Рубрики

Кому не предоставляются преимущества при осуществлении закупок: список и особенности

Представим ситуацию: организация участвует в закупке, вкладывается в подготовку к ней и, казалось бы, государственный контракт уже в кармане, но выясняется, что для конкурента предусмотрены преференции и преимущества в контрактной системе, которые делают его победителем даже с худшим предложением. Результат – неоправданные материальные затраты и потерянное время. В этой статье речь пойдет о том, кому предоставляются и кому не предоставляются преимущества при осуществлении закупок. Благодаря этому каждый потенциальный участник сможет заранее оценить перспективы борьбы за контракт и выбрать ту закупку, участие в которой будет происходить на равных правах с остальными претендентами.

Преимущества в закупках по 44-ФЗ

Одной из основ контрактной системы является создание равных условий для участников закупок и обеспечения конкуренции между ними. Поэтому любые привилегии, как таковые, являются исключением из общего правила. Положениями 44-ФЗ преимущества при осуществлении закупок предоставляются только отдельным категориям участников. К ним относятся:

  • учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы (УИС);
  • общероссийские общественные организации инвалидов и созданные ими юридические лица;
  • представители малого бизнеса (СМП);
  • социально ориентированные некоммерческие организации (СОНО).

Все остальные участники относятся к тем, кому не предоставляются преимущества при осуществлении закупок.

Неравные условия участия в закупке

Кроме того, в контрактной системе в отношении некоторых видов товаров иностранного производства действуют условия, ограничения и запреты допуска, которые по терминологии 44-ФЗ преимуществами не именуются, но фактически ими являются.

Преимущества для организаций УИС

Учреждения и предприятия УИС

В чем заключаются: увеличение предложенной участником цены контракта максимум на 15 %, но при этом она не должна превышать максимальную цену закупки, установленную заказчиком.

Условия предоставления преимуществ:

  • предмет закупки поименован в перечне, который содержится в постановлении Правительства РФ от 14.07.2014 N 649;
  • учреждение или предприятие УИС является победителем закупки;
  • победителем закупки заявлено требование о предоставлении преимущества.

Как реализуются: например, заказчик проводит аукцион на поставку молока (включено в перечень) и устанавливает начальную цену 150 тыс. рублей. Один из участников снижает цену до 120 тыс. рублей, а другой (учреждение или предприятие УИС) до 110 тыс. рублей и становится победителем.

В данном случае контракт будет заключен с учреждением или предприятием УИС, но не по предложенной им цене, а на 126 тыс. 500 рублей (110 тыс. рублей + 15 %). Таким образом, не имеющий преимуществ поставщик в закупке проиграет, даже несмотря на более выгодное ценовое предложение.

Преимущества для организаций инвалидов

В чем заключаются: увеличение предложенной участником цены контракта максимум на 15 %, но при этом она не должна превышать максимальную цену закупки, установленную заказчиком.

Условия предоставления преимуществ:

  • предмет закупки поименован в перечне, который содержится в постановлении Правительства РФ от 15.04.2014 N 341;
  • организация инвалидов является победителем закупки;
  • победителем закупки заявлено требование о предоставлении преимущества.

Как реализуются: по аналогии с учреждениями и предприятиями УИС.

Ключевым критерием для возможности предоставления преимуществ организациям УИС или инвалидов является наличие закупаемого товара, работы или услуги в соответствующем перечне. Это значит, что, если предметом закупки являются, например, молочные продукты (молоко и сливки), то организации УИС окажутся среди тех, кому не предоставляются преимущества при осуществлении закупок, и такие торги будут проходить на равных для всех условиях.

Преимущества для СМП и СОНО

Во-первых, каждый заказчик обязан в течение года 15 % выделенных на закупки средств выплатить по контрактам СМП и СОНО, что уже само по себе является преимуществом. При этом, в самой закупке могут принять участие исключительно СМП и СОНО, то есть представителей среднего и крупного бизнеса к ней попросту не допустят.

Преимущества в закупках для малого бизнеса

Иными словами, организация может быть лишена возможности участия в конкретной закупке только потому, что не является СМП или СОНО.

Во-вторых, для СМП и СОНО предусмотрены сокращенные сроки оплаты по контракту – 15 рабочих дней вместо 30 календарных для всех остальных участников закупок.

Таким образом, СМП и СОНО хоть в целом и имеют преимущества в закупках, но конкурируют только между собой и потому в рамках конкретных торгов условия для них, как правило, оказываются равными. При этом важно понимать, что среди СМП и СОНО могут оказаться организации инвалидов уже со своими преимуществами.

Условия, ограничения и запреты на допуск импортных товаров

Допуск иностранных товаров

Как уже говорилось, с точки зрения терминологии 44-ФЗ, обозначенные исключения из применения национального режима преимуществами не являются. И все же, поскольку речь идет о более выгодных условиях участия в закупке одних лиц по сравнению с другими (вплоть до полного отстранения), их можно вполне обоснованно рассматривать как преимущества участникам закупок.

Преимущества по условиям допуска товаров иностранного производства

В чем заключаются: оценка заявки с предложением отечественных товаров по сниженной на 15 % цене либо заключение контракта на поставку иностранной продукции по сниженной на 15 % цене.

Условия предоставления преимуществ:

  • предмет закупки включен в перечень, утвержденный приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н;
  • участник закупки готов поставить товары, произведенные исключительно в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Как реализуются: при всех формах торгов кроме аукциона оценка заявок с предложением продукции из стран ЕАЭС по цене контракта производится с понижающим 15 % коэффициентом.

Например, заказчик запросом котировок определяет поставщика мебели (включена в перечень). Один участник предлагает мебель, произведенную в России по цене 150 тыс. рублей, а другой участник предлагает шведскую мебель за 140 тыс. рублей.

В данном случае заявка первого участника будет оценена по сниженной на 15 % цене, то есть 127 тыс. 500 рублей, что позволит ему стать победителем закупки. При этом в контракте будет указана цена, предложенная участником, то есть 150 тыс. рублей.

При проведении аукциона будет на 15 % снижена цена контракта, если победителем окажется поставщик иностранной продукции.

На том же примере с поставкой мебели это будет выглядеть так: поставщик шведской мебели станет победителем аукциона, поскольку предложил меньшую цену, однако итоговая цифра в контракте будет снижена еще на 15 %, то есть 119 тыс. рублей.

Таким образом, поставщикам иностранной продукции невыгодно участвовать в закупках, предметом которых являются товары из перечня по приказу Минфина России от 04.06.2018 N 126н.

Участвовать в закупке или нет?

Однако здесь действует аналогичное правило: если предметом закупки являются несколько видов товаров, часть из которых в перечне отсутствует, то преимущества не предоставляются и закупка осуществляется на равных для всех условиях.

Преимущества при запретах и ограничениях закупок товаров иностранного производства

В отношении отдельных видов импортных товаров могут быть установлены ограничения (например, медицинские изделия, пищевые продукты) и запреты допуска (например, товары машиностроения, программное обеспечение). Смысл тех и других сводятся к полному исключению из участия в закупке поставщиков иностранной продукции.

Иными словами, в данном случае поставщики отечественной продукции могут не бояться конкуренции со стороны зарубежных производителей, способных предложить товар с лучшими характеристиками.

Кому не предоставляются преимущества при осуществлении закупок (список)?

  • Все участники (за исключением организаций УИС или инвалидов, СМП и СОНО, а также поставщиков товаров, произведенных на территории ЕАЭС).
  • Организации УИС или инвалидов (если закупаемый товар или их часть отсутствует в перечне, или участниками не заявлено требование о предоставлении преимуществ).
  • Поставщики товаров, произведенных на территории ЕАЭС (если закупки таких товаров не запрещены, ограничены или их допуск не сопровождается дополнительными условиями).
Равенство участников - принцип осуществления закупок

Таким образом, по общему правилу преимущества в закупках не предоставляются никому, и даже участникам, у которых есть такая возможность, они не гарантированы во всех случаях.