Оценка обоснованности закупок является важным этапом в сфере государственных и муниципальных закупок. В данной статье мы подробно разберем, как проводится такая оценка, опираясь на нормативно-правовую базу и реальную практику.
Введение в тему оценки обоснованности закупок
Согласно части 4 статьи 18 Федерального закона No 44-ФЗ, оценка обоснованности осуществления закупок проводится в ходе аудита в сфере закупок и контроля в сфере закупок. Цель такой оценки - определить, насколько обоснованно и целесообразно заказчик осуществляет ту или иную закупку.
Оценка обоснованности осуществления закупки проводится по ряду параметров: выбор способа определения поставщика, установление начальной максимальной цены контракта, требования к участникам закупки и закупаемой продукции. Результаты оценки влияют на возможность проведения закупки и заключения контракта.
Нормативно-правовая база для оценки обоснованности
Оценка обоснованности осуществления закупок проводится в ходе процедур, регламентированных Федеральным законом No 44-ФЗ, а также следующими документами:
- Бюджетный кодекс РФ
- Постановления и распоряжения Правительства РФ по вопросам закупок
- Методические рекомендации Минэкономразвития России
- Региональные и муниципальные нормативно-правовые акты
Эти документы определяют порядок оценки обоснованности осуществления закупок, критерии обоснованности, полномочия проверяющих органов, а также меры по результатам такой оценки.
Порядок проведения оценки обоснованности
Оценка обоснованности осуществления закупки проводится уполномоченными контролирующими органами, к которым относятся:
- Федеральная антимонопольная служба (ФАС России)
- Федеральное казначейство (Казначейство России)
- Органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля
Процедура оценки включает следующие этапы:
- Планирование проверок на основе анализа рисков
- Проведение документарной или выездной проверки закупки
- Фиксация результатов в акте проверки
- Направление предписаний и представлений заказчику
- Контроль за исполнением выданных предписаний
Такая поэтапная процедура позволяет оценка обоснованности осуществления закупки проводится
максимально объективно и всесторонне.
Результаты оценки и последствия
По результатам оценка обоснованности осуществления закупки, закупка может быть признана обоснованной или необоснованной:
- Обоснованные закупки. Если нарушений требований законодательства при планировании и осуществлении закупки не выявлено, она признается обоснованной. Это означает, что заказчик вправе завершить закупку и заключить контракт с победителем или иным участником закупки, с которым заключается контракт по результатам несостоявшихся процедур.
- Необоснованные закупки. Закупка может быть признана необоснованной, если выявлены нарушения требований 44-ФЗ и других нормативных правовых актов при ее планировании и осуществлении.
Например, если в ходе проверки выясняется, что заказчик неправильно установил НМЦК или необоснованно ограничил число участников. В таком случае проверяющие органы выносят предписание об отмене определения поставщика и внесении изменений в документацию.
Мероприятия по результатам оценки обоснованности
Помимо вынесения предписаний заказчику, по результатам оценки обоснованности осуществления закупки могут быть приняты следующие меры:
- Направление представлений об устранении причин нарушений;
- Возбуждение дел об административных правонарушениях;
- Передача материалов проверки в правоохранительные органы.
Такие меры направлены на недопущение подобных нарушений в дальнейшей деятельности заказчика и повышение эффективности расходования бюджетных средств.
Оформление результатов оценки обоснованности
Результаты оценки обоснованности осуществления закупки оформляются в виде акта, который подписывается должностными лицами проверяющего органа. В акте указывается заключение о степени обоснованности закупки, а также выявленные недостатки.
Кроме того, по результатам каждой проверки составляется отчет, содержащий оценку обоснованности осуществления закупки, проводится документооборот и описание конкретного случая. Эти отчеты обобщаются в единую отчетность о результатах контроля в сфере закупок.
Примеры оценки обоснованности на практике
Рассмотрим конкретные примеры из практики проведения оценки обоснованности осуществления закупки.
В одном случае заказчик при закупке оборудования для больницы завысил требования к квалификации участников. Это ограничило конкуренцию и привело к заключению контракта по завышенной цене. Закупка была признана необоснованной.
В другой ситуации муниципальный заказчик неправильно рассчитал НМЦК, в результате чего цена контракта на строительные работы была завышена на 20%. По предписанию ФАС закупка отменена, а методика расчета НМЦК пересмотрена.
Рекомендации заказчикам по подготовке к оценке обоснованности
Чтобы минимизировать риски признания закупки необоснованной, заказчикам рекомендуется:
- Повышать квалификацию специалистов по закупкам;
- Тщательно готовить документацию о закупке;
- Обосновывать свои действия ссылками на нормативные акты.
Полезно изучать и анализировать сложившуюся практику оценки обоснованности в вашей отрасли или регионе. Это поможет избежать типовых ошибок.
Заказчик может организовать внутренние проверки обоснованности планируемых закупок, чтобы своевременно исправить ошибки.
Рекомендуется установить конструктивный диалог с проверяющими структурами, чтобы в сложных случаях получать разъяснения и консультации с их стороны.
Внедрение IT-решений позволяет частично автоматизировать процессы оценки обоснованности, снизить трудозатраты и ускорить подготовку закупочной документации.
В будущем ожидается дальнейшее совершенствование нормативной базы и методик оценки обоснованности закупок. В частности, возможно расширение автоматизированного контроля закупочных процедур на основе цифровых технологий.
Современные подходы к контролю в сфере закупок базируются на оценке рисков. Риск-ориентированный подход позволяет сконцентрировать усилия на наиболее проблемных или подозрительных закупках.
Критерии отнесения закупок к группам риска
К группам риска могут быть отнесены крупные закупки, закупки у единственного поставщика, закупки по отдельным видам товаров, а также закупки тех заказчиков, которые ранее допускали много нарушений.
Применяются различные методики анализа и количественной оценки рисков для выявления наиболее сомнительных закупок.
При анализе конкретных закупок изучаются индикаторы возможных нарушений и злоупотреблений, что позволяет оперативно реагировать в ходе проверок.
Для экспертов проверяющих организаций проводится обучение современным подходам к анализу обоснованности закупок и оценке рисков. Это повышает качество контрольных мероприятий.
Применение цифровых технологий открывает новые возможности для совершенствования оценки обоснованности закупок. Использование систем автоматизированной обработки данных о закупках позволяет в режиме реального времени выявлять сомнительные и рискованные закупки для дальнейших проверок.
Искусственный интеллект для оценки обоснованности
Перспективно применение технологий искусственного интеллекта, способных на основе больших данных оценивать степень обоснованности конкретных закупок и выявлять индикаторы возможных нарушений.
Автоматизация процессов позволяет реализовать быстрый и удобный обмен информацией о результатах оценки обоснованности между различными контрольными органами.
Для повышения эффективности оценки обоснованности требуется дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы с учетом лучших мировых практик в сфере государственного контроля и аудита.