Задача каждого предприятия, будь то государственная организация или частная, - быть не только рентабельным, но еще и приносить определенный доход, причем чем большим он будет, тем, конечно, лучше. Наряду с этим понятием существует и такой термин, как "прибыль". Это, вопреки расхожему мнению, нечто иное.
Три основных термина
Современному человеку, далекому от предпринимательской деятельности и имеющему не такие уж богатые познания в экономике, довольно сложно провести более или менее отчетливую разграничительную линию между, к примеру, доходом, выручкой и предметом, рассматриваемым в этой статье.
Для облегчения понимания рассмотрим ключевые различия между этими, казалось бы, столь похожими терминами.
Выручка
Именно это понятие можно назвать самым известным и самым часто (пусть и ошибочно) употребляемым. Если говорить максимально просто, то под выручкой следует понимать деньги, полученные частным предпринимателем или, к примеру, госпредприятием за определенный товар. Это не обязательно должны быть сделки формата «купля-продажа». С тем же успехом выручкой считается плата за услуги маникюра или, допустим, мойки машины.
Одним словом, это плата за что-либо, компенсация заявленной стоимости. Стоит ли говорить, что прибыль – это нечто иное?
Доход
Термин, обозначающий явление, также весьма далекое от предмета, рассматриваемого в данной статье. Если максимально упростить процессы и свести определение к допустимому минимуму, можно говорить о том, что под доходом следует понимать величину, на которую увеличивается капитал того или иного предприятия при определенных условиях, будь то временные рамки или, к примеру, проведение какой-то особенной распродажи.
Валовая прибыль
Наконец, медленно, но верно мы подбираемся к предмету, рассматриваемому в этой статье. Валовая прибыль – это та самая разница между доходом и расходом, остающаяся в сухом остатке.
Самым простым примером в этом отношении будет продажа чего-либо. Валовую прибыль в данном случае будет составлять разница между себестоимостью товара и вырученными за него деньгами. В народе это, кстати, чаще всего называют наценкой.
В случае полноценного промышленного предприятия ситуация, конечно, будет несколько иной, однако принцип остается примерно тем же. Не нужно быть профессиональным экономистом для того, чтобы понять, что на основании исключительно таких расчетов корпорацию уровня Apple не построишь. Валовая прибыль – это еще далеко не показатель успешности предприятия.
Окончательный вариант
Предыдущий вариант рассматриваемого нами понятия представляет собой, как уже говорилось, своего рода наценку. Этот показатель вполне годится для работы с банковскими системами или, к примеру, подходит для поиска потенциальных покупателей акций или меценатов. Для определения реальной финансовой картины валовая прибыль предприятия не годится. В этом случае не учитываются все обязательные расходы вроде выплаты заработной платы, налогов или, к примеру, закупки оборудования.
Чистая прибыль предприятия – это то, что, по сути, остается в сухом остатке после совершения всех необходимых выплат. Только этот показатель может продемонстрировать реальную финансовую картину. Таким и только таким образом определяется целесообразность тех или иных действий, да и работы организации в целом.
Что влияет на определение показателей
Чистая прибыль организации напрямую зависит от целого ряда факторов, которые должен учитывать каждый предприниматель или руководитель предприятия (генеральный директор, глава совета акционеров и т. д.).
В первую очередь это, конечно, определенный объем налоговых обязательств. Именно на этот параметр обязательно уходит определенный процент прибыли, если, конечно, мы говорим о законной предпринимательской деятельности.
Еще один параметр, на который уходит валовая прибыль организации – это размер себестоимости. Конечно, в этом случае речь идет, скорее, о косвенных расходах, однако об этом не следует забывать, считая вырученные с той или иной сделки деньги.
Чем большей будет себестоимость товара, тем меньшей (в большинстве случаев) будет чистая прибыль в силу целого ряда условий. К примеру, она во многом определяется общими рыночными условиями, устанавливающими итоговую стоимость товара или услуги. По сути, если цена будет слишком высокой (выше, чем стоимость аналогичных, конкурирующих товаров или услуг), товар или услуга попросту не будут продаваться в силу наличия других, более выгодных предложений.
Наконец, последний параметр, закономерно вытекающий из двух предыдущих – это объемы выручки.
Система расчета
Для того чтобы узнать, какую точно сумму составляют чистая прибыль и убытки, следует провести следующий ряд действий:
- Произвести расчет всех имеющихся производственных затрат. Это может быть показатель за месяц или, к примеру, с момента основания компании – все зависит от требуемого результата.
- Вычислить так называемый валовый доход. Схема расчета в данном случае максимально проста: для определения необходимо из общей суммы выручки вычесть производственные затраты (оплату труда, расходы на приобретение оборудования, счета за электроэнергию и т. д.). На данном этапе очень важно также адекватно соотнести валовую прибыль и убытки, поскольку они составляют отдельную, порой весьма немалую статью расходов предприятия.
- Наконец, последний этап вычислений – непосредственный расчет с учетом полученных показателей. Для получения необходимого результата следует размер валового дохода уменьшить на сумму всех платежей, произведенных организацией за конкретный временной промежуток. К ним относятся всевозможные акцизы, налогообложение, прочие платежи в бюджет.
Для чего необходимы данные расчеты
Отчет о прибылях и убытках составляется прежде всего для адекватной оценки деятельности компании, частного предприятия или государственного учреждения. Получив соответствующие показатели, можно определить, правильное ли направление деятельности было выбрано, какие плоды принесли те или иные мероприятия, какой процент убытка понесла организация, или наоборот – во сколько раз увеличились активы.
Одним словом, расчет чистой прибыли – это именно то действие, без которого невозможна деятельность ни одной из компаний, поскольку именно от получаемых показателей зависит направление дальнейших действий и принятие тех или иных мер. Кроме того, любая организация, будь то государственное учреждение или частное предприятие, является частью более крупной, более глобальной системы, а потому крайне важно иметь представление о том, насколько целесообразен выбранный путь в целом.