Рубрики

Функции цены. Виды цен

Что такое цена, всем хорошо известно, но в этом вопросе есть много тонкостей и нюансов. О них и будет рассказано в данной статье.

Понятие цены

Цена – это то понятие, с которым мы сталкиваемся на протяжении всей своей жизни. Однако вошло оно в повседневную практику не так уж и давно. В отличие от стоимости, цена прямо связана с денежными отношениями. В современной экономике она выполняет различные функции и имеет большое количество разновидностей (виды и функции цен).

Определение цены

Существуют различные определения этого термина. Самое простое понятие сводится к следующему: цена – это количество денег, которое требует продавец за свою продукцию. Это понятие отражает суть товарно-денежных отношений, однако с экономической точки зрения его явно недостаточно.

В общем смысле цена – это величина стоимости продукции, выраженная в виде денег. И действительно, не все отношения между продавцом и покупателем являются товарно-денежными. Возможен и другой вариант, например, когда один вид продукта обменивается на другой. В этих случаях говорят не о цене, а о товарной стоимости продукции, хотя в повседневном обиходе стоимость и цена считаются равнозначными понятиями.

Ценообразование

Цена важна не только с точки зрения количественной меры стоимости, но и как показатель престижа и качества продукции. Обычно считается, что чем выше цена на товар одной и той же категории, тем он качественнее, либо популярнее у населения. Хотя это не всегда бывает так, но в целом такое представление себя оправдывает.

Ценообразование является одним из приоритетных направлений в экономической практике. Установление оптимальных цен на свою продукцию позволяет компании получать больше прибыли. Слишком высокая цена может отпугнуть покупателей, а чрезмерно низкая – стать причиной недостатка дохода.

Как возникло понятие цены?

Впервые упоминание о цене появляется в работах Аристотеля в IV веке до нашей эры. Он понимал её как категорию обмена товаров производства. Позже, в работах Фомы Аквинского, цена понималась как возможность возмещения затрат при производстве продукции.

Вообще же «цена» является достаточно древним понятием. Как считают историки, его появление было прямо связано с возникновением прототипа нынешних денег. Появление денег было вызвано общественным разделением труда. По сути, это были ещё не деньги, а распространённые и востребованные «ходовые» товары, которые наиболее часто участвовали в обмене. В Греции таковыми являлся скот, в России – мех диких животных, в других странах ими были соль, чай и др. Эти продукты выполняли функцию эквивалента – способ измерения стоимости товаров.

Появление денег

С развитием международной торговли возникла необходимость в универсальном эквиваленте стоимости, что привело к появлению денег. Первоначально для их изготовления использовалось золото, которое оптимально подходило под эту роль.

Цена и капиталистический строй

Цена как денежная мера стоимости становится доминирующим понятием в условиях капиталистического строя. Её определяют практически для всех товаров. Цена становится не только предметом торговли, но и денежным выражением стоимости труда.

Цена становится и мерой оценки прибыли, которая определяется как разность между выручкой реализованной продукции и затратами на её получение.

Функции цены

Выделяют несколько функций рыночной цены, которые она выполняет на потребительском рынке: учётная, стимулирующая, распределительная, балансовая и функция рационального размещения производства. Какая функция цены важнее, сказать трудно. Каждая из них имеет своё значение. Первые 2 функции цены можно рассматривать в качестве независимых переменных, тогда, как остальные – зависимых.

Функции цены

Учетная функция рыночной цены позволяет сравнивать совершенно разные экономические сущности с точки зрения их стоимостного выражения. Например, сопоставить зарплату бухгалтера предприятия со стоимостью единицы произведённой на нём продукции. Это позволяет без труда проводить финансовые расчёты.

Функция спроса цены

Стимулирующая функция цены даёт возможность регулирования цен, исходя из поставленных целей. Так, например, в западных странах осуществляют финансовое стимулирование развития возобновляемых источников энергии, которые пока ещё не могут полностью выйти на уровень самоокупаемости. К числу стимулирующих мер относятся льготы, субсидии, налоги, инвестиции, тарифы, пошлины, государственные вливания, кредиты и т. д.

Какая функция цены

Распределительная функция цены заключаются в распределении средств между различными сферами экономической деятельности. Основную роль при этом играет государство. Например, искусственное установление высоких цен на табак и алкоголь, которые в любом случае покупают, приводит к увеличению выручки от продажи данной продукции, значительная часть которой направляется государством на поддержку малорентабельных, но необходимых для населения производств.

2 функции цены

Балансовая функция цены тесно переплетена со стимулирующей и распределительной функциями. За счёт продуманного финансового регулирования устанавливается оптимальный баланс цен и расходов, что позволяет избежать ненужных банкротств и сверхприбылей.

Функция рационального размещения производства заключается в том, что за счёт использования механизма ценообразования производитель продукции оказывается осведомлённым в отношении того, в каком сегменте экономики возможно получение большей прибыли. Такая информация позволяет направить капитал на те производства, которые могут дать более высокую прибыль. Всё это делается непосредственно по решению производителя. В процессе принятия решения учитываются такие факторы, как функция спроса. Цены будут определяться уровнем конкуренции и величиной спроса.

Существуют и другие функции цены (например, социальная, соизмерительная), однако они играют меньшую роль в экономической деятельности.

Разновидности цен

Помимо такого понятия, как функции цены, в современной экономической практике они разделяются и по разновидностям. При этом любые категории цен не существуют обособленно, а находятся во взаимосвязи друг с другом.

Цена товара функции цен

1. По масштабам оборота цены делятся на оптовые и розничные. Оптовые цены регулируют поступление крупных партий товаров. Обычно они используются компанией-производителем для поставок своей продукции торговым сетям или другим компаниям. Как правило, оптовые цены значительно ниже розничных и более прозрачны.

Функции рыночной цены

Розничная цена – это та цена, по которой продают товары в магазинах и других общественных заведениях. По этой цене их получает покупатель. Название «розничные» связано с тем, что товары обычно покупаются поштучно, или небольшими партиями.

2. По наличию регулирования: регулируемые и стихийные. В первом случае государство вмешивается в процесс ценообразования, обеспечивая контроль над ценами. Во втором – цены регулируются рынком, посредниками и производителями. Такой способ ценообразования является достаточно рискованным для экономики.

3. По устойчивости. По этому параметру цены могут быть «твёрдыми», «подвижными» и «скользящими». В первом случае установленные в контрактах цены не меняются в течение всего времени отправки продукции. Информация об этом специально прописана в документе. Подвижная цена тоже прописывается в контракте. При этом указывается максимально возможный диапазон колебаний цены.

Скользящая цена определяется на момент совершения сделки и зависит от различных частных причин и инфляции. Эта цена весьма изменчива. Как и другие виды цен, она также используется в международной торговле.

Виды и функции цен

  1. По информационной освещённости. Цены могут быть расчётные и публикуемые. Расчётные отличаются динамичностью и непостоянны день ото дня. Публикуемые указываются в прайс-листах, каталогах цен, справочниках. Они отличаются большим постоянством.
  2. По способу формирования цены могут быть биржевыми, аукционными и устанавливаемые в ходе торгов. Товарные биржи устанавливают базовые цены для такой продукции, как зерно, нефть, металлы и другие товары. Конкретные цены могут несколько отличаться от биржевых. Аукционы проходят несколько раз в год и ставят своей целью установление максимальной ценовой планки.
  3. Цена с учётом и без учёта транспортных расходов. По этому критерию все цены разделяют на цены нетто и цены брутто. Цена нетто – это фактическая цена на прилавке магазина. Цена брутто – это исходная стоимость товара без учёта транспортных расходов. Сами эти расходы определяются ценой франко.

Цена и себестоимость

Себестоимость производства продукции и реальная цена в магазине или на рынке товаров существенно различаются. Цена почти всегда выше себестоимости. Исключением являются случаи с субсидированием производства. Так, стоимость электричества, произведённого из возобновляемых источников, может оказаться ниже себестоимости, и даже стать отрицательной.

В остальных же случаях, которые можно назвать типичными, разницу между ценой и себестоимостью определяет прибыль компании, производящей и реализующей свою продукцию. Если же себестоимость резко падает, то это обычно ведёт и к снижению цен. Такая ситуация в последнее время типична для электроники, где внедрение новых технологий привело к резкому снижению себестоимости и цен на данную продукцию.

Итак, мы рассмотрели основные функции рыночной цены и их разновидности. Если же вас интересуют более узкие вопросы, такие, как зависимость «цена товара – функции цен», то стоит обратиться к специальной литературе. Это может быть справочная или научная литература. Она же поможет ответить и на такие вопросы, как фундаментальный спрос, объём спроса, цена спроса, функция спроса и другие вопросы.