Одномандатные округа - важная часть избирательной системы России. Они позволяют гражданам напрямую выбирать своего представителя в парламенте. От того, как эти округа сформированы, зависит легитимность и представительность Госдумы. Давайте разберемся с особенностями одномандатных округов в России.
1. История одномандатных округов в России
Одномандатные избирательные округа применяются в России с 1993 года для выборов депутатов Государственной Думы. Согласно действующей Конституции, Госдума состоит из 450 депутатов. На выборах депутатов Госдумы I-IV и VII-VIII созывов применялась смешанная избирательная система: 225 депутатов избирались по одномандатным округам, а еще 225 - по федеральному избирательному округу по пропорциональной системе.
Однако в 2007 и 2011 годах были отменены одномандатные округа и все 450 депутатов стали избираться только по партийным спискам. Это решение подверглось критике, так как снижало связь депутатов с конкретными территориями и избирателями. Поэтому начиная с выборов 2016 года была восстановлена прежняя смешанная модель.
2. Порядок формирования округов
Чтобы сформировать 225 одномандатных округов для выборов в Госдуму, власти используют следующий алгоритм:
- Определяется общее число избирателей в России и делится на 225. Так рассчитывается единая норма представительства - сколько в среднем должно быть избирателей на один округ.
- Регионам с небольшой численностью населения гарантируется как минимум по одному одномандатному округу. Это субъекты, где число избирателей меньше единой нормы представительства.
- Остальные округа распределяются between регионов с наибольшим «остатком» от деления их числа избирателей на единую норму.
При этом должны соблюдаться некоторые общие требования:
- примерное равенство округов по численности избирателей с допустимым отклонением до 10-15%
- округ не может состоять из неграничащих друг с другом территорий
- запрет на межрегиональные округа
Также учитываются границы муниципальных образований и населенных пунктов. При формировании округов используется специальная ГАС "Выборы". Схема одномандатных округов утверждается на 10 лет.
3. Требования к округам
Одним из основных принципов образования округов является их примерное равенство по числу избирателей. Это нужно, чтобы голоса граждан имели одинаковый вес. Допустимое отклонение составляет 10-15% от средней нормы представительства в регионе.
Категорически запрещается создание округа из территорий, не граничащих друг с другом. Исключение - если в регионе больше нет подходящих участков. Также нельзя образовывать межрегиональные округа.
В каждом субъекте РФ должно быть как минимум по одному округу, даже если там мало жителей.
Это сделано для обеспечения хотя бы минимального представительства всех регионов в парламенте. В название округа обязательно включается наименование соответствующего субъекта РФ.
4. Особенности округов за рубежом
При формировании округов учитываются и российские избиратели, проживающие за рубежом. Их распределяют между 225 округами на территории России для расчета результатов выборов.
Число зарубежных избирателей, закрепленных за конкретным округом, не может превышать 10% от общего числа избирателей этого округа. Кроме того, в схеме одномандатных округов указываются иностранные государства, где проживают эти приписанные к округам россияне.
5. Выдвижение и регистрация кандидатов
В одномандатных округах могут баллотироваться как кандидаты от политических партий, так и самовыдвиженцы. Партии, имеющие право участвовать в выборах без сбора подписей, выдвигают кандидатов своим решением.
Для остальных кандидатов необходимо собрать подписи не менее 3% избирателей округа или 3000 подписей, если избирателей там менее 100 000. Один и тот же человек может баллотироваться одновременно по партийному списку и в округе.
6. Особенности предвыборной кампании в округах
Борьба за место в округе во многом отличается от общефедеральной кампании партий. Здесь важно личное общение с избирателями, работа с их обращениями, решение конкретных местных проблем.
Кандидат должен объехать весь округ, побывать во всех населенных пунктах, встретиться с представителями разных социальных групп. Большие шансы на победу у тех, кто ранее занимал выборные должности в этом регионе.
7. Порядок голосования и подведения итогов
Голосование на выборах депутата Госдумы по одномандатному округу проходит в один тур. Победителем становится кандидат, набравший наибольшее число голосов. Для избрания не требуется набрать абсолютное большинство.
8. Значение одномандатных округов
Возвращение к смешанной избирательной системе с использованием одномандатных округов имеет большое значение для российской политической системы.
Во-первых, это повышает легитимность и конкурентность выборов, поскольку избиратели могут напрямую проголосовать за конкретного кандидата, а не только за партийный список.
Во-вторых, усиливается связь депутатов с конкретными территориями и избирателями. Они вынуждены решать местные проблемы, чтобы получить поддержку на следующих выборах.
9. Влияние на региональные элиты
Наличие одномандатных округов также оказывает существенное влияние на региональные политические элиты и механизмы формирования власти на местах.
Губернаторы и мэры вынуждены считаться с интересами депутатов-одномандатников, поддерживать их перед выборами. В то же время одномандатники могут стать конкурентами для региональных лидеров.
10. Влияние на местное самоуправление
Наличие своего представителя в Госдуме стимулирует активность органов местного самоуправления и общественных организаций. Они получают дополнительный рычаг влияния на федеральную власть через депутата-одномандатника.
Это важно для развития муниципальной демократии и решения вопросов местного значения.
11. Плюсы и минусы для партий
Существование одномандатных округов имеет для политических партий как положительные, так и отрицательные стороны.
С одной стороны, это дополнительный канал для продвижения своих кандидатов и расширения представительства. Но с другой стороны, одномандатники часто голосуют в Думе более самостоятельно и менее подконтрольны партийному руководству.
12. Проблемы одномандатных округов
Несмотря на ряд преимуществ, система одномандатных округов имеет и определенные недостатки.
Во-первых, это сложность обеспечения равенства округов при огромных различиях в плотности населения регионов России. В результате вес голосов сильно разнится.
Во-вторых, зачастую наблюдается административное давление на ход голосования и подсчет голосов в округах со стороны местных властей и силовиков.
13. Перспективы развития системы
В будущем возможно дальнейшее совершенствование принципов формирования одномандатных округов с целью обеспечить большее равенство избирателей и чистоту выборов.
Обсуждаются такие идеи, как переход от 225 округов к 450 с примерно равной численностью избирателей. Это потребует создания новой детальной схемы округов.
14. Международный опыт
При разработке рекомендаций полезно изучить международную практику формирования избирательных округов в странах с аналогичным государственным устройством и большой территорией.
Это, например, США, Германия, Канада, Индия. Можно позаимствовать лучшие решения и приспособить к российской специфике.