Рубрики

Коррупция в правоохранительных органах. Причины коррупции. Понятие коррупции в российском законодательстве

Понятие коррупции известно каждому гражданину. Это тяжелое преступление, от которого страдает общество и государство. Особенно важная тема, которую здесь стоило бы отметить, - это коррупция в правоохранительных органах. Как противостоять такому явлению? Какие методы борьбы с коррупцией существуют? На все эти и другие вопросы будут даны ответы в статье.

Понятие коррупции

Для начала стоило бы разобраться с вопросом о том, что же представляет собой коррупция. Определение этого понятия, согласно наиболее распространенному толкованию экспертов-лингвистов, выглядит следующим образом: это общественное явление, при котором действия должностных лиц наносят значительный материальный и экономический ущерб государству, обществу или отдельной компании.

Самый частый вид коррупции - получение денежной суммы за нанесение ущерба прямым или косвенным путем организации или государству. Человек, задействованный в коррупционных схемах, почти всегда заинтересован и в материальной выгоде. При этом он осознает или лишь частично понимает вредные последствия своих действий. Коррупция всегда выходит за рамки законов, норм отраслей и общественных устоев. Некоторые люди, например, любят повторять о том, что взяточничество - это "устоявшаяся в стране традиция", "неустранимый элемент государственного менталитета" и т. д. Такие граждане либо сами являются коррупционерами, либо попросту не понимают, о чем говорят.

Что еще можно сказать о таком явлении, как коррупция? Определение, принятое организацией Transparency International, гласит о том, что взяточничество - это своеобразное злоупотребление доверенными ресурсами. Еще более интересное определение дает Уголовный кодекс РФ. Коррупция (статья 290 и ст. 291 УК РФ) - это совокупность вариантов использования гражданином своего рабочего положения, как правило, в угоду собственной выгоде и в противовес интересам общества.

О причинах коррупции

Представить все возможные причины коррупции будет не так уж и просто. Разные исследователи и специалисты составляли собственные классификации, дающие представление об условиях и причинах взяточничества. И тем не менее выделить некоторые основные источники коррупционной деятельности все-таки можно.коррупция в правоохранительных органах

Первое, что здесь необходимо обозначить, именуется теорией экономической природы. В нее входят тезисы о соотношении издержек и прибылей. Речь идет о тех случаях, когда человек, обладая некоторым ресурсом, принимает решение присвоить некоторую его часть себе. Делает он это для собственной выгоды, причем прекрасно осознавая все последующие риски. Гражданин понимает, что если он продолжит работу в штатном режиме, он получит гораздо меньшую выгоду, чем при осуществлении незаконных действий. Отсюда вытекает вторая теория происхождения коррупции.

Теория "поведенческой модели" предполагает, что в основе коррупции лежит фактор получения различных преимуществ через ренту. Например, человек, осуществляющий свои трудовые функции на каком-либо посту, знает о возможностях получения прибыли при помощи предоставленных под его контроль средств. Осознавая безотказность и величину выгоды, человек попросту становится не способен сдерживать себя и свое поведение. Специалисты говорят, что поведенческая модель является еще более опасной и распространенной, чем модель экономической природы.

Какие еще причины коррупции здесь можно обозначить? Эксперты говорят о неэффективности работы той или иной организации как об основной причине взяточничества. Здесь идет речь о тех случаях, когда человек, занимая то или иное служебное положение, начинает осознавать медлительность и непрочность штатных механизмов. Работнику приходит в голову мысль о том, что куда быстрее было бы запустить определенный процесс при помощи дачи взятки. Подобные случаи можно охарактеризовать как "коррупцию вследствие профессионального прагматизма". Вот только заканчиваются они всегда не самым лучшим образом.

Коррупция в правоохранительных органах: статистика

Система правоохранительных органов до сих пор остается одной из самых коррумпированных в стране. Причем вред от взяточничества в этой сфере не только экономический, но и, что самое страшное, социальный. Прокуратура, полиция, Следственный комитет, ФСБ и многие другие структуры доставляют государству и обществу громадный вред, когда осуществляют коррупционные действия. Простой пример: органы внутренних дел за определенную сумму денег не обращают внимания, а то и вовсе "крышуют" какого-нибудь преступника. Тот, в свою очередь, продолжает нарушать закон. Подобные случаи в стране - далеко не редкость.

Уровень коррупции в правоохранительных органах остается невероятно высоким. Так, результаты уголовных дел показывают, что наиболее коррумпированными органами являются инстанции, как раз-таки призванные вести борьбу со взяточничеством. По состоянию на 2015 год Россия в рейтинге стран по индексу восприятия коррупции занимает 119-е место из 170 исследованных государств (первое место у Дании - страны с наименьшими показателями коррупции).

Причины коррупции в органах правоохраны

Коррупция в правоохранительных органах имеет ряд объективных и необъективных причин. К объективным причинам стоит отнести:

  • недостаточно хорошо проработанный закон о противодействии коррупции;
  • относительную терпимость работников правоохранительных органов к коррупции и к ее проявлениям;
  • крайне низкий уровень правовой культуры (прививаемой в школах и высших учебных заведениях);
  • некачественную надзорно-контрольная деятельность в сфере правоохранительных органов;
  • низкий уровень заработной платы у работников обозначенных инстанций.коррупция определение

Последняя объективная причина и вовсе представляет собой замкнутый круг. С одной стороны, коррупционные проявления являются настолько частыми из-за низкой зарплаты сотрудников (тем более в сравнении с другими странами). С другой стороны, именно коррупция является основным препятствием к повышению минимальной зарплаты, улучшению благосостояния народа и т. д. Стоит также обозначить субъективные причины, вследствие которых столь масштабным представляется сегодня такое явление, как коррупция в правоохранительных органах. Эксперты здесь выделяют:

  • Чувство безнаказанности за свои поступки. Напрямую связано с неэффективной контрольно-надзорной деятельностью определенных органов. Сюда же стоит отнести такой способствующий коррупционным действиям фактор, как статус неприкосновенности депутата или судей, значительно повышающий чувство безнаказанности.
  • Жадность и корысть. Эти субъективные факторы также связаны с одним объективным - низкой заработной платой сотрудников. Когда уровень жизни у работников и так высокий, мотивация воровать становится немного ниже. Простой пример - европейский страны. В Дании, Швеции, Финляндии и многих других западных государствах уровень взяточничества предельно низок. А причина тому проста: строгий контроль и достойные зарплаты.
  • Дурной пример коллег. Принцип "все воруют, и я ворую" был услышан судами десятки миллионов раз. Срабатывает и конформизм, и нежелание оставаться белой вороной.

Таким образом, субъективные причины коррупции связаны в первую очередь с личностью преступника, а не со всей системой. Все представленные источники взяточничества помогают составить программу о противодействии коррупции. О ней будет рассказано далее.

Законодательство РФ о противодействии коррупции

Важнейший источник, посвященный борьбе с коррупцией, - это Уголовный кодекс РФ. Именно в нем закрепляется понятие представленного явления и устанавливается наказание за него ("Коррупция" - статья 290, а также 291). Помимо Уголовного кодекса существует также Федеральный закон от 25.12.2008 года. На данный момент это самый крупный нормативно-правовой акт, посвященный рассматриваемому преступлению. В нем закрепляются основные термины и понятия, профилактические меры, методы международного сотрудничества, основные принципы борьбы и т. д. До появления представленного законопроекта органы власти руководствовались "Национальной стратегией противодействия коррупционным явлениям".причины коррупции

В 2014 году государство взялось за разработку национального антикоррупционного плана, предусматривающего работу государственных институтов в области противодействия рассматриваемому явлению. Национальный план был принят указом президента РФ. По мнению специалистов, это программный источник, целью которого является ликвидация ключевых источников и факторов, из-за которых формируется база для возникновения такого явления, как коррупция.

В системе правоохранительных органов рассматриваемая проблема особенно актуальна. Именно поэтому национальный план регламентирует отдельные положения, посвященные борьбе с коррупционными связями в системе охраны права. Далее будет рассказано об основных методах такой борьбы.

Развитие правовой культуры как основной способ борьбы с коррупцией

Проблема коррупции в правоохранительных органах не может быть решена каким-то особым, оригинальным методом. Здесь применимы все те же способы борьбы, что и в остальных случаях. Об одном из таких методов будет рассказано далее.

За последние 30 лет существенно выросло число коррупционных действий. Это явилось следствием отрицательных социокультурных процессов. Можно долго спорить о том, связаны ли как-то эти процессы с разрушением советской парадигмы права. Однозначно здесь можно сказать только одно: именно отсутствие четкой идеологии, направленной на воспитание в гражданах ненависти к коррупционным проявлениям, смогло бы значительно улучшить ситуацию.коррупция статья

Каким образом развитие определенных идеалов и примеров для подражания сможет помочь системе охраны права? Во-первых, нужно стараться искоренять в сотрудниках правоохранительных органов чувство терпимости к разного рода экономическим правонарушениям. Именно терпимость, безразличие к коррупции является наиболее опасным элементом внутри всей системы. От терпимости происходит чувство некой всеобщности, всеобъемлемости нарушений. Здесь же появляется и конформизм: когда воруют почти все сотрудники, почему бы не сделать нечто подобное и остальным? Это, в свою очередь, порождает чувство безнаказанности.

Каким образом необходимо развивать в сотрудниках рассматриваемой системы соответствующие, не приемлющие коррупцию идеалы? Самый действенный метод - это специальные курсы, лекции и семинары. Данный подход может оказаться несколько устаревшим и слишком формальным. Однако подобная политика до сих пор остается самым эффективным методом борьбы. Не стоит недооценивать роль просвещения. Грамотное построение лекций, подбор примеров и статистики - все это поможет побороть такое опасное явление, как коррупция в органах внутренних дел.

Надзор и контроль

Своевременное проведение проверок в различных государственных инстанциях - наверное, самая оптимальная и эффективная профилактика. Коррупция в правоохранительных органах вряд ли может быть побеждена без качественной работы контрольно-надзорных органов. Органы прокуратуры, Следственный комитет - это все те органы правоохраны, которые должны осуществлять надзор за прочими, такими же органами. Здесь возникает существенная проблема: получается, правоохранительные органы проверяют сами себя? По сути, все так и есть. Другие варианты по действующему законодательству пока не предусмотрены, а потому остается работать с тем, что есть.о противодействии коррупции

Лучшим выходом из сложившейся ситуации будет строжайшая подотчетность. В принципе, она существует и сегодня, однако нуждается в значительных доработках. Доходы и расходы всех лиц должны быть открыты. Все финансовые ходы сотрудников должны "просвечиваться" абсолютно для всех российских граждан. Не должно создаваться ситуаций, когда какое-нибудь лицо не может объяснить происхождение у него дорогостоящих предметов или крупных материальных средств.

Коррупция в полиции, прокуратуре, Следственном комитете и прочих органах правоохраны не может быть удалена без проведения кадровых "чисток". Речь здесь идет не только об увольнении сотрудников, что не могут объяснить происхождение у них какой-либо материальной ценности, но и о банальной переаттестации, необходимости своевременно повышать свой квалификационный уровень и т. д. Кадровый состав обязан постоянно меняться, работники не должны "засиживаться" на одной должности по нескольку лет. Это простой, но в то же время очень действенный способ.

Критерии отбора работников

Отдельно стоит рассказать и о еще одном замечательном методе борьбы с коррупцией. Речь идет о тщательном отборе граждан, желающих осуществлять трудовую деятельность в органах правоохраны. Комиссии по набору сотрудников должны проводить качественную проверку всех поступающих на службу людей. Ни у одного сотрудника не должно быть криминального прошлого, а ряд деловых и личных качеств необходимо сверять со стандартами. Безусловно, не стоит проводить оценивание вероятной подверженности того или иного сотрудника коррупции. Отказ в приеме на работу с полученными в ходе такого оценивания формулировками будет крайне необъективным. Действовать нужно несколько другими способами.проблема коррупции в правоохранительных органах

Воспитания правовой культуры среди уже существующих сотрудников явно будет недостаточно. Все-таки приоритет необходимо отдавать кадровому аппарату, набирающему новых сотрудников. Слияние криминала и правоохранительных органов - очень опасная тенденция. Избежать ее можно только качественным отбором новых сотрудников.

Зарубежный опыт и взаимодействие со СМИ

Нельзя отрицать тот факт, что в последнее время российские СМИ стараются тщательно замалчивать сведения о некоторых экономических махинациях тех или иных должностных лиц. Такие дела освещаются крайне неохотно. Стоит ли говорить и о возможных коррупционных действиях многих других лиц, до сих пор занимающих высокопоставленные должности?

Как должны работать СМИ? Во-первых, информация должна подаваться в независимой форме, в полном соответствии со всеми достоверными данными. Речь должна идти и о таком явлении, как предупреждение коррупции: все-таки борьба должны быть направлена на источник, а не на результат. Во-вторых, СМИ должны обращать внимание на зарубежный опыт. Следует учитывать политику тех стран, что на данный момент, согласно составленным рейтингам, являются наименее коррумпированными государствами Дания, Новая Зеландия, Финляндия, Исландия и т. д. В этих странах и вовсе отсутствует такое явление, как коррупция в правоохранительных органах. Статистика показывает, что подобного результата представленные страны смогли добиться не путем репрессий и жестоких наказаний, а путем разрушения самих факторов, способствующих коррупции. Что это за факторы? Это бедность среди населения, плохое качество услуг, отсутствие социальных лифтов и т. д. Эффективность представленного метода легко подтверждается сравнением заработных плат в России и, например, в Дании. Средний доход полицейского в Дании составляет порядка 5 тыс. евро, в России же - максимум 500 евро. Здесь стоит отметить один простой факт: тот же рейтинг коррумпированных стран наглядно иллюстрирует, что чем ниже уровень благосостояния граждан в государстве, тем больше происходит экономических преступлений.основные формы коррупции в деятельности правоохранительных органов

Таким образом, власти Российской Федерации в борьбе с коррупцией должны обращать внимание в первую очередь на зарубежный опыт успешных стран. Роль СМИ здесь также очень важна. Граждане России должны наблюдать за тем, как основные формы коррупции в деятельности правоохранительных органов побеждаются путем качественной и эффективной политики государства. Народ должен знать причину коррупции, то, из-за чего это явление в принципе существует и приобретает все больший объем.

Критерии эффективности антикоррупционной политики

Реализация антикоррупционной политики возможна в первую очередь благодаря существующей политической элите. Только благодаря волевым действиям властных структур финансовых преступлений может стать меньше. У государства есть ряд специальных технологий, позволяющих определить как неудачи, так и значительные успехи в области противодействия коррупции.

Эксперты выделяют ряд этапов, входящих в "волевой алгоритм" противодействия коррупции. Сюда относятся:

  • борьба мотивов (возможных целей и организационных функций, экономической целесообразности и обоснованности с точки зрения права и т. д.);
  • разработка окончательного решения;
  • инициации определенных действий органами власти;
  • поддержка решений социальными слоями, СМИ и прочими общественными инстанциями;
  • корректирование задач и целей;
  • оценивание результатов (сравнение желаемого и достигнутого).

Проводить критерии эффективности возможно уже при помощи названных шагов. При этом некоторые эксперты выделяют и другие оценочные элементы. К ним относятся, например, технологии реализации антикоррупционной политики:

  • одобрение новых политических и правовых ценностей;
  • разработка специальных стратегий;
  • консолидация институтов гражданского общества и властных структур;
  • устранение ошибок и сбоев в системе функционирования антикоррупционных инстанций и другое.

Само понятие коррупции в российском законодательстве должно оцениваться не только при помощи объективных показателей, но и в контексте социальных, духовных и экономических последствий. Должно создаваться два подхода к оцениванию уровня коррупции в стране: один - государственный, а другой - независимый (речь идет о мониторингах, СМИ и т. д.). Только многофакторный подход позволит качественно оценить всю сложившуюся ситуацию, а также грамотно обозначить критерии эффективности политики по противодействию коррупционным связям.