Рубрики

Компетенция органов местного самоуправления. Функции органов местного самоуправления

В настоящее время определение компетенции местных органов управления считается одной из основных проблем организации деятельности власти местного значения для формирования правовой базы. Более того, эффективность работы всей управленческой системы зависит от того, насколько рационально распределены компетенции между ее уровнями.

Понятие компетенции органов местного самоуправления

Представительные органы местного самоуправления

Под учреждениями местного управления следует понимать структуры муниципальной (местной) власти публичного характера, которые осуществляют определенные полномочия в интересах социума данного образования. Основной целью здесь выступает реализация функционала местного самоуправления, которое служит формой превращения в жизнь народной власти. Важно отметить, что представленные структуры наделяются соответствующим функционалом.

Компетенцию органов местного самоуправления целесообразно рассматривать как совокупность функций, установленных нормативами муниципального права. Необходимо дополнить, что они нужны для самостоятельного решения структурами местной власти вопросов, которые связаны с их ведением. Соответственно, данные вопросы обусловлены задачами, присущими местному управлению. Таким образом, компетенция органов местного самоуправления является сложнейшей правовой категорией, структура которой состоит из прав и полномочий (обязанностей), а также предметов ведения.

Права и обязанности

Полномочия органов местного самоуправления

Стоит учитывать, что права и обязанности структур местного управления имеют тесную взаимосвязь с предметами их ведения. Так, если при определении данных предметов актуальным становится ответ на вопрос, в каких сферах жизни местного общества орган является компетентным, то обязанности и права характеризуют границы возможностей структуры в той или иной области муниципальных отношений. Федеральным законом от 2003 года касательно общих принципов организации местной власти закрепляются правила правового регулирования и осуществления компетенции органов местного самоуправления:

  • Список вопросов местного характера может быть изменен лишь посредством внесения соответствующих дополнений и изменений в представленный закон.
  • Финансовые обязательства, которые возникают по причине решения проблем местного плана, выполняются за счет денежных средств бюджетов местного уровня. При этом федеральные законодательные акты, а также законодательные акты субъектов не могут включать в себя положения, которые определяют объем расходов, покрываемых средствами бюджетов местного уровня.
  • Правовое регулирование ответственности должностных лиц и структур местного самоуправления, их прав и обязанностей включается в число полномочий органов федерального значения, а также органов гос. власти субъектов РФ.
  • Согласно вопросам местного характера должностные лица и органы местного управления принимают правовые акты муниципального типа. Стоит дополнить, что данные документы являются обязательными для исполнения на всей территории соответствующего формирования муниципального типа.
  • При решении вопросов местного характера органы местного самоуправления в полномочиях соответствующего ранга и их пределах могут заключать соглашения и договора. Например, для формирования объединений межмуниципального значения.
  • Структуры местного управления имеют право – согласно уставам муниципальных образований – решать, привлекать ли граждан к исполнению работ, значимых для общества, на добровольной основе (например, к дежурству или уборке территории). Стоит дополнить, что к социально-ориентированной может быть отнесена только деятельность, которая не требует профессиональной подготовки. К реализации подобных активностей могут быть привлечены трудоспособные совершеннолетние граждане во время, свободное от учебы или основной работы, при условии безвозмездности труда не более чем 1 раз в 3 месяца. Кроме того, продолжительность этих работ не должна превышать 4-х часов без перерыва.
  • Допустимость подчиненности структуры или должностного лица местной власти одного муниципального формирования представительному органу местного самоуправления другого муниципального формирования.

Предметы ведения

Структура местного самоуправления

Первой составляющей компетенции выступают предметы ведения. Под предметами ведения местного управления следует понимать круг вопросов, который определяются действующей на территории РФ Конституцией, законодательными актами федерального уровня, законодательными актами субъектов РФ, уставами муниципальных формирований. Стоит отметить, что данные вопросы обусловлены реализацией местной власти, ее актуальными целями и задачами, ролью и местом в приведении народной воли в жизнь. Решения по ряду проблем принимаются непосредственно людьми и (или) через выборные и другие структуры местного управления. Стоит дополнить, что предметы ведения определяются в первую очередь действующей Конституцией. Они устанавливают факт существования ряда вопросов в компетенции органов местного самоуправления.

Итак, стоит упомянуть относящиеся к реализации отдельных полномочий государства, которыми могут быть наделены структуры местной власти посредством представленных выше документов высшего государственного уровня. Помимо этого, целесообразно отметить и вопросы, которые не относятся к компетенции, однако решаются на практике. Стоит учитывать, что устанавливаемые указанным законодательным актом полномочия органов местного самоуправления предполагают внесение в обсуждаемый перечень вопросов организации деятельности должностных лиц и гос. органов (местной администрации, представительного органа и так далее). Целесообразно сделать умозаключение, что в своем комплексе охарактеризованные моменты формируют содержание предметов ведения самоуправления в местном плане.

Вопросы местного уровня

Органы общей компетенции местного самоуправления

Как выяснилось, базовое содержание предметов ведения формирует вопросы местного характера. Именно они выявляют сферы жизнедеятельности, в границах которых сегодня осуществляются функции органов местного самоуправления. Под этими вопросами необходимо понимать моменты, касающиеся обеспечения полноценной жизнедеятельности общества в конкретном муниципальном образовании. Решения данных вопросов обсуждаемые структуры реализуют самостоятельным образом. Следует заметить, что относительно муниципальных формирований всех разновидностей, существующих сегодня, определяется свой список вопросов местного характера:

  • для сельских и городских поселков;.
  • для районов муниципального типа;
  • для городских округов.

Как правило, перечни вопросов относительно разных муниципальных формирований совпадают, однако существуют и различия, которые обусловлены особенностями правового статуса, составом и размерами земель территории образования, типом населенных пунктов и иными факторами. Итак, в число функций органов местного самоуправления в данном случае включаются следующие пункты:

  • Вопросы создания, утверждения и последующего исполнения бюджета местного уровня, а также контроль над его исполнением; формированием, изменением и при необходимости отмены местных налоговых выплат; собственности, применения и распоряжения имущественными комплексами, которые находятся в муниципальном владении. Важно отметить, что решение данных вопросов строит базу всей муниципальной деятельности.
  • Вопросы оказания услуг людям, которые относятся к обеспечению их комфортной жизнедеятельности.

Оказание услуг населению

Функции органов местного самоуправления

Как выяснилось, в компетенцию исполнительных органов местного самоуправления входит оказание разного рода услуг населению. К данной группе целесообразно отнести:

  • Вопросы жилищно-коммунального плана, транспорта, строительства, связи, торговой деятельности, питания и обслуживания бытового типа.
  • В компетенцию органов местного самоуправления включены вопросы культуры, здравоохранения, образования, спорта и отдыха.
  • Вопросы озеленения территории и организации благоустройства. Помимо этого, сюда целесообразно отнести охрану окружающей среды и содержание мест захоронения.
  • Органы общей компетенции местного самоуправления решают вопросы гражданской обороны, общественного порядка, опеки и попечительства, а также обеспечения безопасности людей.
  • Вопросы создания и последующего содержания муниципальных формирований.
  • Вопросы создания и дальнейшего содержания муниципальных архивов. Стоит отметить, что данная группа находится в исключительной компетенции органов местного самоуправления.

Реализация государственных полномочий

Помимо представленных выше, управленческие структуры местного значения занимаются реализаций отдельных полномочий гос. характера. Стоит отметить, что вхождение в компетенции органов и должностных лиц местного самоуправления данных вопросов обуславливается следующими факторами:

  • Государством определяются те моменты, взаимодействие в соответствии с которыми предельно необходимо, а также полезно в общественном плане. К тому же это демократизирует процесс реализации функций государства, усиливает контроль над обществом, а также расширяет инициативы граждан.
  • По причине максимальной приближенности к обществу представительные органы местного самоуправления реализуют отдельные полномочия государства с более высокой эффективностью, чем это делают государственные структуры.

Конкретные полномочия

Вопросы в компетенции органов местного самоуправления

Сегодня управленческие структуры могут наделяться некоторыми государственными полномочиями. Какие вопросы решают органы местного самоуправления? Итак:

  • Вопросы в сфере регистрации актов состояния граждан. Речь идет о регистрации актов непосредственно в муниципальном формировании, на его территории.
  • Вопросы в сфере СЗН. Сюда включается социальная поддержка детей-сирот, ветеранов труда, безнадзорных детей, многодетных семей и т. д.
  • Вопросы в сфере сельского хозяйства. Например, это полномочия, связанные с поддержкой производства сельского хозяйства в форме субсидий на продукцию животноводства.
  • Вопросы в сфере образования и организации работы комиссий по защите прав несовершеннолетних, комиссий по делам несовершеннолетних, комиссий административного характера. Важно дополнить, что они входят в структуру местного самоуправления.

Порядок наделения полномочиями

На сегодняшний день актуален следующий порядок, в соответствии с которым управленческие структуры местного значения могут наделяться государственными полномочиями, перечисленными выше:

  • Наделение правами на осуществление конкретных видов деятельности реализуется законодательными актами федерального уровня, а в некоторых случаях – законодательных актами субъектов. Важно дополнить, что применение иных нормативных актов правовой природы недопустимо.
  • Наделение учреждений местного управления правами на неограниченный период или на срок действия конкретных полномочий в случае его существования.

Вопрос финансирования

Стоит учесть, что для реализации функций государства муниципальным формированиям нужно финансирование. Оно выражается в первую очередь в форме субвенций, которые предоставляются бюджетам местного уровня из фондов компенсаций соответствующих регионов России. Необходимо дополнить, что названные фонды создаются за счет:

  • Субвенций из фонда компенсаций федерального значения на осуществление управленческими структурами своего функционала, иными словами, полномочий государства, которые передаются им посредством законодательных актов федеральной природы.
  • Иных бюджетных доходов субъекта РФ.

Заключение

Понятие компетенции органа местного самоуправления

Важно иметь в виду, что со стороны учреждений государственной власти ведется пристальный контроль:

  • Во-первых, за реализацией управленческими структурами местного значения отдельных полномочий гос. характера.
  • Во-вторых, за применением финансовых средств и материальных ресурсов, предоставленных на осуществление представленных функций и достижение соответствующих целей.

Необходимо учитывать, что в ведении местного управления могут быть в другие вопросы. Речь идет о тех категориях, которые отвечают ряду требований:

  • Не включаются в перечень вопросов местного уровня, установленных в законодательном порядке, а также не входят в список отдельных полномочий государства.
  • Не относятся к ведению иных муниципальных формирований, к компетенции их структур, а также не включаются в функции органов гос. управления.
  • Не исключены из функционала структур местного управления посредством федеральных законодательных актов или законодательных актов субъектов РФ.

Дополним, что управленческие структуры местного значения имеют полное право на решение указанных выше вопросов лишь в случае наличия собственных финансовых средств и материальных ресурсов (исключение в данном случае составляют дотации и субвенции, которые предоставляются из бюджета федерального уровня или бюджета субъекта РФ). Зачастую рассматриваемые в статье структуры решают вопросы, относящиеся к формированию и организации деятельности отдельных должностных лиц и учреждений местного самоуправления. Данную категорию важно представить как самостоятельную, обособленную.

Необходимо знать, что при издании полномочий должностных лиц и структур местного управления глава муниципального формирования (как правило, это глава администрации местного значения) издает постановления по соответствующим вопросам, относящимся к реализации отдельных полномочий государства. Помимо этого, он выпускает распоряжения, связанные с организацией деятельности местной администрации согласно статье 43. Муниципальной структурой также принимаются решения касательно организации собственной работы, а также деятельности представительного органа. Таким образом, вопросы создания и последующей организации управленческих структур местного значения целесообразно также отнести к предметам ведения в качестве самостоятельно функционирующего элемента.