В каком году было подписание Федеративного договора? Этот вопрос интересует не только историков и политологов, но и простых обывателей, которым не безразлично прошлое и настоящее России. Как известно, без прошлого нет будущего. Какие уроки можно извлечь из такого исторического события, как подписание Федеративного договора? Дата столь важного происшествия интересует многих. Ее легко можно отыскать в любом учебнике по истории. Однако что стоит за этими сухими цифрами?
Год подписания Федеративного договора навеки вошел в мировую историю как год сложных решений и великих деяний. Что стало причиной столь важного политического явления? Какие события предшествовали этому инциденту? Какие последствия повлекли за собой создание и подписание Федеративного договора? Ответы на эти вопросы будут представлены ниже. Однако вначале давайте ознакомимся с терминологией.
Что представляет собой данное событие
Если сказать кратко, Федеративный договор – это совокупность нескольких нормативных договоров, которые считаются одними из основных источников современного конституционного права РФ при регулировании различных федеративных отношений. Здесь стоит пояснить, что Россия является суверенным государством с федеративным устройством. То есть в ее состав входят субъекты (или части государства), которые обладают определенной самостоятельностью, юридически подтвержденной и регламентированной. Данные субъекты федерации имеют достаточно широкие полномочия, которыми руководствуются во внутренней политике, однако государственным суверенитетом они не обладают.
Юридической основой для такого политического устройства РФ как раз и является Федеративный договор, о дате подписания которого и пойдет речь в данной статье. Примечательно, что это нормативное соглашение состоит из трех полностью самостоятельных документов, подписанных в одно и то же время. Данные договоры регламентируют разграничение полномочий и предметов ведения внутри Российской Федерации между федеральными органами власти (основного государственного значения) и органами власти субъектов (частей государства), которые объединены в три группы:
- Суверенные республики.
- Края и области, города Москва и Санкт-Петербург.
- Автономные округа и автономная область.
Данным нормативным документом регулировались и до сих пор регулируются общественные отношения между многочисленными субъектами РФ и, самое главное, между ними и самой Федерацией. Когда же произошло подписание Федеративного договора? В каком году свершилась судьба республик великого СССР?
Кратко о дате
Ни для кого не секрет, что год подписания Федеративного договора выдался сложным для всего постсоветского народа не только в политическом, но и в экономическом плане. Это было время серьезных перемен и финансового кризиса. Как говорят многие российские граждане, если бы не был подписан данный документ, страна была бы втянута в хаос, за которым последовала бы разобщенность нации и гибель великой империи.
Когда же произошло подписание Федеративного договора? В марте 1992 года. Именно тогда представители со стороны Российской Федерации и представители со стороны субъектов государства подписали между собой три соглашения.
Это произошло 31 марта. Уже через десять дней шестой Съезд народных депутатов (высший орган госвласти РСФСР) одобрил документ и включил его содержание в Конституцию Российской Федерации.
Немного юридической информации
О причинах подписания Федеративного договора (1992 года) мы поговорим чуть ниже. А сейчас давайте выясним, какой юридической силой обладает интересующий нас документ.
Как уже упоминалось выше, в апреле 1992 года высший орган госвласти РСФСР постановил включить текст Федеративного договора в Конституцию. Однако уже через год в этом самом основном документе государства отмечалось, что конституционные нормы намного превосходят нормы самого договора. Данная информация содержится в первом пункте второго раздела. Далее (а именно в третьем пункте одиннадцатой статьи) поясняется, что Федеративный договор является основным нормативным документом для регулирования и регламентирования федеративных отношений. Согласно Конституции РФ, государство является конституционной (а ни в коем случае не договорной) федерацией. Именно поэтому Конституция обладает высшей юридической силой по сравнению с интересующим нас договором.
Парад суверенитетов
Какие события предшествовали подписанию Федеративного договора в 1992 году? Как известно, данное событие стало следствием распада Советского Союза. Процесс дезинтеграции начался еще в 1988 году, когда назрел конфликт между так называемым союзным центром бывшей Страны Советов и республиками, входящими в ее состав. Причиной столь серьезных изменений стало провозглашение преобладания республиканских законов и постановлений над союзными, что являлось нарушением Конституции СССР, а именно статьи 74. Данный конфликт с дальнейшим разъединением республик и называется парадом суверенитетов.
В связи с этим все союзные республики, а также многие автономные, приняли собственные Декларации о независимости, тем самым поставив свое законодательство выше государственного. Кроме того, республики, заявившие о своем суверенитете, предприняли целенаправленные действия по укреплению собственной экономической самостоятельности, что включало в себя отказ выплачивать налоги в общий союзный (и даже федеральный) бюджет. Такая ситуация поспособствовала прекращению хозяйственных и экономических связей между регионами и республиками СССР, что ухудшило и без того нелегкое финансовое положение Страны Советов.
Что же происходило в государстве в те нелегкие годы?
События, предшествовавшие распаду
Чтобы определить предпосылки и последствия подписания Федеративного договора, необходимо выяснить, какая ситуация спровоцировала создание данного нормативного документа и какие результаты были достигнуты заключением столь важного соглашения.
Самой первой территорией, которая заявила о своем суверенитете, считается Нахичеванская АССР, находящаяся на тот момент в составе Азербайджанской ССР. Это произошло в конце января 1990 года. Какие события спровоцировали столь радикальное решение жителей Нахичевани? 20 января произошло подавление политической оппозиции в Баку. В город вошли вооруженные подразделения Советской Армии, вследствие чего были уничтожены сотни мирных азербайджанцев. Этот день навеки вошел в российскую историю под названием Черного, или Кровавого, января.
Заявление о суверенитете Нахичеванской АССР стало прецедентом для объявления собственной независимости других республик. В течение семи месяцев о выходе из состава страны советов заявили еще шесть республик. Это были Латвия, Литва, Армения, Эстония, Грузия и Молдавия. И в то же время некоторые автономные образования, входившие в состав последних двух территорий, объявили о своем желании остаться в числе республик Союза. Такое решение было принято Абхазией и Южной Осетией, а также Гагаузией и частью Приднестровья.
Примечательно, что ни одна из центральноазиатских республик, входящих в состав Страны Советов, не ставила пред собой целью независимость от центра. На данных территориях даже не было организовано каких-либо партий или движений, которые бы отстаивали идею суверенитета. Исключение составляли лишь национал-демократические партии Азербайджана ("Народный фронт") и Татарстана ("Иттифак").
В связи с тем, что некоторые республики захотели полной независимости, глава СССР Михаил Горбачев решил видоизменить государственное устройство Советского Союза, предложив более мягкую форму правления – децентрализованную федерацию, в состав которой входило бы всего девять территорий (из существовавших пятнадцати). Его проект был одобрен четвертым Съездом народных депутатов, и в середине 1991 года была создана специальная рабочая группа по формированию нового союзного договора, имеющего название Новоогаревский процесс. Однако планам президента так и не суждено было осуществиться.
Подписание данного соглашения было намечено на 20 августа. Однако известные всем события помешали осуществлению столь важного мероприятия. Августовский путч положил начало распаду великой державы. Несмотря на то что резкой смены власти не произошло, Горбачев стал терять свой авторитет и рычаги управления. Влияние и власть постепенно переходили в руки Борису Ельцину, президенту РСФСР, а также главам других республик.
Приблизительно в это время о своей независимости заявляют практически все республики и автономные образования, входящие в Советский Союз. В начале сентября Государственный совет признал законность выхода из состава страны советов таких государств, как Эстония, Латвия и Литва. Спустя два месяца руководители России, Казахстана, Белоруссии, Киргизии, Туркмении, Таджикистана и Узбекистана совместно с президентом Горбачевым решили подписать договор о создании так называемого ССГ (или Союза Суверенных Государств). Однако и этим планам не удалось осуществиться.
За день до подписания данного документа, были подписаны Беловежские соглашения, которые официально заявляли о прекращении существования Союза и создании межгосударственной организации, получившей название Содружества Независимых Государств. Документы были подписаны странами-учредителями СССР (Россией, Белоруссией и Украиной). Вскоре к ним присоединились еще восемь республик.
Хронология событий
В какой последовательности союзные республики выходили из состава Страны Советов? Самой первой заговорила о собственной независимости Эстонская ССР, а затем Литовская и Латвийская. Затем о себе заявили Азербайджанская и Грузинская ССР. К ним присоединились РСФСР, а также Узбекская, Молдавская, Украинская, Белорусская, Туркменская, Армянская и Таджикская республики. Они провозгласили о своем суверенитете летом 1990 года. Затем осенью о своей независимости заявила Казахская ССР, а в декабре месяце – Киргизская ССР.
Помимо республик, свое право на суверенитет стали отстаивать автономные области и территории, входящие в их состав. Прежде всего, речь идет об Абхазии, Нагорном Карабахе, Южной Осетии, Приднестровье и острове Крым.
Политические последствия развала Союза
Люди до сих пор не могут сойтись во мнении относительно последствий распада Светского Союза. Кто-то считает падение великой державы положительным явлением. Другие же тоскуют по советскому прошлому и осуждают события тех неспокойных дней. Как бы там ни было, однозначного ответа не знает никто. Доподлинно известно, что не все территории, заявившие о своей независимости, пошли путем развития и прогресса. Другие же государства после распада Союза, напротив, достигли большого процветания и благоденствия.
Более того, не все государства, провозгласившие свой суверенитет, были признаны таковыми мировым сообществом. Лишь в конце 2000-х частичного международного признания удалось добиться Абхазии и Южной Осетии. Некоторые территории, такие как Нагорный Карабах и Приднестровская Молдавская Республика, до сих пор сражаются за свою независимость, что, естественно, отрицательно сказывается на их экономическом и политическом уровне развития.
С другой стороны, некоторые государства, ставшие независимыми, со временем потеряли свой суверенитет. Это, прежде всего, Татарстан, Ичкерия (Чеченская Республика) и Гагаузия. Больше об этом можно будет узнать ниже.
Подписание соглашения
Распад Советского Союза повлек за собой экономический и политический кризис, который пришлось пережить практически всем территориям, входившим в его состав. Россия, помимо финансовых проблем, переживала еще и внутренние трудности. Некоторые автономные области, входящие в ее состав, заявили о своей независимости. Это могло отрицательно сказаться не только на экономике государства, но и на социальной и культурной жизни страны. Помимо всего прочего, повсеместно усиливались сепаратистские настроения. Например, Чечня отказалась подчиняться России и признавать ее независимость на своей территории. Татарстан также отказался платить налоги в общую казну и собирался ввести собственную валюту. Для объединения народов и создания сильной державы необходимо было предпринять определенные действия. Борис Ельцин решил сплотить население страны на политическом уровне.
Таким образом, подписание Федеративного договора было инициировано с целью урегулирования назревавшего конфликта между Россией и входящими в ее состав республиками. Данное соглашение должно было укрепить государство и регламентировать его внутреннюю политику.
Трудности на пути к единению
Однако не все территории, входящие в состав России, выявили желание подписать нормативный документ. Категорические отказались сесть за стол переговоров Чечня и Татарстан. С ними были начаты продолжительные переговоры. К общему соглашению стороны пришли спустя несколько лет. Несмотря на это, подписание соглашения состоялось. Это произошло, как уже упоминалось выше, в 1992 году, 31 марта.
Суть соглашения
Было подписано три договора, которые должны были урегулировать отношения между государственной властью и властью отдельных территорий, входящих в состав России. Согласно этому нормативному документу, федеративные республики должны были иметь своих представителей в палате высшего законодательного органа государства в количестве не менее пятидесяти процентов от всех занятых мест.
Итак, договоров было три. В чем же их суть?
Первый документ был подписан представителями со стороны Российской Федерации и республик, входящих в ее состав. К последним относились такие территории:
- Адыгея.
- Чувашская Республика.
- Башкортостан.
- Хакасия.
- Мордовская АССР.
- Бурятия.
- Удмуртская Республика.
- Горный Алтай.
- Дагестан.
- Тува.
- Кабардино-Балкария.
- Северо-Осетинская АССР.
- Калмыкия.
- Саха (Якутия).
- Карачаево-Черкесская ССР.
- Марий Эл.
- Карелия.
- Коми ССР.
- Марийская ССР.
В подписании следующего договора с представителями РФ участвовали полномочные представители от краев, областей и двух крупных городов (Санкт-Петербурга и Москвы). Помимо последних, соглашение приняли:
- Курская область.
- Мурманская.
- Липецкая область.
- Магаданская.
- Алтайский край.
- Амурская область.
- Волгоградская.
- Ивановская область.
- Московская.
- Пензенская область.
- Самарская.
- Краснодарский край.
- Вологодская область.
- Архангельская.
- Иркутская область.
- Нижегородская.
- Пермская область.
- Саратовская.
- Приморский край.
- Астраханская область.
- Воронежская.
- Калининградская область.
- Новосибирская.
- Псковская область.
- Сахалинская.
- Красноярский край.
- Белгородская область.
- Калужская.
- Камчатская область.
- Омская.
- Ростовская область.
- Свердловская.
- Ставропольский край.
- Брянская область.
- Кемеровская.
- Кировская область.
- Оренбургская.
- Рязанская область.
- Смоленская.
- Хабаровский край.
- Владимирская область.
- Костромская.
- Курганская область.
- Орловская.
- Ленинградская область.
- Читинская.
- Тамбовская область.
- Тюменская.
- Челябинская область.
- Тверская.
- Ярославская область.
- Тульская.
- Ульяновская.
- Томская область.
Третий договор был составлен между Российской Федерацией и автономными областями и округами, которые входили в ее состав. К ним относились:
- Еврейская автономная область.
- Агинский Бурятский автономный округ.
- Коми-Пермяцкий автономный округ.
- Корякский.
- Ненецкий автономный округ.
- Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ.
- Усть-Ордынский Бурятский.
- Ханты-Мансийский автономный округ.
- Чукотский.
- Эвенкийский автономный округ.
- Ямало-Ненецкий автономный округ.
Отношения с Татарстаном
История отношений между Россией и Татарстаном захватывающая и полна противоречий. Объединяло ли что-то государства до подписания Федеративного договора?
Между СССР и Татарстаном весной 1920 года был подписан декрет. Его инициатором стал Владимир Ильич Ленин. В согласии с этим договором, на определенной территории, охватывающей часть Уфимской и Казанской губерний, образовывалось автономное государство – татарская АССР, входившая в состав РСФСР. В начале 1990-х территория получила свое современное название – Республика Татарстан.
Но что можно сказать о современной истории этого государства? Начиная с 1991 года с ним велись переговоры о подписании Федеративного договора. Татарстан на протяжении трех лет отстаивал свою независимость, чтобы в начале 1994 года подписать соглашение с Российской Федерацией о разграничении органов власти. В подписании документа принимали участие: от имени России – Ельцин и Черномырдин (занимающий на тот момент пост Председателя Правительства) и от имени Татарстана – Минтимер Шаймиев (президент страны) и Мухаммат Сабиров (премьер-министр).
Согласно этому договору, Татарстан считался самостоятельным государством, входящим в состав РФ. Республике разрешалось иметь свое законодательство и Конституцию, Национальный банк и собственную внешнюю политику. Кроме того, Татарстан имел право на установление и взимание налогов в собственную казну. Республика могла самостоятельно выдавать паспорта своим гражданам и распоряжаться своими природными ресурсами, которые считались ее особым достоянием. Более того, государству были предложены финансовые преференции и некоторые льготы.
Срок действия данного соглашения истек через десять лет. После этого российской властью был предложен новый Федеративный договор, подписание которого произошло летом 2007 года. Несмотря на то что данное соглашение было взаимно невыгодным, оно было принято обеими сторонами. Со стороны России выступал ее Президент Владимир Путин, а со стороны Татарстана – глава Республики Минтимер Шаймиев. Нормативный документ лишал Татарстан определенных льгот и привилегий. Срок действия соглашения также был лимитирован десятью годами.
Отношения России с Чечней
Подписание Федеративного договора было отвергнуто Чечней с целью создания собственного независимого государства. Как уже упоминалось выше, мировая общественность не восприняла суверенность республики, что стало причиной возникновения на ее территории терроризма и начала кровопролитной войны.
Лишь в 1997 году между Российской Федерацией и непризнанной Ичкерией был подписан договор, заключающий в себе основные принципы урегулирования отношений между государствами. Согласно документу, жители Чечни освобождались от налогов на газ и электроэнергию, а все остальные налоги шли в казну провозглашенной республики. Кроме того, обе стороны обязывались прекратить всякие боевые действия. Вопрос о независимости Ичкерии переносился на неопределенное время.
Соглашение было заключено между президентами двух стран – Борисом Ельциным со стороны России и Асланом Масхадовым со стороны Чеченской Республики. Целью данного документа было установление мира на территории Ичкерии. Однако это, к сожалению, не удалось реализовать полностью.