановки со списком проходных маршрутов ниже удивит новизной разве что водителей, упомянутых в предыдущем предложении. Зато его изготовление влетит в копеечку и пешим, и конным. Ведь теперь он стал штучным товаром, конвейерное производство тут и не светит. Да и уже годы длящийся эксперимент на нескольких улицах двух-трех городов тоже не снабжается большими партиями.
Кто-то их видел
Как сообщает «Парламентская газета», слухи о возможном введении новых знаков и табличек имеют под собой основания. Некоторые дорожные знаки уменьшенного размера с измененным фоном и подсветкой выставляются на фотографиях в Интернете. Достоверные источники перечисляют десятки знаков. Их количество в самых обильных списках стремится к сотне. Предполагается, что размер новых дорожных знаков не будет выходить за границы 400-500 мм.
Желанные приметы или где остановиться?
Нововведение более всего коснется изображений парковки, добавив к знакомой букве Р графические подсказки о способе размещения автомобиля в указанном месте. Так как каждый из таких знаков объединил в себе двойную информацию, то их введение может сэкономить материалы и сократить количество существующих знаков. Понятны изображения платной парковки и парковки под крышей. Знак «Парковка для инвалидов» совместил в себе две знакомые пиктограммы. Знаки платной и бесплатной парковки с указанием числа парковочных мест, по-видимому, удобны на тесных притротуарных площадках, где разумно допустимое количество стоящих ТС можно пересчитать на пальцах одной руки. Вряд ли водителям покажется комфортной возможность расположения знаков направления парковки и запрещения остановки и стоянки перпендикулярно обычному расположению знаков на заборах и стенах строений. Тем более, что придется соображать не только, где остановиться, но и какой на улице нужный вам объект.
В такой обстановке размеры знаков дорожного движения вообще могут показаться мелочью. Некоторые парковочные места будут предназначаться для автомобилей с ограничением по ширине корпуса. Таблички для этого разработаны. Также на парковках применимы таблички «Ограничение времени».
Подарок пешеходам
Хорошим нововведением является наклейка или нанесение рамок из светоотражающих материалов на существующие знаки пешеходного перехода. Узаконены они на нерегулируемых перекрестках и в местах с ограниченной видимостью днем или ночью. Следуя за желаниями активных пешеходов, для них на перекрестках появляются диагональные наземные переходы. Изображения на соответствующих знаках кажутся логичными и удачными.
Следующий знак дарит водителям единственное преимущество нерегулируемого перекрестка — уступи всем и поезжай. Есть надежда, что он сэкономит время и бензин для сидящих за рулем. Знаки, иллюстрирующие направления движения на следующем перекрестке полезны на многополосных дорогах и, скорее всего, понравятся водителям. Не только размеры дорожных знаков, обозначающих начало и конец велопешеходной зоны, но и их форма отличаются от существующих. По аналогии следует ожидать изменения знаков 4.4.1-4.5.1, 4.5.4-4.5.7. Некоторые временные знаки дополнит табличка «Месяцы». Разработана табличка «Глухие пешеходы».
Заключение
Размер дорожных знаков — важный показатель качества устройства дорог. Очевидно, что со времени установки первого знака в Российской империи в начале ХХ века забота о безопасности проезда выливается во все более продуманные решения. Выбор новых характеристик технических средств организации движения неизбежно закончится в интересах граждан.