Действующие нормативные акты закрепляют ответственность за грубые нарушения лицензионных требований и условий. Основные санкции устанавливают УК и КоАП. Понятие грубого нарушения лицензионных требований определяет Правительство РФ применительно к конкретному случаю.
Нормативная база
В ФЗ № 99 раскрываются основные понятия, используемые в сфере лицензирования. В Законе определены также обязанности, права, ответственность хозяйствующих субъектов и контролирующих инстанций. Основные лицензионные требования закрепляет 8-я статья нормативного акта. Они включают в себя предписания к образованию и деятельности юрлиц, ИП в соответствующих сферах, установленные федеральным законодательством и прочими правовыми документами. Правила направлены на реализацию задач в области лицензирования.
Предписания
В перечень требований, предъявляемых к хозяйствующим субъектам, могут включаться следующие пункты:
- Наличие у соискателя и лица, имеющего разрешение, зданий, помещений, строений и прочих объектов по адресу ее осуществления, технической документации и средств, оборудования, соответствующих действующим нормам и необходимых для работы. Агрегаты, инструменты и прочие предметы, используемые субъектом, могут принадлежать ему по праву собственности либо по иному законному основанию.
- Наличие работников, имеющих профобразование, прошедших необходимую подготовку или имеющих стаж, требуемый для ведения лицензируемой деятельности. Отношения с сотрудником должны быть оформлены договором.
- Наличие системы контроля производства.
- Выполнение предписаний законодательства, связанных с организационно-правовой формой организации, величиной уставного капитала, отсутствие задолженности перед сторонними лицами.
Не могут включаться в перечень требования о выполнении положений нормативных актов, соблюдение которых признается обязанностью всех хозяйствующих субъектов, а также правила в отношении к конкретному виду либо объему выпускаемой или планируемой к производству продукции.
19-я статья ФЗ № 99
В этой норме указывается, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований определяется Положением, регламентирующим конкретный вид работ/услуг, осуществление которых не допускается без разрешения. Статья 11 содержит несколько примеров. К грубым нарушениям лицензионных требований относятся действия, повлекшие серьезные/опасные последствия или способные их вызвать. В частности речь:
- О возникновении угрозы причинения ущерба здоровью/жизни граждан, вреда растениям, животным, природе, культурно-историческим объектам народов России, а также появлении риска чрезвычайной ситуации техногенного характера.
- Жертвах среди населения.
- Причинении среднетяжелого, тяжкого ущерба здоровью людей, вреда флоре и фауне, объектам культурно-исторического наследия, возникновении техногенных катастроф.
Грубыми нарушениями лицензионных требований являются также акты, приведшие к ущемлению прав, законных интересов граждан, нанесшие ущерб безопасности и обороноспособности страны.
Работа с опасными отходами
В соответствии с положениями ФЗ № 89, для осуществления указанной деятельности необходимо получить специальное разрешение. В нем устанавливаются правила, в соответствии с которым субъект будет производить операции с опасными отходами. Для обеспечения надлежащего контроля предприятий было разработано Положение. Оно закрепляет, кроме прочего, грубые нарушения лицензионных требований и условий. В их число включены:
- Отсутствие у субъекта, производящего перевозку отходов 1-4-го классов опасности, специально оборудованных средств, снабженных предупреждающими знаками, находящихся в его собственности или на другом законном основании.
- Допуск к работе с отходами граждан, не имеющих надлежащей профподготовки. Каждый сотрудник предприятия должен получить сертификат/свидетельство.
Последнее вытекает из ФЗ № 89. В 15-й статье указывается, что субъекты, допущенные к обращению с опасными отходами, обязаны иметь документы, подтверждающие прохождение ими специальной профессиональной подготовки. Правила ее проведения определяются исполнительной федеральной структурой, реализующей функции по осуществлению государственной политики и правовому регулированию в области образования и охраны природы. Стоит учесть, что из перечня требований было исключено предписание о необходимости иметь на предприятии служащего, ответственного за допуск лиц к обращению с отходами.
Нюансы
В действующем Положении, регламентирующем работу с опасными отходами, присутствует указание на такое грубое нарушение лицензионных требований, как использование объекта обезвреживания/размещения материалов с отступлением от документов, получивших положительное заключение государственными экологическими экспертами, повлекшее последствия, указанные статьей 19 ФЗ № 99. Вместе с этим из нормативного акта исключен ряд важных, по мнению экспертов, пунктов. В их числе, например, в Положении нет указаний на такое грубое нарушение лицензионных требований, как неосуществление мониторинга уровня загрязнения и состояния природы на территории объекта размещения опасных отходов, а также в пределах зоны их воздействия на среду. Более того, данная процедура вообще исключена из списка предписаний.
Преподавательская сфера
Образовательная деятельность, согласно действующим нормам, подлежит лицензированию. Нормативное регулирование педагогической сферы осуществляется в соответствии с ФЗ № 273. Положение, утвержденное правительственным Постановлением № 174 от 2011 г., устанавливает требования к образовательной деятельности. В их числе:
- Наличие у субъектов специальных строений, сооружений, зданий, территорий, помещений, находящихся в их собственности или на другом законном основании. Указанные объекты должны быть оборудованы для выполнения практических занятий, обеспечения питания и медобслуживания работников и воспитанников.
- Наличие учебно-методических материалов по реализуемым программам, соответствующим нормам, установленным законодательством.
- Соблюдение требований по организации педагогического процесса.
- Наличие сотрудников, численность которых обеспечивает реализацию учебных программ и соответствует нормам, определенным законом. Работники могут состоять в штате организации или привлекаться на другом правомерном основании.
- Наличие учебно-методической, учебной литературы, прочих библиотечно-информационных материалов, средств обеспечения педагогического процесса по реализуемым программам.
Грубое нарушение лицензионных требований: образование
Педагогическая сфера считается одной из важнейших в настоящее время. Любое грубое нарушение лицензионных требований может повлечь серьезные последствия. В п. 6 Положения приведены некоторые действия, которые могут расцениваться как неисполнение установленных предписаний. В частности пунктом закрепляется следующее грубое нарушение лицензионных требований в образовательной деятельности (вернее, несколько):
- Неисполнение предписаний, предусмотренных подпунктами 1, 2, 5 приведенного выше списка.
- Повторное несоблюдение правил, закрепленных подп. 3 и 5. Законодательство устанавливает контрольный срок для субъектов, занятых в педагогической сфере. Лица могут привлекаться к ответственности за повторное несоблюдение предписаний, допущенное в течение 5 лет.
Грубые нарушения лицензионных требований в фармацевтической деятельности
Их список также закрепляется отраслевым Положением. Самое первое грубое нарушение лицензионных требований – отсутствие у предприятия соответствующего помещения и оборудования для осуществления работы. Объекты должны быть в собственности или аренде. Для фармацевтических компаний устанавливаются правила, в соответствии с которыми они могут отпускать медикаменты. Особое внимание законодатель уделяет реализации наркотических и психотропных соединений, зарегистрированных как лекарственные средства, а также препаратов, имеющих эти вещества в своем составе. Неисполнение этих предписаний расценивается как грубое нарушение. Приказом Минздравсоцразвития от 2010 г. был утвержден минимальный ассортимент препаратов, необходимых для оказания медпомощи. Отсутствие таких средств в аптеке признается грубым нарушением. Нормативными актами также установлен список жизненно важных медикаментов. Их стоимость находится под контролем государства. При несоблюдении порядка ценообразования фармацевтическое предприятие может привлекаться к ответственности за грубое нарушение требований лицензии. Основаниями для вменения наказания выступают также факты реализации аптекой фальсифицированных препаратов, недоброкачественных и контрафактных средств, а также несоблюдение правил хранения медикаментов. Указанные выше грубые нарушения относятся к обычной аптечной организации, реализующей лекарства и прочие товары медицинского назначения в розницу.
Ответственность по КоАП
Лицензионный орган за грубое нарушение лицензионных требований может привлечь хозяйствующего субъекта к ответственности. В КоАП присутствует статья 14.1, предусматривающая штраф или приостановление работы лица. При применении нормы необходимо учитывать, что она предусматривает ответственность для субъектов, ведущих предпринимательскую деятельность. Это означает, что в их действиях должны присутствовать соответствующие признаки. В первую очередь, занятие лица должно быть направлено на систематическое получение доходов.
Важный момент
Как выше было указано, понятие грубого нарушения определяется Правительством относительно конкретной деятельности. Это правило было введено ФЗ № 80. Большая же часть положений, регламентирующих процедуру лицензирования, были установлены до вступления этого Закона в действие, и в них отсутствует такое понятие, как "грубое нарушение". В этой связи ст. 14.1 сегодня почти не применяется. Если субъект ведет деятельность, не связанную с получением доходов, но при этом грубо нарушает лицензионные условия и требования, ответственность наступает по статье 19.20.
Дополнительные нормы
Кроме ст. 14.1 и 19.20 в КоАП присутствуют и другие статьи, предусматривающие санкции за грубые нарушения субъектами лицензионных условий и требований. К ним относят нормы:
- Незаконное осуществление частной медицинской и фармацевтической деятельности. Санкции предусматривает статья 6.2.
- Использование недр с грубыми нарушениями требований. Наказание устанавливает ст. 7.3.
- Нарушение условий, норм, стандартов, регулирующих деятельность в территориальном море, внутренних водах, и экономической зоне, на континентальном шельфе РФ. Санкции закреплены в ст. 8.17.
- Нарушение требований при производстве работ в сфере мониторинга уровня загрязнения природы, гидрометеорологии, активных воздействий на геофизические процессы. Наказание определено статьей 8.40.
- Нарушение требований в сфере промбезопасности опасных объектов. Санкции установлены ст. 9.1.
Уголовное наказание
Оно предусмотрено 171-й статьей УК. Как указывает первая часть нормы, в случае нарушения лицензионных правил, виновным может вменяться:
- Штраф.
- Обязательные работы.
- Арест.
Статья УК содержит и квалифицирующий состав деяния. Если грубые нарушения были допущены организованной группой или были сопряжены с извлечением крупной прибыли, наказание ужесточается. При этом сумма штрафа увеличивается, обязательные работы и арест не вменяются, а вместо них предусмотрено тюремное заключение. Кроме статьи 171, наказание предусматривают и другие нормы УК. В частности санкции установлены за незаконную банковскую и фармацевтическую деятельность, частную медицинскую практику.
Заключение
Следует упомянуть еще несколько нюансов. Грубое нарушение условий и требований лицензии влечет приостановление ее действия. При этом законодательство устанавливает определенные сроки, в которые компетентные структуры могут привлечь виновных к ответственности. Иски, связанные с назначением административного наказания, рассматриваются в рамках гражданского производства и не отнесены к ведению арбитражных судов.