Рубрики

Правостороннее движение в России и других странах. Почему чаще всего машины движутся по правой стороне дороги

Право- или левостороннее движение на дорогах - вопрос не только удобства водителей, но и безопасности всех участников дорожного движения. Как сложилось исторически и почему в разных странах приняты разные правила? Давайте разберемся.

Исторические предпосылки право- и левостороннего движения

Происхождение терминов "право-" и "левостороннее" движение связано с размещением водителя в транспортном средстве. При правостороннем движении водитель располагается слева, при левостороннем - справа. Это позволяет лучше видеть встречный транспорт и облегчает выполнение маневров.

В древние времена всадники чаще разъезжались по левой стороне. Это было удобнее для правшей, которых большинство среди населения. Правой рукой всаднику легче натягивать поводья и контролировать лошадь.

Правила разъезда воинов не показательны для всех, так как воины не были большинством населения.

Достоверно неизвестно, по какой стороне ездили в Древней Греции, Ассирии и других государствах того времени. Существуют косвенные доказательства левостороннего движения в Древнем Риме:

  • Находка каменоломни в Британии, где левая колея была сильнее разбита
  • Изображение на римской монете всадников, разъезжающихся левыми боками

В России уже в Средние века сложилась традиция правостороннего движения, о чем свидетельствуют исторические источники.

Законодательное закрепление правил дорожного движения

Одним из первых законов, регламентирующих движение, стал английский билль 1756 года, предписывающий левостороннее движение по Лондонскому мосту. За нарушение полагался штраф в один фунт серебра. В 1789 году в Англии был принят "Дорожный акт", вводящий левостороннее движение на всех дорогах страны. Такое же движение использовалось на первых железных дорогах, например на линии Манчестер-Ливерпуль, открытой в 1830 году.

После Великой французской революции во Франции было законодательно закреплено правостороннее движение. При Наполеоне это правило распространилось на многие европейские государства. Сторонники Наполеона (Голландия, Швейцария, Германия) перешли на правостороннее движение, а противники (Великобритания, Португалия) сохранили левостороннее. Под влиянием метрополий меняли правила и колонии. Так, некоторые британские колонии в Африке перешли на правостороннее движение после обретения независимости.

Крупный портрет сосредоточенного мужчины средних лет, ведущего старый кабриолет с правой стороны. Он в авиаторских солнцезащитных очках, голубой поло, у него короткие каштановые волосы. Автомобиль - красная модель 1960-х годов с белым салоном и рулем слев

Переход на другую сторону движения в XX веке

Одной из последних европейских стран, сменивших привычную сторону движения, стала Швеция. Подготовка реформы велась с 1963 года, а 3 сентября 1967 года в 4:50 утра все транспортные средства остановились, перестроились на другую сторону и возобновили движение в 5:00 по новым правилам.

После обретения независимости некоторые африканские страны тоже перешли на правостороннее движение, чтобы соответствовать соседям-французским колониям. Корея сменила движение в 1946 году после окончания японской оккупации. В Самоа левостороннее движение было введено из-за большого числа подержанных праворульных автомобилей из соседних стран.

Особенности транспортных средств в право- и левостороннем движении

Автомобили, как правило, имеют руль и органы управления со стороны размещения водителя: слева при правостороннем движении и справа при левостороннем. Это важно для обзора и безопасности. Сторона движения влияет и на конструкцию дворников, фар, расположение педалей. Есть редкие исключения, например почтовые автомобили или суперкары с центральным водительским местом.

У мотоциклов особенности касаются расположения фары, педалей, бокового прицепа. Для тракторов, комбайнов, бульдозеров также есть конструктивные решения в зависимости от стороны движения. На рельсовом транспорте правила движения могут отличаться от автомобильных. Левостороннее движение поездов, например, используется во Франции, Швеции, Аргентине. В России есть отдельные левосторонние участки железных дорог. Пешеходы в правосторонних странах для безопасности рекомендуются идти по левому краю дороги навстречу движению. В метро может быть организовано раздельное движение пассажиров с разных сторон.

Широкий вид сверху беспилотника на большое оживленное перекрестие с 4 полосами в современном европейском городе в пасмурный осенний день. На земле автомобили и автобусы движутся по правой стороне многополосных дорог. Над перекрестком висит светофор. Вокру

Правостороннее и левостороннее движение

Правостороннее и левостороннее движение - это два основных способа организации дорожного движения в мире. Выбор той или иной системы обусловлен историческими, географическими, политическими и другими причинами. Несмотря на глобализацию, до сих пор нет единообразия в этом вопросе.

Соотношение право- и левостороннего движения в мире

По статистике, около двух третей населения Земли придерживаются правостороннего движения. Крупнейшие страны с левосторонним движением - Индия, Индонезия, ЮАР. На карте мира четко видна географическая приуроченность правил дорожного движения. В Европе и Америке преобладает правостороннее движение, в Азии и Африке - смешанная ситуация.

На протяжении XX века многие государства меняли привычную сторону движения, чтобы соответствовать соседям и торговым партнерам. Последней в Европе это сделала Швеция в 1967 году.

Пересечение границ и особые случаи

На границах стран с разной организацией дорожного движения устраивают специальные автомобильные развязки и переходы для смены стороны. Это может быть сложной инженерной конструкцией.

Интересный пример - японский остров Окинава, где несколько раз менялось направление движения. С 1945 по 1978 год там действовало правостороннее движение, в отличие от остальной Японии.

В России, несмотря на повсеместное правостороннее движение, есть отдельные левосторонние участки, например во Владивостоке, Красноярске, Саратове. Это связано с особенностями планировки улиц.

Движение в России правостороннее

В России исторически сложилось и законодательно закреплено правостороннее движение. Это естественное правило для страны, где подавляющее большинство населения - правши. Первые упоминания о правостороннем движении в России относятся к XVII веку.

В 1752 году императрица Елизавета Петровна издала указ, предписывающий экипажам и извозчикам придерживаться правой стороны. Это правило сохранилось и после революции 1917 года, в отличие от многих норм царской России.

Таким образом, правостороннее движение в России имеет многовековую историю и традицию. Несмотря на отдельные локальные исключения, общенациональная система остается неизменной.

Какое движение в России правостороннее

В Российской Федерации, как и в большинстве европейских стран, действует правостороннее движение. Это означает, что:

  • Транспортные средства движутся по правой стороне дороги по ходу движения
  • Разрешен обгон только с левой стороны
  • На перекрестках поворот налево осуществляется с левой полосы
  • Пешеходы рекомендуется вести по левому краю дороги навстречу движению

Таким образом, в России принята классическая схема правостороннего движения, аналогичная большинству европейских стран. Это важный фактор обеспечения безопасности на дорогах.