31 декабря 2020 года вступило в силу Постановление Правительства о новых уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Эти изменения ставят перед отраслью серьезные вызовы, но также открывают новые перспективы для развития.
1. Основные положения Постановления
Постановление Правительства No 2344 от 29 декабря 2020 года «Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)» вступило в силу 1 января 2021 года и будет действовать 6 лет - до 1 января 2027 года.
Документом устанавливаются три уровня безопасности:
- уровень No 1 - защита от потенциальных угроз;
- уровень No 2 - защита от непосредственных угроз;
- уровень No 3 - защита от прямых угроз.
Уровни безопасности объявляются соответствующими оперативными штабами или министрами на основании оценки угроз транспортной безопасности. Уровень No 1 действует постоянно, если не объявлен более высокий уровень.
Уровни безопасности No 2 и No 3 могут устанавливаться на срок до 15 суток в отношении одного или группы объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
2. Обеспечение транспортной безопасности на уровне No 1
Поскольку уровень No 1 действует постоянно, он наиболее подробно регламентирован отдельным Постановлением Правительства No 924 от 2016 года. Этим документом установлены обязательные для исполнения требования по обеспечению транспортной безопасности.
В частности, закреплены требования:
- к организации пропускного и внутриобъектового режимов;
- по оснащению инженерно-техническими системами охраны;
- к подготовке и аттестации сил обеспечения транспортной безопасности;
- по досмотру, допуску и охране объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Данные требования обязаны выполнять субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики. За их нарушение предусмотрена административная ответственность вплоть до крупных штрафов.
Субъекты транспортной инфраструктуры | Владельцы объектов инфраструктуры и транспортных средств |
Перевозчики | Компании, осуществляющие перевозки пассажиров и грузов |
Для исполнения требований уровня No 1 рекомендуется заблаговременно разработать необходимые организационно-распорядительные документы, обучить персонал, внедрить технические системы защиты и определить конкретных должностных лиц, ответственных за транспортную безопасность.
Такие меры позволят свести к минимуму риск нарушения обязательных правил и избежать штрафных санкций.
3. Усиление мер безопасности на уровнях No 2 и No 3
Объявление повышенных уровней безопасности No 2 или No 3 означает необходимость усиления мер защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
В частности, дополнительно вводятся:
- увеличение глубины и продолжительности досмотра пассажиров и багажа;
- расширение зон видеонаблюдения и установка дополнительных технических средств охраны;
- ужесточение правил пропускного режима и порядка перемещения людей и транспортных средств по территории объекта.
При уровнях No 2 и No 3 существенно расширяются также полномочия сил обеспечения транспортной безопасности по предотвращению противоправных действий и реагированию на них.
Для пассажиров и посетителей объектов транспорта вводятся дополнительные ограничения на перемещение опасных предметов и веществ.
4. Практические кейсы применения уровней безопасности
На практике уровни безопасности No 2 и No 3 объявлялись неоднократно в отношении крупных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Так, в декабре 2022 года повышенный уровень безопасности был установлен на 15 суток в московских аэропортах Домодедово, Внуково, Шереметьево, а также в аэропортах Сочи и Анапы.
Это потребовало значительного расширения мер безопасности, в том числе увеличения численности сотрудников полиции и Росгвардии, привлечения дополнительных сил и средств Минтранса России, ужесточения досмотра пассажиров и багажа, ограничения прохода и проезда.
5. Подготовка к введению повышенных уровней безопасности
Чтобы свести к минимуму организационные сложности при установлении уровней безопасности No 2 или No 3, субъектам транспортной инфраструктуры и транспортных средств рекомендуется заблаговременная подготовка.
В частности, целесообразно:
- Разработать план действий при введении повышенных уровней;
- Провести дополнительное обучение персонала;
- Подготовить резерв технических систем безопасности.
Это позволит оперативно задействовать необходимые дополнительные силы и средства, сведя к минимуму сбои в работе объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
6. Правовое регулирование транспортной безопасности
Обеспечение транспортной безопасности регламентируется целым рядом законодательных и подзаконных актов.
В их числе:
- Закон о транспортной безопасности;
- Постановления Правительства об уровнях безопасности, о требованиях по защите объектов;
- Ведомственные приказы федеральных органов исполнительной власти.
Контроль и надзор за исполнением этих норм осуществляют Ространснадзор, Росжелдорнадзор, Ростехнадзор и ряд других ведомств в рамках своих полномочий.
7. Вызовы и перспективы на будущее
Введение обязательных уровней безопасности объектов транспортной инфраструктуры и ТС ставит перед отраслью серьезные вызовы, но также создает новые возможности для развития.
Главное - извлекать из этих изменений максимум пользы для безопасности пассажиров, сохранности грузов и стабильной работы транспортного комплекса.
8. Риски и сложности повышения уровней безопасности
Наряду с очевидными преимуществами, введение повышенных уровней безопасности объектов транспортной инфраструктуры и ТС несет и определенные риски.
В частности, это может привести к:
- Значительному увеличению финансовой нагрузки на транспортные предприятия;
- Сбоям в работе объектов из-за нехватки персонала или технических средств;
- Недовольству пассажиров и грузоотправителей из-за ужесточения правил.
Поэтому важно заранее предусмотреть механизмы, которые помогут смягчить возможные негативные последствия повышения уровней безопасности объектов транспортной инфраструктуры и ТС.
9. Предложения по оптимизации системы транспортной безопасности
С учетом накапливающегося опыта применения новых правил, можно сформулировать следующие предложения по оптимизации системы обеспечения транспортной безопасности в России:
- Более четкое разграничение обязанностей различных ведомств в этой сфере;
- Совершенствование критериев для установления повышенных уровней безопасности;
- Разработка единых стандартов по защите объектов транспортной инфраструктуры и ТС.
Реализация этих мер позволит более эффективно использовать выделяемые на эти цели ресурсы и повысить безопасность отрасли в целом.