Рубрики

Как проводится оценка обоснованности осуществления закупок: важные нюансы

Оценка обоснованности закупок является важным этапом в сфере государственных и муниципальных закупок. В данной статье мы подробно разберем, как проводится такая оценка, опираясь на нормативно-правовую базу и реальную практику.

Введение в тему оценки обоснованности закупок

Согласно части 4 статьи 18 Федерального закона No 44-ФЗ, оценка обоснованности осуществления закупок проводится в ходе аудита в сфере закупок и контроля в сфере закупок. Цель такой оценки - определить, насколько обоснованно и целесообразно заказчик осуществляет ту или иную закупку.

Оценка обоснованности осуществления закупки проводится по ряду параметров: выбор способа определения поставщика, установление начальной максимальной цены контракта, требования к участникам закупки и закупаемой продукции. Результаты оценки влияют на возможность проведения закупки и заключения контракта.

Женщина в костюме склонилась над ноутбуком и анализирует данные по аудиту госзаказа. Она сосредоточенно сверяет цифровые документы и электронные таблицы, ее брови нахмурены от внимания. В очках отражаются детали графиков. Широкий кадр офиса показывает дру

Нормативно-правовая база для оценки обоснованности

Оценка обоснованности осуществления закупок проводится в ходе процедур, регламентированных Федеральным законом No 44-ФЗ, а также следующими документами:

  • Бюджетный кодекс РФ
  • Постановления и распоряжения Правительства РФ по вопросам закупок
  • Методические рекомендации Минэкономразвития России
  • Региональные и муниципальные нормативно-правовые акты

Эти документы определяют порядок оценки обоснованности осуществления закупок, критерии обоснованности, полномочия проверяющих органов, а также меры по результатам такой оценки.

Юрист и специалист по госзакупкам страстно презентует результаты отчета об оценке заинтересованному руководящему комитету в светлом, просторном конференц-зале. Его экспрессивная жестикуляция выражает уверенность, он указывает на ключевые цифры в слайдах п

Порядок проведения оценки обоснованности

Оценка обоснованности осуществления закупки проводится уполномоченными контролирующими органами, к которым относятся:

  1. Федеральная антимонопольная служба (ФАС России)
  2. Федеральное казначейство (Казначейство России)
  3. Органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля

Процедура оценки включает следующие этапы:

  1. Планирование проверок на основе анализа рисков
  2. Проведение документарной или выездной проверки закупки
  3. Фиксация результатов в акте проверки
  4. Направление предписаний и представлений заказчику
  5. Контроль за исполнением выданных предписаний

Такая поэтапная процедура позволяет оценка обоснованности осуществления закупки проводится максимально объективно и всесторонне.

Результаты оценки и последствия

По результатам оценка обоснованности осуществления закупки, закупка может быть признана обоснованной или необоснованной:

  • Обоснованные закупки. Если нарушений требований законодательства при планировании и осуществлении закупки не выявлено, она признается обоснованной. Это означает, что заказчик вправе завершить закупку и заключить контракт с победителем или иным участником закупки, с которым заключается контракт по результатам несостоявшихся процедур.
  • Необоснованные закупки. Закупка может быть признана необоснованной, если выявлены нарушения требований 44-ФЗ и других нормативных правовых актов при ее планировании и осуществлении.

Например, если в ходе проверки выясняется, что заказчик неправильно установил НМЦК или необоснованно ограничил число участников. В таком случае проверяющие органы выносят предписание об отмене определения поставщика и внесении изменений в документацию.

Мероприятия по результатам оценки обоснованности

Помимо вынесения предписаний заказчику, по результатам оценки обоснованности осуществления закупки могут быть приняты следующие меры:

  • Направление представлений об устранении причин нарушений;
  • Возбуждение дел об административных правонарушениях;
  • Передача материалов проверки в правоохранительные органы.

Такие меры направлены на недопущение подобных нарушений в дальнейшей деятельности заказчика и повышение эффективности расходования бюджетных средств.

Оформление результатов оценки обоснованности

Результаты оценки обоснованности осуществления закупки оформляются в виде акта, который подписывается должностными лицами проверяющего органа. В акте указывается заключение о степени обоснованности закупки, а также выявленные недостатки.

Кроме того, по результатам каждой проверки составляется отчет, содержащий оценку обоснованности осуществления закупки, проводится документооборот и описание конкретного случая. Эти отчеты обобщаются в единую отчетность о результатах контроля в сфере закупок.

Примеры оценки обоснованности на практике

Рассмотрим конкретные примеры из практики проведения оценки обоснованности осуществления закупки.

В одном случае заказчик при закупке оборудования для больницы завысил требования к квалификации участников. Это ограничило конкуренцию и привело к заключению контракта по завышенной цене. Закупка была признана необоснованной.

В другой ситуации муниципальный заказчик неправильно рассчитал НМЦК, в результате чего цена контракта на строительные работы была завышена на 20%. По предписанию ФАС закупка отменена, а методика расчета НМЦК пересмотрена.

Рекомендации заказчикам по подготовке к оценке обоснованности

Чтобы минимизировать риски признания закупки необоснованной, заказчикам рекомендуется:

  • Повышать квалификацию специалистов по закупкам;
  • Тщательно готовить документацию о закупке;
  • Обосновывать свои действия ссылками на нормативные акты.

Полезно изучать и анализировать сложившуюся практику оценки обоснованности в вашей отрасли или регионе. Это поможет избежать типовых ошибок.

Заказчик может организовать внутренние проверки обоснованности планируемых закупок, чтобы своевременно исправить ошибки.

Рекомендуется установить конструктивный диалог с проверяющими структурами, чтобы в сложных случаях получать разъяснения и консультации с их стороны.

Внедрение IT-решений позволяет частично автоматизировать процессы оценки обоснованности, снизить трудозатраты и ускорить подготовку закупочной документации.

В будущем ожидается дальнейшее совершенствование нормативной базы и методик оценки обоснованности закупок. В частности, возможно расширение автоматизированного контроля закупочных процедур на основе цифровых технологий.

Современные подходы к контролю в сфере закупок базируются на оценке рисков. Риск-ориентированный подход позволяет сконцентрировать усилия на наиболее проблемных или подозрительных закупках.

Критерии отнесения закупок к группам риска

К группам риска могут быть отнесены крупные закупки, закупки у единственного поставщика, закупки по отдельным видам товаров, а также закупки тех заказчиков, которые ранее допускали много нарушений.

Применяются различные методики анализа и количественной оценки рисков для выявления наиболее сомнительных закупок.

При анализе конкретных закупок изучаются индикаторы возможных нарушений и злоупотреблений, что позволяет оперативно реагировать в ходе проверок.

Для экспертов проверяющих организаций проводится обучение современным подходам к анализу обоснованности закупок и оценке рисков. Это повышает качество контрольных мероприятий.

Применение цифровых технологий открывает новые возможности для совершенствования оценки обоснованности закупок. Использование систем автоматизированной обработки данных о закупках позволяет в режиме реального времени выявлять сомнительные и рискованные закупки для дальнейших проверок.

Искусственный интеллект для оценки обоснованности

Перспективно применение технологий искусственного интеллекта, способных на основе больших данных оценивать степень обоснованности конкретных закупок и выявлять индикаторы возможных нарушений.

Автоматизация процессов позволяет реализовать быстрый и удобный обмен информацией о результатах оценки обоснованности между различными контрольными органами.

Для повышения эффективности оценки обоснованности требуется дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы с учетом лучших мировых практик в сфере государственного контроля и аудита.